Программа курса этики человеческих отношений
рабочая программа (9 класс) по теме

Терехова Татьяна Ивановна

Пояснительная записка к программе курса этики человеческих отношений в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_etiki.doc59.5 КБ
Office presentation icon rol_urokov_etiki_v_shkole-internate.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Программа курса этики человеческих отношений для воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема. Актуальность.

Роль семьи для человека велика. В семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). По наблюдениям специалистов причины неудач в общении, характерные для большинства выпускников, обусловлены специфическими особенностями их личности:

- отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться;

- неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития;

- у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;

- эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;

- низкая самооценка, неуверенность в себе.

Это приводит к тому, что выпускники школы-интерната испытывают большие трудности во взрослой жизни, неумение строить отношения в семье и обществе. Поэтому подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни является очень серьезной и сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Цели обучения этике человеческих отношений. Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Складываются две стороны  назначения этического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира этическим методом.

Детей нужно учить этике и нравственности так же, как наукам, музыке, искусству. И это обучение требует постоянного внимания и совершенствования.

Без базовой нравственно-этической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе-интернате  этика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин: литературы, истории, обществознания, биологии, химии и др.

Ведущую роль играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе проигрывания ситуаций – основной учебной деятельности на уроках этики – развивается творческая и прикладная стороны мышления. Использование на уроках этики дополнительную литературу, афоризмы известных людей мира, пословицы и поговорки дает возможность развивать у учащихся точную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие средства.

Роль нравственно-этической подготовки в общем образовании воспитанника ставит следующие цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате:

  1. овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната;
  2. интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
  3. Формирование представлений о законах этики, об этике как методе познания действительности:
  4. Формирование представлений об этике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.

Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения этике человеческих отношений должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики этики как учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.

Формирование нравственно-этической культуры  воспитанника – довольно широкое и емкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить  в гармонии с  самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств обучения, компьютерных технологий. Помимо традиционных желательно использование методов обучения в группе Методы обучения в группе – это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, «мальчишники» и «девишники», упражнения-энергизаторы (физминутки).

Критерием успешной работы учителя должно служить качество нравственно-этической подготовки воспитанников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-либо метода, приема, формы и средства обучения.

Необходимо ориентировать учебный процесс на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Структура курса этики человеческих отношений. В курсе этики человеческих отношений 5 – 11 классов с учетом возрастных особенностей воспитанников и сложившихся традиций выделяются две ступени обучения: основная школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы). В основной школе изучается предмет «этика человеческих отношений», в старшей школе – «Этика и психология семейной жизни».

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5-7 классах систематическое развитие понятия этики.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5 классе является знакомство и систематическое развитие понятия этики, культуры речи, выработка умений продуктивно общаться, формирование умений подчиняться требованиям и правилам, ориентироваться на социальные нормы. Знакомятся с понятиями ПАВ – психоактивное вещество, причинами употребления ПАВ, учатся соблюдать безопасность и сопротивляться давлению.

В ходе изучения курса воспитанники развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 6 классе является систематизация этических знаний.

Воспитанники познают, как быть принятыми окружающими людьми.      В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. Продолжается индивидуальная работа  по самовоспитанию.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 7 классе является расширение понятия ответственность, развитие стремления к самовоспитанию.

Воспитанники должны прожить, прочувствовать, познать зависимость его личностных «хочу» от «надо» и наоборот.                В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля,  деликатность, внимание.

Курсу присущи системообразующий и  обобщающий характер изложений, направленный на закрепление и развитие  умений и навыков, полученных в 5-6 классах.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 8 классе является расширение  знаний о себе и человеке в целом, развитие эмоциональной сферы воспитанников, снижение половой агрессивности.

У воспитанников прививается чувство  ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Раскрываются понятия достоинство, женственность, мужество, великодушие.  В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера:  злобность, жестокость, злословие.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 9 классе является формирование понятия смысла и цели жизни человека, представления о сексуальных отношениях, гигиене и безопасности, навыков взаимоотношений между девушкой и юношей, понимание своей роли в обществе.

Воспитанники познают противоречия личных интересов с общественными.               В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5-7 класс

Человек среди людей

Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность.

Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения.

Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.

Самовоспитание

Поведение  на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству.

Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных..

Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.

Ответственность

Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.

Полезные и вредные привычки

Полезные и вредные привычки.

ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты.

Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления?

Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.  

Здоровье

Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье?  За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!

8-9 классы

Роскошь человеческого общения

Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит?  Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Забота.  Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она.

Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло.

Умей познать другого.

Дружба и любовь

Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба.

Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство.

В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь – величайшая ценность.

Ответственность

Свобода и ответственность Преступление и наказание. Законы и правила.

Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого.

Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила.

 Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?

Вредные и полезные привычки

Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания!

Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?

Здоровье

В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕРЕХОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ГОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла

Слайд 2

Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). Роль семьи

Слайд 3

Причины неудач в общении отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться; неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития; у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь; эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них; низкая самооценка, неуверенность в себе

Слайд 4

Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Слайд 5

Назначение этического образования практическая духовная

Слайд 6

литература право этика обществознание биология химия

Слайд 7

Цели обучения этике овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната; интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе; Формирование представлений о законах этики, об этике как методе познания действительности; Формирование представлений об этике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.

Слайд 8

Цели программы Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями , а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения для социализации воспитанников школы-интерната

Слайд 9

Формирование нравственно-этической культуры воспитанника – довольно широкое и ёмкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.

Слайд 10

Задачи курса Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации об этике человеческих отношений, способствование увеличению знаний воспитанников путем обсуждения проблем, связанных с общением. Формирование у воспитанников мотивационной сферы этического поведения. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению воспитанников понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. Учить воспитанников эффективно общаться, делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. Воспитывать стремление к самовоспитанию.

Слайд 11

Структура курса этики человеческих отношений 5 класс - развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь 6 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. 7 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание. 8 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие. 9 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.

Слайд 12

Содержание курса 5-7 класс Человек среди людей Само- воспитание Ответ- ственность Полезные и вредные привычки Здоровье

Слайд 13

Содержание курса 8-9 классы Роскошь человеческого общения Дружба и любовь Ответствен- ность Вредные и полезные привычки Здоровье

Слайд 14

Человек среди людей (5-7 классы) Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность. Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения. Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.

Слайд 15

Роскошь человеческого общения (8-9 классы) Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит? Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она. Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло. Умей познать другого.

Слайд 16

Самовоспитание (5-7 классы) Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству. Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных.. Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.

Слайд 17

Дружба и любовь (8-9 классы) Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба. Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство. В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь – величайшая ценность.

Слайд 18

Ответственность (5-7 классы) Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.

Слайд 19

Ответственность (8-9 классы) Свобода и ответственность. Преступление и наказание. Законы и правила. Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого. Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила. Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?

Слайд 20

Полезные и вредные привычки (5-7 классы) Полезные и вредные привычки. ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты. Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления? Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.

Слайд 21

Вредные и полезные привычки (8-9 классы) Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания! Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?

Слайд 22

Здоровье (5-7 классы) Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!

Слайд 23

Здоровье (8-9 классы) В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.

Слайд 24

Методы достижения поставленных целей и задач

Слайд 25

Комбинация традиционных и групповых методов обучения Лекции Аудио-визуальные средства Наглядные пособия Обсуждение в группах Ролевые игры, сценки Выступление в роли обучающего

Слайд 26

Мозговой штурм Групповая дискуссия Ролевое моделирование Проблемное обучение (научное творчество,практическое творчество, художественное творчество) Активные методы обучения Игровые технологии Групповые технологии (КТД)

Слайд 27

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения этике человеческих отношений и в воспитательной работе в условиях школы-интерната просто необходимо. В связи с тем, что специальных учебников по этике нет, при изучении курса учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации: литературой, интернетом, средствами массовой информации, анализировать, выбирать нужное, сравнивать и делать выводы.

Слайд 28

В каждом классе каждый воспитанник (можно группа) должен выбрать тему для исследования, ознакомиться с информационными источниками по этой теме, выполнить творческую работу, оформить ее в форме реферата, презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики. Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.

Слайд 29

Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий: ИКТ ; проблемных, исследовательских образовательных технологий; развивающих образовательных технологий.

Слайд 30

На уроках этики, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению этих проблем, обеспечивается оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

Слайд 31

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ: 5 класс Просить или не просить? Курить или не курить? Можно ли создать самому свое настроение? Пословицы и поговорки о курении.

Слайд 32

6 класс Внутренняя и внешняя воспитанность. Как я могу совершить благотворительность? Хорошо ли быть равнодушным? Есть ли границы у ответственности? Манипулирование. Хорошо или плохо? Кто в ответе за мое здоровье? Пословицы и поговорки о пьянстве.

Слайд 33

7 класс Характер – от рождения или от воспитания? Человек может все?! Стеснительность: хорошо или плохо? Мифы об алкоголе. Мифы о наркотиках. Перед кем и за кого я несу ответственность? К чему приводит лень?

Слайд 34

8 класс Жить с достоинством. Что это значит? Могу ли я быть волшебником? Кто заботится о тебе, и о ком заботишься ты? Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки? Как правильно общаться? Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков) Умеем ли мы дружить? Любовь или влюбленность?

Слайд 35

9 класс Как мы общаемся? Совесть. Нужна ли она? Законы и правила. Если их не соблюдать… Зачем нужны добрые дела? В чем смысл жизни человека? В чем смысл любви? Почему уходит любовь? Рыцари – это современно? Какова она – современная девушка? Человек свободного общества. Свободен ли я? Есть ли у нас рабство? Ценностные ориентации подростков. Как я могу получить то, что хочу.? Можно ли прожить без алкоголя? Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)

Слайд 36

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Активное обучение помогает перейти от программных форм и методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Активные методы на уроках этики: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, проигрывание ситуаций, коллективная творческая деятельность и др., игры в форме телепередачи «Что, где, когда?», «Окна», «Звездный час» и т.п.

Слайд 37

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭТИКИ: «Маски», «Жесты», «Иностранец», «Художник», «Глухой телефон», «Сочиняем сказку», «Я садовником родился», «Если бы я был волшебником», «Цветопись настроения», «Жмурки», «На улице» и др.

Слайд 38

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Алгоритм группового обучения: Установить правила и обучить им. Назначить каждому свою роль. Распределить задания и каждому указать время его выполнения. Дать классу ответный комментарий.

Слайд 39

Все перечисленные технологии применяются при обучении воспитанников этике в комплексе, они взаимосвязаны между собой. Программа курса этики человеческих отношений дает широкие возможности для использования современных образовательных технологий и предполагает их обязательное применение.

Слайд 40

Проблемы использования методов обучения Дети могут начать обсуждать недетские проблемы. В этом случае неоценима роль учителя в создании положительной психологической атмосферы на уроках, без которой применение эффективных методов обучения этике невозможно. Разные ответы групп на один и тот же вопрос. Учитель должен в этом случае констатировать факт наличия разных мнений (ответов) на один и тот же вопрос, поблагодарить каждую группу за ответ, никогда не критиковать никакие ответы, сказать, что все ответы отражают разные стороны сложной реальности, что каждая группа права по-своему.

Слайд 41

Ожидаемые результаты Нравственно-этическое образование внесет вклад в формирование общей культуры воспитанника школы-интерната. Изучение этики способствует этическому воспитанию, пониманию красоты и изящества в природе и жизни. Овладев конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования, воспитанники школы-интерната легче адаптируются в обществе после окончания школы. Полученные знания , а также здоровые установки и навыки ответственного поведения будут играть существенную роль для социализации воспитанников школы-интерната.

Слайд 42

Программа курса по этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна на сегодняшний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки этики человеческих отношений в школе-интернате

Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицател...

Открытый классный час "Мир человеческих отношений"

Данная разработка также может использоваться по следующим темам : "что значит для меня моя семья", "мир человеческих отношений". Классный час расчитан на 20 минут....

Деловая игра "Мир человеческих отношений"

расширить этический кругозор в логике этике отношений учащихся; совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности....

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Развивающая программа "Мой дом" по формированию культуры человеческих отношений, для детей 7-14 лет.

В течение трех лет работаю по проблеме "формирования культуры человеческих отношений" в условиях детского дома, программа совершенствовалась изходя из потребностей воспитанников. В 2018 году...

Программа курса "Этика и психология семейной жизни"

Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)...