ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
статья на тему

Исследование проблемы социального интеллекта в отечественной психологии как средства самореализации личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_manina_k.e._1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Манина К.Е.

Россия, г. Москва, РУДН

В настоящее время наблюдается возникновение интереса к проблеме социального интеллекта. Современный мир требует воспитания новой личности, способной мобильно адаптироваться к быстроизменяющимся социальным и экономическим условиям. Умение налаживать контакты с людьми, осуществлять деловое взаимодействие, устанавливать надежные  конструктивные отношения осуществляется посредством социального интеллекта – качества, обеспечивающее успешную трудовую и общественную деятельность. Именно поэтому социальный интеллект является детерминирующей характеристикой самореализации личности.

На сегодняшний день феномен социального интеллекта характеризуется недостаточной изученностью, что свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению данного понятия. Среди ученых, разработавших  теоретическую и эмпирическую основы понятия «социальный интеллект», можно назвать В.Н. Куницыну, Д.В.Ушакова, М.И. Бобневу, Ю.Н.Емельянова и др. В данной работе мы предпримем попытку обобщить накопленные в отечественной психологической науке знания о феномене социального интеллекта и выявить значение развития социального интеллекта для самореализации личности. (Лунева О.Б.,2008)

Исследователи Ю.Н. Емельянов, М.И. Бобнева, О.Б. Чеснокова рассматривают социальный интеллект с точки зрения коммуникативной компетентности, которая связывается с процессом движения от реальных межличностных отношений  к результатам их осознания. Последние усваиваются в когнитивной структуре психики в виде определенных знаний, умений и навыков. Таким образом, российский психолог Ю.Н. Емельянов вкладывал в понятие социального интеллекта устойчивую, «основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения, прогнозировать межличностные события». Основой же формирования социального интеллекта, по мнению ученого, является эмпатия, связанная с чувствительностью к психологическим состояниям других людей. (Емельянов Ю.М.,1983).

Психолог и социолог М.И. Бобнева, связывая процесс формирования человека с социализацией, накоплением человеком определенного опыта социального поведения, и индивидуальным социальным развитием личности,  говорит о социальном интеллекте как об особой, обеспечивающей социальную адекватность, способности улавливать отношения в социуме. Примечательно, что исследователь не связывает уровень общего интеллекта с социальным. И действительно, известны  случаи, когда высокий уровень общего интеллекта человека связан с социальной неадекватностью его установок и поведения. А.Л. Южанинова  и ряд других ученых  своих исследованиях доказали данный факт. (Фатихова Л.Ф., Харисова А.А.,2010)

Психолог О.Б. Чеснокова, рассматривая понятие социального интеллекта с точки зрения коммуникативной компетентности, характеризует его как способность ориентироваться на существенные признаки коммуникативной ситуации. Важно, что данная способность  опирается не только на логические умозаключения, но и эмоциональное восприятие ситуации. (Чеснокова О.Б.,1996)

Эмоции также  являются одним из определяющих факторов развития социального интеллекта теории стуктурно-динамической теории Д.В.Ушакова. Кроме этого, ученый видит зависимость уровня развития изучаемого понятия от потенциала формирования, который связывается с уровнем общего интеллекта и процессом социального научения; и  результатом жизненного пути человека, использования его внутреннего опыта. Последний критерий зависит от того, какой деятельностью занимался человек на протяжении жизни: было ли это взаимодействие с другими членима социума или же предметная работа.

Основателем иного подхода к изучению проблемы социального интеллекта, в котором главная роль отводится коммуникативно-личностному потенциалу личности, стала В.Н.Куницына. По мнению исследователя, социальный интеллект способствует адекватности личности, ее  адаптации в меняющихся условиях, расширению социальной компетентности, успешному межличностному взаимодействию. Кроме того, важными компонентами социального интеллекта, по мнению профессора В.Н.Куницыной, являются характеристики самосознания (самоуважение, отсутствие комплексов), а также психические и физические показатели личности. (Фатихова Л.Ф., Харисова А.А.,2010)

С точки зрения  когнитивного аспекта коммуникативных способностей личности рассматривает социальный интеллект профессор Е.С.Михайлова. Она полагает, что отражение социальных объектов происходит посредством социальной перцепции и рефлексии.

Проблема социального интеллекта имеет множество трактовок и определений, что связано с различными подходами к изучению данного феномена в психологической науке. Представители психологии развития рассматривают данное понятие в изменении, выясняют его роль в жизни человека в различные возрастные периоды. Через способности происходит описание социального интеллекта и его компонентов в рамках психометрического подхода. В рамках общепсихологического подхода происходит разделение структуры социального интеллекта на вербальный и невербальный компонент. Вербальная оценка не может должным образом обрисовать картину понимания своего поведения и поведения других людей, так как при проведении исследования, как правило, внимание уделяется когнитивным характеристикам личности, тогда как оценка собственных эмоций, поведения часто может быть измерена только невербальными способами. Именно оценка и адекватное понимание невербального поведения, эмоциональной экспрессии является предметом исследования психолога В.А. Лабунской. (Фатихова Л.Ф., Харисова А.А.,2010)

Анализ вышеперечисленных подходов к проблеме исследования социального интеллекта, позволяет нам понять, что изучаемый феномен, будучи явлением многогранным, включающим в себя когнитивные процессы в рамках коммуникативных способностей личности, обеспечивающим понимание и эмоциональное восприятие ситуации, формирование которых зависит от возрастных особенностей и социального опыта,  неразрывно связан с гармоничным развитием различных аспектов личности, что включает в себя понятие самореализации.

Литература

Лунева О.Б.Этапы исследования социального интеллекта //Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.

Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010.

Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте// «Познание. Общество. Развитие». М.: Изд-во ИП РАН, 1996.

Емельянов Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»...

Организация социально-значимой деятельности обучающихся, как средство самореализации личности.

В настоящее время  в системе образования происходят изменения, регламентированные требованиями современного общества. Главным  среди них является:  умение делать осознанный выбор ...

Опыт работы по теме: "Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности"

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий пол...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Творческие работы как средство самореализации личности учащегося на уроках английского языка.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития уча...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...