Тематическое занятие для детей младших классов "Настоящая дружба"
методическая разработка на тему

Сатдыкова Анна Сергеевна

Целью занятия является формирование понятия "ДРУЖБА". Ребята учатся взаимопомощи, взаимовыручке, добру, стремлению уважать чувства и желания окружающих людей. С помощью пословиц дети учатся различать настоящих друзей от фальшивых, истинную дружбу от ложной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_zanyatie_nastoyashchaya_druzhba.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие для детей младших классов

«Настоящая дружба»

Цель: Формирование понятия «дружба», сплочение детского коллектива.

Задачи: 1. Показать важность истинных друзей в жизни человека;

               2. Научить доброжелательности и взаимопомощи, стремлению слышать и понимать друг друга, то есть тем качествам, которые способствуют укреплению дружеских отношений;

              3. Воспитать стремление уважать чувства и желания окружающих людей.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультфильм «Смешарики» («Азбука доброжелательности»), пословицы о дружбе, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с описанием ситуаций, лепестки цветика-семицветика с правилами настоящей дружбы, клей.

Ход занятия

Ведущий: Тема нашей беседы: «Настоящая дружба». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Не имеет сто рублей, а имей ….. (сто друзей)

2. Платье хорошо новое, а друг ….. (старый)

3. Без друга на сердце ….. (вьюга)

4. Один за всех и все  ….. (за одного).

5. С миру по нитке - голому ….. (рубаха).

6. Семеро одного …… (не  ждут).

7. Один в поле….(не воин).

8. Старый друг лучше….. (новых двух).

9. Нет друга, ищи, а нашёл .....(береги).

10. Где лад, там и ….. (клад).

11. Друг познается ….. (в беде)

12. Недруг поддакивает, а друг ….. (спорит)

Упражнение: «Объясни пословицу»

Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Друг познается в несчастье (в трудную минуту останутся рядом и помогут только настоящие друзья).

2. Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный не найдешь (человек, который с тобой рядом, когда у тебя все хорошо, и отстраняется от тебя, когда наступает трудная минута, - не настоящий друг).

3. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

4. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

5. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой (без дружбы человек слаб).

6. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведёт в сложной ситуации).

7. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

8. Не та дружба сильна, что в словах заведена (Друг познается только по реальным поступкам, а не по пустым словам и обещаниям).

9. Друзья до черного дня (Ненастоящая дружба кончится, как только у одного из «друзей» возникнет сложная ситуация).

10. Дерево крепко корнями, а человек  друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).  

11. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

12. Друг за дружку держаться – ничего не бояться (когда дружба крепкая, то и любые трудности не страшны, потому что друг всегда поможет).

13. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба  - словом (обидные и несправедливые  слова  могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

14. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).  

Ведущий: Ребята, чему учат эти пословицы и поговорки?

(Учат дорожить дружбой, стоять горой за своих друзей, плечом к плечу.              А также учат, каких «друзей» стоит опасаться).

Упражнение «Портрет моего друга»

Ведущий: Ребята, а каким должен быть ваш друг? Давайте его нарисуем.

(Ребят можно разделить на две команды, каждая команда получает лист бумаги и цветные карандаши. Участники рисуют портрет друга, а после выполнения задания рассказывают о том, кого они изобразили).

Ведущий: А теперь назовите качества, которыми должен обладать ваш друг.

(Каждый участник называет по одному качеству: добрый, отзывчивый, честный, искренний, верный, преданный, умеет выслушать, приветливый, умеет держать свое слово, может идти на компромисс, идущий на помощь и др.)

Упражнение «Ситуации»

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать несколько ситуаций, подумать и ответить на вопрос: «Являются ли герои рассказов настоящими друзьями?»

Ситуация 1 «До первого дождя» (Рассказ В.Осеевой)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это так получилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Ведущий: Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя?» Почему покраснели Маша и Таня?

(Ребята отвечают на вопросы, делают выводы о том, что настоящие друзья всегда готовы придти на помощь)

Ситуация 2

Ваня и Саша – друзья, встречаются на улице.

Ваня: - Привет, Саша! Какая хорошая погода на улице! Пойдем на каток?

Саша: - Я бы с удовольствием пошел, но завтра у нас контрольная по математике. А ты же знаешь, что я плохо решаю задачи. Мне бы надо посидеть, позаниматься.

Ваня: - да ты не переживай. Я тебе помогу – дам на контрольной списать., у нас же один вариант.

Саша: - Ой, Ваня, спасибо! Теперь я знаю, что ты настоящий друг.

И ребята пошли на каток…

Ведущий: Правильно ли поступил Ваня? Что он должен был сделать в этой ситуации?

(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что Ване не нужно было давать списывать, а объяснить Саше решение задачи перед контрольной. В данном же случае Ваня, прежде всего, думал только о себе, а не о друге)

Ситуация 3

Николай лежит в больнице. У мальчика много друзей, с которыми он ходит на каток, играет в футбол, делится своими переживаниями, доверяет им. Но никто из них не навестил Николая в больнице. Ребята объяснили это тем, что были заняты зачетами, подготовками к контрольной работе.

Ведущий: Ребята, как вы считаете, настоящие ли друзья окружали Николая?

(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что настоящие друзья всегда помогут в трудную минуту, будут интересовать здоровьем друга, его самочувствием)

Ведущий: Ребята, вы все знаете знаменитых друзей-смашариков: Кроша, Бараша, Нюшу, Ежика, Кар-Карыча. Я предлагаю вам посмотреть про них истории и подумать, почему же их дружба всегда остается крепкой?

(Ребята смотрят мультфильмы «Времена года», «Добро», «Чугунок не играет», «Мораль», «Кто кому?»  из серии «Азбука доброжелательности», обсуждают предложенные ситуации, делают выводы)

Вывод: герои мультфильма умеют уважать чужое мнение, совершать добрые поступки, протягивать руку помощи, все делают сообща, умеют договариваться, слушать и слышать друг друга.

Упражнение «Правила дружбы»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, существуют ли правила настоящей дружбы? Какие?

(Правила написаны на разноцветных листах бумаги в форме цветочных лепестков, ребята по очереди их читают, приклеивают на ватман в форме цветика-семицветика).

Правила настоящей дружбы:

  1. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  2. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись ими с другом.
  3. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
  4. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.
  5. Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними честно и дружно, не спорь по пустякам; не завидуй – надо радоваться успехам друзей.
  6. Умей договариваться, слушать и слышать друг друга.
  7. Не критикуй друга в присутствии других людей, сохраняй доверенные тайны

Подведение итогов

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий для детей младшего школьного возраста по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с применением Cinema-технологии.

Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного...

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...

Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»

Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»   Цель занятия:  развивать и укреплять все группы мышц, принимающих участие в развитии правильной оса...

Тематическое занятие для детей младших классов "Азбука здоровья"

В ходе мероприятия ребята знакомятся с понятием "Здоровый образ жизни", получают информацию о том, какую пользу приносит человеку здоровый образ жизни.  В этом им помогают герои мультфильма "Смеш...