«Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей»
учебно-методический материал на тему

Зарубина Наталья Алексеевна

 

Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_opekaemymi.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Зарубина Наталья Алексеевна, социальный педагог

высшая квалификационная категория

 «Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

Ребенку, находящемуся под опекой, приходится адаптироваться к новым взрослым. Попадая в новую семью, меняя место жительства, он чаще всего и меняет образовательное учреждение.

Первую помощь в социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказывают социальный педагог и школьный психолог. Однако следует отметить, что на первом этапе ведущую роль в адаптации ребенка к образовательному учреждению играет именно социальный педагог.

Прямой обязанностью социального педагога является установление цепочек взаимодействия, как то: связь со школьным психологом, медицинскими работниками, учителями - предметниками (в т. ч. классными руководителями), организаторами, администрацией школы, связь с представителями вспомогательных социальных структур, взаимосвязь с опекунами учащихся.

Социальный педагог должен иметь не только кратковременные задачи на социализацию опекаемого ребенка в школе, но и разъяснить все права и льготы, положенные опекаемому ребенку до достижения совершеннолетия.

Социально - психолого - педагогическая помощь оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребёнка, опекуна, по итогам анкетирования и наблюдения. Например, в диагностической беседе педагог вместе с ребёнком рассматривает возможные шаги и их последствия в разрешении выявленной проблемы, ребёнок выбирает способ из рассмотренных вариантов, вместе разрабатывается совместный план, а подчас и осуществляется он вместе или рядом с педагогом. После совершённых действий может происходить разбор текущего состояния дела и консультация о дальнейших решениях и шагах.

Сущность педагогической поддержки, заключается в оказании оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. Педагогическая поддержка требуется тогда, когда ребенок ощутил потребность, осознал способность к действиям. Он принял решение или уже начал действовать, но в какой-то момент ему не хватило опыта или уверенности. Вследствие того, что у ребёнка нет рядом родителей, он часто страдает от того, что нет значимого взрослого, который бы поддержал и вовремя направил его по правильному пути, в общении с которым он хоть иногда мог бы сверить свои шаги.

Основные виды социально – педагогической деятельности

 при работе с опекаемыми детьми в школе

  1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель: Отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений.

  • Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения.
  • Изучение особенностей социальной адаптации детей.
  • Выявление детей группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении их причин.
  • Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.

  1. Социально-профилактическая работа.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Оптимизация общения учащихся с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации учащихся к широкому социальному окружению.
  • Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.

Профилактика социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).

  • Профилактика межличностных конфликтов.
  • Патронаж опекаемых детей.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.

  • Программа развития житейских умений и навыков.
  • Программа профориентации.
  • Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни.
  • Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Программы коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).
  • Программы психотерапии акцентуаций характера.
  • Программы коррекции образа «Я».
  • Программы психологической гимнастики.
  • Программы кризисной интервенции в критических ситуациях.

       План работы с опекаемыми учащимися на 2015-2016 учебный год

п/п

Содержание деятельности социального педагога

Сроки

Ответственные

1.

Знакомство с вновь прибывшими опекаемыми учащимися:

  • - изучение личных дел;
  • -оформление индивидуальных карт (пакет документов);
  • - распределение по группам (адаптация, реабилитация, профилактика);
  • - определение детей «группы риска».

Сентябрь

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог

2.

Изучение психолого-медико-педагогических и социальных особенностей детей:

  • -наблюдение в урочной и внеурочной деятельности (посещение уроков, кружковых занятий, первичное посещение семей);
  • - беседы с детьми и их опекунами, классными руководителями и другими учителями- предметниками;
  • проведение собрания для опекунов (форма – семинар, «круглый стол», диспут);
  • проведение анкетирования;
  • Диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем.

Октябрь

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, медицинский работник

3.

Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики адаптации опекаемых детей:

  • - анкетирование «Адаптация в школе»,
  •  «Профессиональное предпочтение» (помощь в выборе кружковой деятельности);
  • - проведение педагогических консилиумов по проблемам опекаемых детей, которые требуют особого внимания;
  • - ежемесячные встречи с инспекторами ОДН (в рамках работы с детьми «группы риска»);
  • - еженедельная работа с опекаемыми детьми по группам.

Ноябрь – март

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, инспектор ОНД

4.

Разработка индивидуально – коррекционного плана работы с целью решения проблем, связанного с социализацией личности опекаемого ребенка.

Обеспечение реализации плана.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

5.

 Контрольное диагностирование:

 -    - цветопись настроения;

  • - графические (рисуночные) методы исследования;
  • - опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это…», «Алкоголизм», «Наркомания», «Табакокурение» - методами анкетирования, тестирования);
  • - карты и дневники наблюдений специалистов;
  •  Работа с детьми и подростками «группы риска»:
  • - постоянное наблюдение и своевременная помощь;
  • - еженедельная работа по профилактике, проведение (советов при директоре, встречи с опекунами);
  • - участие в работе комиссии КДН и ЗП;
  • - встречи с сотрудниками МО МВД РФ
  • - проведение профилактической работы через беседы с представителями ОДН, КДН и ЗП и т.д.
  •  - профилактическая работа с детьми, находящимися под опекой, и их опекунами:
  • - направление на психологическое
  •   консультирование в специализированные центры;
  • - проведение консультаций с детьми и  опекунами;
  • - направление в тренинговые группы;
  • - циклы беседы по охране здоровья;
  • - организация семинаров для опекунов.

В течение года

Социальный педагог,

Педагог-психолог

6.

Оказание консультационной помощи детям и их опекунам:

  • - первичное обследование жилищно – бытовых условий с составлением актов посещения семей;
  • - контрольные посещения семей 2 раза в год с составлением актов контрольных посещений семей;
  • - индивидуальная консультационная помощь опекунам (по мере обращения за помощью);
  • - проведение педагогических консилиумов с приглашением на педагогов – предметников, классных руководителей, специалистов отдела опеки и попечительства граждан.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог

7.

Способствование формированию благоприятного микроклимата в классных коллективах:

  • - предоставление информации об опекаемых учащихся на совещаниях педагогического коллектива и консилиумах;
  • - анализ работы с опекаемыми детьми по группам (на методических объединениях);
  • - индивидуальная помощь учителям и специалистам сопровождения;
  • - консультативные совещания при директоре со специалистами различного уровня;
  • -исполнение роли защитника интересов учеников в разрешении конфликтных ситуаций;
  • - пропаганда знаний о правах ребенка.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог

8.

Координация различных видов социально-ценностной деятельности детей, находящихся под опекой, направленных на развитие социальных инициатив:

  • - участие в городском конкурсе «Почетная семья города Усть-Илимска»;
  • - проведение конкурсов внутри школы;
  • - изучение индивидуально – психологических особенностей детей в связи с выбором профессии;
  • - проведение профессионального консультирования (совместно с психологом);
  • - контроль за предоставлением льгот опекаемым детям на период обучения в школе.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, организатор

9.

Защита и охрана прав опекаемых детей:

  • выявление статуса ребенка (в случае необходимости);
  • - оформление или восстановление документов ребенка;
  • участие в судах (по лишению родительских прав, защите личных и имущественных интересов ребенка);
  • - отслеживание адаптированности детей в семьях опекунов и приемных родителей;
  • - оказание помощи в организации дополнительных занятий по предметам,
  • - оказание помощи в организации дополнительных занятий по интересам ребенка;
  • - подготовке к итоговой аттестации;
  • -помощь в устройстве выпускников школы.

В течение года

Социальный педагог, работники опеки и попечительства,  социальной защиты населения, специалисты по охране прав детства, здравоохранения, ПМПК, работники прокуратуры, суда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...