К ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКА.
статья (10 класс) по теме

Иванова Анжела Ивановна

В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики.

Каждое педагогическое явление имеет свой путь практического развития и соответствующего теоретического обоснования. Это касается и гендерного воспитания учеников как общего педагогического феномена  и  как целостного педагогического процесса. Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernaya_statya_2012.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова А.И. ЕГ-МБ-11.

Инновационная природа гендерного воспитания как целостного педагогического процесса

В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики.

Каждое педагогическое явление имеет свой путь практического развития и соответствующего теоретического обоснования. Это касается и гендерного воспитания учеников как общего педагогического феномена  и  как целостного педагогического процесса. Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни. Теоретически гендерный подход в образовании базируется на убеждении, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. Решающую роль в формировании гендерных различий играет не биологический пол, а те социальные и культурные смыслы, которое общество приписывает анатомическим различиям. Соответственно миссия гендерного подхода в образовании – это освобождение учебно-воспитательного процесса и школьной среды от наиболее жестких стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития личности каждого ученика/ученицы, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Данная идея реализуется в теоретическом обосновании целостности педагогического процесса. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.                (В.А. Сластенин).

В то же время понимание полоролевого воспитания как целостного педагогического процесса само по себе несет инновационный смысл для современной педагогической мысли. В последние годы инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, философов, психологов. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Такой стиль мышления выражается в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения (такой является ключевая идея гендерного воспитания). Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов ( в гендерной педагогике, например, И. Ф. Богданович, одним из первых затронувший вопрос особого воспитания девушек ), генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы  и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства.

Таким образом, несмотря на наличие уже привычной, теоретической отрасли педагогического знания - гендерной педагогики., на практике внедрение ее идей непосредственно в образовательное пространство затруднено как и внедрение любых нововведений. Это вызвано  отсутствием глубоких теоретических знаний по педагогике, психологии, социологии, управлению, а также недостаточной готовностью администраторов и учителей к исследовательской деятельности; — руководители ряда школ недостаточно владеют умением организовывать совместную деятельность учителей и создавать творческую атмосферу для педагогического поиска. Также данное противоречие выражается в сосуществовании двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной, которые исторически были противопоставлены друг другу.

ТУТ ЕЩЕ ЧТО-ТО НАДО НАВЕРНОЕ…….

Все выше сказанное подтверждает представление о том, что целостный педагогический процесс должен предполагать такую организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

Процесс воспитания, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности (в данном случае под влиянием понимается воспитание через «навязывание» гендерных стереотипов).

     

  1. Каменская Е.Н.  Гендерный подход в педагогике, Ростов-на-Дону,2006г.

2. Столярчук Л.И.  Проблема воспитания гендерной культуры молодежи или  «половой вопрос», Волгоград,2005г.

  1. Столярчук Л.И.  Методология  гендерного подхода в педагогическом исследовании, Волгоград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....