Тематическое занятие для детей младших классов "Настоящая дружба"
методическая разработка на тему
Целью занятия является формирование понятия "ДРУЖБА". Ребята учатся взаимопомощи, взаимовыручке, добру, стремлению уважать чувства и желания окружающих людей. С помощью пословиц дети учатся различать настоящих друзей от фальшивых, истинную дружбу от ложной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie_nastoyashchaya_druzhba.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие для детей младших классов
«Настоящая дружба»
Цель: Формирование понятия «дружба», сплочение детского коллектива.
Задачи: 1. Показать важность истинных друзей в жизни человека;
2. Научить доброжелательности и взаимопомощи, стремлению слышать и понимать друг друга, то есть тем качествам, которые способствуют укреплению дружеских отношений;
3. Воспитать стремление уважать чувства и желания окружающих людей.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультфильм «Смешарики» («Азбука доброжелательности»), пословицы о дружбе, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с описанием ситуаций, лепестки цветика-семицветика с правилами настоящей дружбы, клей.
Ход занятия
Ведущий: Тема нашей беседы: «Настоящая дружба». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.
Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу.
Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1. Не имеет сто рублей, а имей ….. (сто друзей)
2. Платье хорошо новое, а друг ….. (старый)
3. Без друга на сердце ….. (вьюга)
4. Один за всех и все ….. (за одного).
5. С миру по нитке - голому ….. (рубаха).
6. Семеро одного …… (не ждут).
7. Один в поле….(не воин).
8. Старый друг лучше….. (новых двух).
9. Нет друга, ищи, а нашёл .....(береги).
10. Где лад, там и ….. (клад).
11. Друг познается ….. (в беде)
12. Недруг поддакивает, а друг ….. (спорит)
Упражнение: «Объясни пословицу»
Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.
1. Друг познается в несчастье (в трудную минуту останутся рядом и помогут только настоящие друзья).
2. Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный не найдешь (человек, который с тобой рядом, когда у тебя все хорошо, и отстраняется от тебя, когда наступает трудная минута, - не настоящий друг).
3. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
4. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
5. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой (без дружбы человек слаб).
6. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведёт в сложной ситуации).
7. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).
8. Не та дружба сильна, что в словах заведена (Друг познается только по реальным поступкам, а не по пустым словам и обещаниям).
9. Друзья до черного дня (Ненастоящая дружба кончится, как только у одного из «друзей» возникнет сложная ситуация).
10. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
11. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
12. Друг за дружку держаться – ничего не бояться (когда дружба крепкая, то и любые трудности не страшны, потому что друг всегда поможет).
13. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба - словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
14. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Ведущий: Ребята, чему учат эти пословицы и поговорки?
(Учат дорожить дружбой, стоять горой за своих друзей, плечом к плечу. А также учат, каких «друзей» стоит опасаться).
Упражнение «Портрет моего друга»
Ведущий: Ребята, а каким должен быть ваш друг? Давайте его нарисуем.
(Ребят можно разделить на две команды, каждая команда получает лист бумаги и цветные карандаши. Участники рисуют портрет друга, а после выполнения задания рассказывают о том, кого они изобразили).
Ведущий: А теперь назовите качества, которыми должен обладать ваш друг.
(Каждый участник называет по одному качеству: добрый, отзывчивый, честный, искренний, верный, преданный, умеет выслушать, приветливый, умеет держать свое слово, может идти на компромисс, идущий на помощь и др.)
Упражнение «Ситуации»
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать несколько ситуаций, подумать и ответить на вопрос: «Являются ли герои рассказов настоящими друзьями?»
Ситуация 1 «До первого дождя» (Рассказ В.Осеевой)
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это так получилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Ведущий: Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя?» Почему покраснели Маша и Таня?
(Ребята отвечают на вопросы, делают выводы о том, что настоящие друзья всегда готовы придти на помощь)
Ситуация 2
Ваня и Саша – друзья, встречаются на улице.
Ваня: - Привет, Саша! Какая хорошая погода на улице! Пойдем на каток?
Саша: - Я бы с удовольствием пошел, но завтра у нас контрольная по математике. А ты же знаешь, что я плохо решаю задачи. Мне бы надо посидеть, позаниматься.
Ваня: - да ты не переживай. Я тебе помогу – дам на контрольной списать., у нас же один вариант.
Саша: - Ой, Ваня, спасибо! Теперь я знаю, что ты настоящий друг.
И ребята пошли на каток…
Ведущий: Правильно ли поступил Ваня? Что он должен был сделать в этой ситуации?
(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что Ване не нужно было давать списывать, а объяснить Саше решение задачи перед контрольной. В данном же случае Ваня, прежде всего, думал только о себе, а не о друге)
Ситуация 3
Николай лежит в больнице. У мальчика много друзей, с которыми он ходит на каток, играет в футбол, делится своими переживаниями, доверяет им. Но никто из них не навестил Николая в больнице. Ребята объяснили это тем, что были заняты зачетами, подготовками к контрольной работе.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, настоящие ли друзья окружали Николая?
(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что настоящие друзья всегда помогут в трудную минуту, будут интересовать здоровьем друга, его самочувствием)
Ведущий: Ребята, вы все знаете знаменитых друзей-смашариков: Кроша, Бараша, Нюшу, Ежика, Кар-Карыча. Я предлагаю вам посмотреть про них истории и подумать, почему же их дружба всегда остается крепкой?
(Ребята смотрят мультфильмы «Времена года», «Добро», «Чугунок не играет», «Мораль», «Кто кому?» из серии «Азбука доброжелательности», обсуждают предложенные ситуации, делают выводы)
Вывод: герои мультфильма умеют уважать чужое мнение, совершать добрые поступки, протягивать руку помощи, все делают сообща, умеют договариваться, слушать и слышать друг друга.
Упражнение «Правила дружбы»
Ведущий: Ребята, как вы думаете, существуют ли правила настоящей дружбы? Какие?
(Правила написаны на разноцветных листах бумаги в форме цветочных лепестков, ребята по очереди их читают, приклеивают на ватман в форме цветика-семицветика).
Правила настоящей дружбы:
- Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись ими с другом.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое.
- Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.
- Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними честно и дружно, не спорь по пустякам; не завидуй – надо радоваться успехам друзей.
- Умей договариваться, слушать и слышать друг друга.
- Не критикуй друга в присутствии других людей, сохраняй доверенные тайны
Подведение итогов
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия для первой младшей группы "Солнышко в гостях у ребят"
Весенний утренник для 1 младшей группы...
Проведение занятий для детей младшего школьного возраста по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с применением Cinema-технологии.
Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного...
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
«Домашние животные»...
Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»
Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК» Цель занятия: развивать и укреплять все группы мышц, принимающих участие в развитии правильной оса...
Тематическое занятие для детей младших классов "Азбука здоровья"
В ходе мероприятия ребята знакомятся с понятием "Здоровый образ жизни", получают информацию о том, какую пользу приносит человеку здоровый образ жизни. В этом им помогают герои мультфильма "Смеш...