Социально-ролевой тренинг "Моя семьЯ"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Кузьмич Любовь Владимировна

Занятие разработано для встречи выпускников Центра помощи. Проводится в игровой форме, вместе с игровыми персонажами ребята закрепляют понятия о семье, о ее ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие.29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-ролевая игра  «МОЯ СЕМЬЯ»

Разработала: руководитель постинтернатного сопровождения выпускников ОГКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» Кузьмич Любовь Владимировна.

Пояснительная записка: работа в детском Центре помощи привела меня к  убеждению, что ребята остро нуждаются в подготовке к семейной жизни. На сопровождении в службе находятся выпускники от 17 до 23 лет, почти каждый из них не представляет себе, что такое быт и как можно выживать в современном мире. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений. Ребятам, оставшимся один на один с внешним миром  крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи. Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе игры, в азартном командном соревновании двух «условных семей» познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи получается легко и ненавязчиво.

1. ПРИВЕТСТВИЕ:

Обозначить начало занятия, позитивный настрой участников.

ЗДАВСТВУЙТЕ! Меня зовут Любовь Владимировна, хочу всех вас поприветствовать. Я прошу вас поставить стульчики кругом и занять, любое понравившееся вам место.

Цели и задачи нашего занятия: установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Итак, мы разобрали основные правила, поставили перед собой цели и задачи. Прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем нам познакомиться.
Упражнение «Эмоциональное знакомство».

Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с грустными чувствами, второй раз с радостными, как хотел бы, чтоб к нему обращались. После того, как все участники произнесли свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие.

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Объяснение правил игры

Сегодня мы с вами играем в игру «Моя семья». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). Придумайте название каждой команды самостоятельно и озвучьте нам свои роли. ( После разбивки команд, идет распределение ролей: мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.Для вживания в роли, игра проводится с костюмами.)

- Для Вас ребята будут проводится различные конкурсы и разминки, после каждого конкурса мы подводим итоги  и оцениваем выступление, оценка 5 и 4 у нас с вами сегодня присутствует, за победу сладкий приз. А в общем наша игра рассчитана на положительные эмоции и заряд энергии.  

3. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ:

«Семейные ценности»

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.


Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.


Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Очень хочется, чтобы именно ваши семьи были дружными, образцовыми и самыми показательными, но не всегда все складывается удачно.

Жизнь семейная - дорога.

На ней препятствий будет много.

Вы, проявив своё терпение,

Найдите знакам объяснение.

 Участникам предлагаются дорожные знаки, они должны придумать объяснение знакам на семейную тему.

"Стоп" - "Запрет скандалов".

"Уступи дорогу" - "Дверь на кухню".

"Объезд препятствий" - "Алкоголь, спиртные напитки и сигареты запрещены".

"Место стоянки" - "Дом, дача, семья".

"Поворот налево запрещён" - супружеская верность и т.д.

4. РОЛЬ БАБУШКИ:

Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?

Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье.

Вы совершенно правы, ребята:

Ох, уж наша бабушка!
Целый день хлопочет:
Блинчики, оладушки -
Отдохнуть не хочет.
Мы муку просеяли,
Тесто замесили.
Рядом с нею сели мы,
Тихо попросили:
- Отдохни, бабулечка,
Мы тебе поможем:
Все игрушки уберём
И на место сложим.
- Нам с тобой так хорошо!
Никогда не скучно!
- Ты, бабулечка, наш друг
Самый-самый лучший!

А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая сказочница. Я предлагаю каждой бабушке рассказать интересную сказку по мотивам известных авторов, но с выдумкой, а мы посмотрим, как наши бабушки мудры. Сказка может быть и в стихотворной форме и просто сказочная история.

5. РОЛЬ МАМЫ:

Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама!

Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль всемье играет мама? (Высказывания ребят).

Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам.

Все женщины - отличные хозяйки, они много времени проводят на кухне. А наши мамы - самые лучшие хозяйки на свете. В нашем следующем задании нужно с завязанными глазами определить, что находится на блюдечке.

(На блюдце сахар, соль, пшено, гречка, рис, перловка.Участницы конкурса угадывают, какая крупа перед ними.)

Хозяйство-то хозяйством, но и о себе забывать не следует. Женщина всегда должна быть красивой, загадочной, обворожительной. Не последнюю роль в этом играет прическа. Какая из наших мам быстрее и аккуратнее накрутит бигуди?

6. РОЛЬ ДЕДУШКИ:

А какую же роль в семье играет дедушка?

Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки.

Мы с тобою, дед, друзья,
Куда ты, туда и я:
Вместе ходим на рыбалку,
Я бегом, а ты – вразвалку,

Собираем мы малину:
Ты – с куста, я – из корзины.
Вместе красили забор –
Руки в краске до сих пор!

Только ты, сомнений нет,
Самый лучший в мире дед!

Предлагаю нашим дедушкам  поучаствовать в игре «Автогонки» , наверняка наши дедули в молодости были лихие гонщики. Для участия в игре «Автогонки» приглашаются дедушки. По залу расставлены змейкой кегли. Ваша задача - провести машинку по трассе, не сбив кегли. Итак, поехали!

7. РОЛЬ ОТЦА:

Ребята, а какую роль в семье играет папа?

Высказывания ребят о роли отца в семье.Дети передают друг другу воздушный шарик и называют слова определения .

Вы правы ребята, папа должен уметь все.

Звучит песня : «Папа может все, что угодно».

Послушайте задание: раннее утро, жена ушла на работу, дочка проснулась, умылась, оделась. Но Вам, уважаемые папы, нужно завязывать хвостики девочкам или заплести косичку, завязать бант.

Приготовились! Начали!

(Папы подходят к стульям, на которых сидят девочки. В руках девочек расчески. Каждый папа заплетает косу девочке, а если у девочки волосы короткие, то завязывает два хвостика и отводит девочку к столу жюри.)

8. РОЛЬ РЕБЕНКА

Семья без ребенка – не семья.

А зачем семье нужен ребенок?

Высказывания ребят.

Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?

Высказывания ребят.

Изучим слово «семья» - СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь Я.

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.

9. Дружба

Надеюсь, что каждый из Вас сегодня понял и оценил значения семейных ценностей. А сейчас для подкрепления наших отношений,  мы проведем дружескую игру «А что в коробочке?».

Этот конкурс очень смешной и веселый, перед Вами  большая красивая украшенная коробка, в которой самые разные предметы одежды – от детских чепчиков, слюнявчиков, смешных масок, бумажного колпачка с носом, до больших специально сшитых для праздника атласных трусов. 
Под музыку, каждый передает коробку следующему, но как музыка остановится, тот, у кого оказалась веселая коробочка, должен не глядя достать из нее предмет одежды, одеть и носить полчаса.
 

Молодцы!!! Я очень рада нашей встрече, и как вы знаете, крепкая дружная семья имеет всегда верных и преданных друзей. Сейчас мы проверим, какая семья быстрее накроет сладкий стол для гостей, и покажет себя гостеприимной.Стол накрывает ребенок, члены семьи только советуют! Потом вся семья выстраивается в шеренгу, кланяется и говорит: «Добро пожаловать, дорогие гости!»

Только после этого определяем победителя нашей игры!

Конечно же, и в нашей игре побеждает дружба и семейные ценности!!!

10. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Прошу всех подойти ко мне. Сложили вместе руки.

Дорогие ребята! Я от всего сердца желаю вам создать именно такие любящие и теплые семьи в будущем. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру.

Как важно, бывает, найти свое место,
И жить, размышляя о том,
Что нужен кому-то, что жить интересно,
Что есть и работа и дом.
Что эта работа приносит достаток,
И то, что она по-душе,
Что день перегружен,
Что вечер так краток,
И ждут тебя дома уже,
Что место твое
И в любовном романе,
И в деле, и в близких сердцах,
Что жизнь пролетает не в телеэкране,
А в общих делах и мечтах.
Что планов громадье,
Что чувствуешь силы
И многое можешь отдать,
Что близкие люди здоровы и милы,
И радостей - не занимать.
Счастливое место - не точка на карте,
Не пункт назначения в судьбе,
А там, где вся жизнь пролетает в азарте,
Где рады, и ты и тебе!

    Включаем клип гимн семье на мультимедийной установке и всем раздается текст песни. Под минус все вместе исполняем гимн семье!!!

Песня гимн семьи.

Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.

Используемые интернет-ресурсы:

1.  Электронный ресурс: [https://www.b17.ru/article/11623/], дата обращения 17.08.2015г.

2. Электронный ресурс : [http://www.zanimatika.narod.ru/Svadba_6.htm] Методическая копилкаучителя, воспитателя, родителя, дата обращения 17.08.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Не для кого не секрет, что выбор тех или иных приемов в воспитании  может оказать решающее значение в формировании  личности. Данная статья поможет тем, кто задумывается над выбором з...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

К проблеме социально-ролевой идентификации в условиях социокультурных инноваций

В статье озвучена проблема содержательного основания самоидентификации личности...

Развивающая психолого- педагогическая программа "Формирование социально-ролевой компетенции у подростков".

В статье представлена программа " Формирование социально-ролевой компетенции у подростков". Раскрыто теоретико-методическое содержание курса, оописаны основные ожидаемые результаты изменения мировоспр...