Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».
проект (9 класс) на тему

Баева Марина Леонидовна

В данной работе рассматривается влияние проектной деятельности на учебно-воспитательный процесс в отдельном взятом классе на протяжении 7 лет.

В работе показаны результаты самоопределения подростков, выбор ими дальнейшего пути после окончания 9-го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».

Баева М.Л.

16.02.12г.

Учащиеся 9Б класса вовлечены  в работу над проектами с начальной школы. Под руководством классного руководителя они выполняют различные проектные работы. Это и социальный проект, и образовательный проект, социально-образовательный проект, исследовательский проект.

Особое место занимает работа над социально-образовательным проектом. Эта работа направлена на постановку и решение проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Здесь требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и организации самостоятельного действия ребенка.

Схема социально-образовательного проекта:

  1. востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;
  2. участие ребенка в создании замысла проекта, включающего в себя анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;
  3. реализация проекта должна соответствовать следующим условиям:
  1. управление ресурсами (человеческими, знаниевыми, пр.);
  2. коллективно-распределительный характер деятельности;
  3. кооперация с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю;

      4) образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта (претворения его в жизнь) с позиции обеспечения рефлексии ребенка на используемые средства, полученные результаты, эффективность деятельности, планирование нового цикла.

 

В этом учебном году мы работаем над социально-образовательным проектом «Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».

Цель: освоение общественного опыта, развитие критического мышления, поиск своего места в системе социальных отношений.

Задачи «Четырех С», решаемые учащимися:

  1. Самоопределение;
  2. Самостоятельность;
  3. Самоутверждение;
  4. Социальное признание Деятельности.

Задачи педагога:

  1. Пробудить интерес к поиску своего места в жизни;
  2. Показать возможности критического мышления;
  3. Направить энергию активных и успешных учащихся на помощь остальным членам коллектива;
  4. Создать ситуацию успеха;
  5. Привлечь родителей к совместной работе. Создать равно- партнерскую группу: Ученик – Родитель – Учитель (классный руководитель).

План работы:

  1. Определение состава участников, соисполнителей – класс, родители, учителя;
  2. проведение исследовательской работы по сбору информации и ее анализ. Изучение нормативных документов.
  3. обоснование цели и задач, технологических решений;
  4. Обработка собранной информации;
  5. Описание ожидаемых результатов;
  6. Составление рекомендаций;
  7. Реклама и презентация на школьной научно-исследовательской конференции;
  8. Обмен опытом;
  9. Рефлексивный анализ результатов;
  10. Подведение итогов выполнения поставленных задач.

Методы и приемы:

  1. изучение имеющегося опыта;
  2. систематический разбор действий;
  3. игры на формирование команды;
  4. встречи с психологом, социальным педагогом, специалистами;
  5. совместная работа с родителями;
  6. специальные тренировки, направленные на обработку умений и навыков.

С данным классом активно сотрудничает психолог школы – Авакова Светлана Викторовна. Было проведено анкетирование по выявлению трудностей при подготовке к ГИА, проводились психологические тренинги по преодолению стрессовых ситуаций, личные беседы.

Результаты представлены на слайд ах презентации.

Учащиеся:

  1. Знакомились с правовыми документами, инструкциями;
  2. Проходили пробные тестирования по всем предметам, по которым они сдают экзамены;
  3. Обсуждали вопросы профессионального будущего;
  4. Посещали колледжи и высшие учебные заведения в дни открытых дверей;
  5. Участвовали в олимпиадах;
  6. Посещали с экскурсией библиотеку иностранных языков, после чего записались в данную библиотеку и приняли участие в конкурсе художественного перевода;
  7. Проводили библиотечный урок в школьной библиотеке.

Результаты можно увидеть на слайдах презентации.

Учащиеся класса в основном определились с профессиональным будущим, работают на достижение успеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения» Баева М.Л.

Слайд 2

Психологические особенности : - Самосознание устремлено в будущее. - Становление мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. - Развивается эмоциональная сфера. - Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви. - Меняются взаимоотношения со взрослыми. - Профессиональное самоопределение.

Слайд 3

ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА:

Слайд 4

Познавательные трудности: Недостаточный объем знаний Недостаточная Сформированность навыков работы с тестовыми заданиями Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Неумение оперировать учебным материалом Эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!

Слайд 5

Личностные трудности: - Невозможность произвести впечатление - Убеждения и предрассудки о ГИА - Неадекватная самооценка

Слайд 6

Процессуальные трудности - Недостаточное знакомство с процедурой - Незнакомое место, незнакомые взрослые

Слайд 7

Я хорошо представляю, как проходит ГИА 52 Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА 59 Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий 58 Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего 30 Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене 30

Слайд 8

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 66 Думаю, что у ГИА есть свои преимущества 31 Считаю, что могу сдать ГИА на высокую оценку 37 Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации 55 Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА 52

Слайд 9

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене 57 Я достаточно много знаю о ГИА 54 Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам 55

Слайд 11

Отношение родителей к самоопределению детей. Готовится ли Ваш ребенок к ГИА Да -80% Нет -20% Какой способ подготовки к ГИА он выбрал В школе – 80% На курсах – 24% Самостоятельно – 6% Знакомы ли Вы с процедурой ГИА Да -90% Нет – 10% Знаете ли Вы какие экзамены выбрал Ваш ребенок Да – 90% Нет -10% Знаете ли Вы требования к успешной сдаче ГИА Да – 100% Нет – 0%

Слайд 12

Информировал ли Вас Ваш ребенок о результатах психологических исследований по степени готовности к ГИА Да – 40% Нет – 60% Что планирует Ваш ребенок после окончания 9-го класса Продолжить учебу в 10-м классе – 72% Поступить в колледж – 16% Еще не решили – 12% Какую профильную группу Вы бы посоветовали выбрать для дальнейшего обучения Физико-математическую – 27% Гумманитарную – 40% Экономико-правовую 27%

Слайд 13

Самооопределение учащихся Нужно ли думать о своем профессиональном будущем Да – 94% Нет -6% Согласен ли ты, что самоопределение – это механизм становления личности Да, уже в начальной школе – 44% Да, в 9-м классе – 54% Да, в 11-м классе – 1% Нет – 1% «Кем я буду?» - зависит от: Внутренние условия самоопределения: Моего уровня успеваемости – 5% Моего желания -50% Моих умений и навыков – 78% Моего характера -33%

Слайд 14

«Кем я буду?» - зависит от: Внешние условия самоопределения: Влияние родителей, друзей – 50% Условий жизни и быта – 8% Востребованности – 33% Содержания учебной деятельности – 64% Мое профессиональное самоопределение связано с Математикой – 55% Русским языком -44% Обществознанием -67% Географией,биологией, физикой, химией, ИКТ по 17%, Иностранным языком – 64%. Что ты будешь делать после окончания 9-го класса Продолжить обучение в 9-м классе – 78% Поступить в колледж – 2-18% После окончания школы учиться в ВУЗе – 22%

Слайд 15

Выбрал ли ты профильную группу Физико-математическую – 28% Гумманитарную – 35% Экономико-правовую – 28% Никакую – 9% Что необходимо осуществить, чтобы твоя будущая карьера оказалась успешной Увеличить объем знаний – 62% Приблизить содержание образования к практической деятельности -50% Учитывать стремления и склонности учащихся при преподавании школьных предметов – 16% Все устраивает в образовательном процессе – 22% Какие факторы мешают мне в осуществлении моих планов Низкий уравень знаний -4% Проблемы со здоровьем – 4% Недостаточное знание своих качеств – 50% Лень -72%

Слайд 16

Я не готовлюсь делать выбор, я его делаю! Да 94% Нет 6%

Слайд 17

Экскурсия в библиотеку

Слайд 18

Посещение колледжа в День Открытых Дверей

Слайд 19

В школьной библиотеке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления через чтение и письмо

В данной статье будут рассотрены вопрсы, касающиеся технологии критического мышления через чтение и письмо, которая выделяется среди педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивност...

Формирование творческого мышления через интерактивное чтение и письмо на базе проектной деятельности учащихся.

В статье дается полное описание целей и этапов творческого группового проекта "Создай свой молодёжный журнал". ...

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...

"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"

Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя....