Социализация, саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка
презентация к уроку на тему

Слащилина Нина Сергеевна

Попросили выступить на педсовете с темой "Социализация, саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка", собственно  тема как тема, уже кто только  о ней не говорил. Однако, сложно объяснить  людям, педагогам, взрослым, что именно действительно может помочь ребенку найти путь к самореализации. Вот собственно и я попробовала в этом разабраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slashchilina_n.s.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация, саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка Социальный педагог Слащилина Н.С.

Слайд 2

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальный норм, моральных ценностей, умений , навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми . Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации

Слайд 3

Факторы, влияющие на социализацию Микрофакторы Микрофакторы , влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день. Мезофакторы К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными. Макрофакторы Планетарные , мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы , влияющие на социализацию человека.

Слайд 4

Институты социализации Семья; сверстники; образовательные учреждения; религия; правовая система; средства массовой информации.

Слайд 5

Выделяют пять основных стадий социализации : Каждая из них имеет свои характерные особенности. 1 . Первичная социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста ). 2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению . Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». 3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы: - усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»; - отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»; - конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий. 4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. 5 . Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Слайд 6

Механизмы социализации Копирование - повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок ). Подражание - непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации . Имитация - осознанное стремление копировать определенную модель поведения . Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных .

Слайд 7

Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Главное требование к современному образованию – оно должно быть направленным на развитие личности . При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности .

Слайд 8

Факторы влияющие на развитие личности Групповой опыт Культура аспекты Окружение ребенка Биологическая наследственность Уникальный индивидуальный опыт

Слайд 9

Если вопрос о мотивации личности рассматривать отталкиваясь от идей Абрахама Маслоу , то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности . В своей работе « Мотивация и личность » (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные , и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней.

Слайд 10

Какие же условия необходимы для формирования мотивации к саморазвитию? 1 . Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. 2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. 3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. 4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. 5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач. 6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. 7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Слайд 11

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога В ывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, создавать ситуацию успеха для учащегося, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Слайд 12

Саморазвитие и самосовершенствование – это важная составляющая жизни каждого из нас. Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Парадигма саморазвития личности заключается в том, что вся педагогика должна быть направлена на поддержку и направление этих внутриличностных процессов. Процессы саморазвития и самосовершенствования можно контролировать и корректировать.

Слайд 13

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Жизненный путь социализированного человека Норма саморазвития

Слайд 14

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Жизненный путь социализированного человека Норма саморазвития Социализированная личность с течением времени, будет саморазвиваться , в обычном темпе

Слайд 15

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Поддержка, положительные эмоции,, скорректированная цель, наличие других необходимых ресурсов. Жизненный путь социализированного человека Норма саморазвития Если будут преобладать положительные факторы, то темп саморазвития, будет ускоряться.

Слайд 16

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Жизненный путь социализированного человека Норма саморазвития Поддержка, положительные эмоции, наличие необходимых ресурсов, скорректированная цель и тд . Если же на личность будут оказывать сильное воздействие негативные факторы, то темп саморазвития может приостановится и график пойдет в сторону саморазрушения личности.

Слайд 17

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Жизненный путь социализированного человека Использование всех ресурсов социальной среды для реабилитации личности. Поиск людей, социально значимых для человека, способных оказать помощь и поддержку личности ребенка. Норма саморазвития Поддержка, положительные эмоции, наличие необходимых ресурсов, скорректированная цель и тд .

Слайд 18

Саморазвитие личности Саморазрушение личности Жизненный путь социализированного человека Норма саморазвития Поддержка, положительные эмоции, наличие необходимых ресурсов, скорректированная цель и тд . Процесс Дегуманизации

Слайд 19

Социально-значимые для ребенка личности Родители Соседи Сверстники Старшие товарищи Учителя Братья или сестры Друзья Социальные педагоги Классные руководители

Слайд 20

Формы работы с детьми имеющими трудности в социализации и саморазвитии Беседы Вовлечение в педагогический процесс лиц имеющих для ребенка авторитет. Вовлечение ребенка в социально-значимую деятельность Круг сообществ Треннинги Организация досуга Школьные службы примирения

Слайд 21

Школьные службы примирения, помощь педагогам в решении конфликтов…. В школе собраны дети из разных социальных слоев , разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, и самореализаци , если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для подростков в школе важными вопросами являются их соц. статус, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей и тд .

Слайд 22

Частые способы реагирования на конфликты в школе: Административный (наказание или угроза наказанием) Направление к психологу или социальному педагогу «Стрелки» среди подростков Замалчивание В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.

Слайд 23

Участники школьной с лужбы примирения придерживаются правила, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает . Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

Слайд 24

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт . Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

Слайд 25

Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Слайд 26

Задачи ШСП Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д. Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

Слайд 27

Структура ШСП В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов . В ГБОУ Школа № 222 кураторами ШСП являются: Слащилина Н.С. Онуприенко М.Н.

Слайд 28

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Социализация личности ребенка путем развития и становления его лидерских качеств

Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате. Джим Рон...

Обобщение опыта по теме "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка"

Тема   "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности"...

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....