Доклад на педсовете: "Разрешение конфликтов в работе педагога"
материал по теме

Багдасарян Сусанна Георгиевна

В докладе дана краткая типология конфликтов знание которых в значительной степени поможет их решению. 

Естественная трудность заключается в том, что все конфликтные ситуации, часто по-своему уникальны, и именно по-этому нет единого рецепта к их решению.

Важно одно – помнить, что от нас с Вами зависят судьбы детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликты. Разрешение конфликтов в работе педагога

Багдасарян Сусанна Георгиевна

Школа, это место где пересекаются и взаимодействуют три группы людей – учителя, ученики и их родители, что неминуемо приводит к конфликтным ситуациям, причинно-следственный характер которых бывает разнороден, но в принципе, подлежит системологии, а следовательно, возможно прогнозирование и предотвращение или разрешения конфликта. (презентация в PowerPoint – слайд 1).

Типология конфликтов весьма интересна и многообразна. Существует множество причин, как субъективных так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Приведем несколько разноуровневых типологий, которые нам помогут лучше разобраться в сути проблемы на пути ее решения. (презентация – слайд 2).

Типология первая – конфликты кратковременные и затяжные;

Типология вторая – конфликты явные и скрытые;

Типология третья – конфликты конструктивные и деструктивные.

Если при разрешении конфликтной ситуации стороны остаются удовлетворены результатом вынося для себя полезное, то такой конфликт называется конструктивным. Такие конфликты открывают острую проблему; приводят к столкновению с реальной проблемой; расширяют вовлеченность в решение проблемы; вызывают реальное общение; дают выход скопившимся эмоциям, стрессу; помогают признанию взаимозависимости и укреплению единства; помогают совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

В обратном случае, если одна из сторон остается неудовлетворенной, и как следствие неминуем разрыв отношений, то такой конфликт – деструктивен, тем более если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; поляризует группы людей и ужесточает позиции внутри групп; углубляет различия в ценностных ориентациях; вызывает безответственное или заслуживающее сожаление поведение или проявление насилия.

Типология четвертая – конфликты внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностный конфликт характеризуется борьбой примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, влечений, интересов и т.п.

Межличностный конфликт имеет три основных признака - это наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон, несовместимость поступков (действий) и несовместимость отношений. Межличностные конфликты являются наиболее распространенным типом конфликтов, частным случаем которых имеем педагогический конфликт.

Конфликт между личностью и группой возникает в случае, если личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Частными случаями подобных конфликтов являются а) конфликт – учитель или ученик и группа или весь класс (например, из-за соперничества в стремлении занять определенное место в группе/классе); б) "адаптационные конфликты", возникающие между новичками и сложившимися в данной группе/классе правилами и нормами межличностной коммуникации.

Межгрупповые конфликты в классах конфликты могут возникнуть на основе различий в оценке того или иного значимого события и т.д.

Кроме разноуровневых типологий необходимо осознание и понимание того, что конфликт в общем и целом состоит из пяти этапов. (презентация – слайд 3)

Этап 1-й. На фоне возникновения противоречий созревает конфликтная ситуация.

Этап 2-й. Осознание одной из сторон конфликтной ситуации.

Этап 3-й. Начало открытого противостояния, т.е. переход одного из участников к активным действиям.

Этап 4-й. Развитие открытого конфликта.

Этап 5-й. Разрешение конфликта.

Так как конфликтующих акторов три, следовательно существует аналогичное количество доминантных групп в каждой из которых возможны столько же составляющих. Таким образом имеем модуль конфликтных групп состоящий девяти пар. (презентация – слайд 4).

На данном этапе нас с вами интересует все, что связано с ситуацией учитель-ученик. 

Средняя группа с доминантностью ученик содержит в себе четыре основных конфликтных периода связанных с организацией учебного процесса, через которые проходят ученики. (презентация – слайд 5).

Период первый. Основан на смене социального статуса ребенка. Происходит переход игра-учеба и ребенок-школьник. Неудачный подбор администрацией учителя начальных классов может быть решающим в конфликтах на следующих этапах. На учителя начальных классов возлагается большая ответственость связанная с будущим ребенка. При определенной некомпетентности, неуравновешенности и других несоответствующих качествах вероятность нанесение психологической травмы очень велика.

Период второй. Основан на не менее резкой смене статуса ученика – переходе из начальных классов в средние. Вместо одного учителя-опекуна на сцену выходит плеяда строгих учителей-предметников. Помимо этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период третий. Основан на принятии решения продолжать учебу в школе или перейти в среднее специальное учебное заведение: техникум или училище. Зачастую уход из школы бывает не добровольным, а вынужденным из-за низкой успеваемости и иных близких по сути причин.

Период четвертый. И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит своих питомцев к выполнению определенных ролей “взрослой жизни”. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы.

Залог успеха при разрешение конфликтов – проведение анализа: выявление причин породивших конфликт, определение проблемы, выработка политики по эффективному урегулированию и действия по ее разрешению.

Возможных причин конфликта между учителем и учениками может быть несчетное множество, и крыться они могут во всех трех вышеописанных акторов, чаще в ученике и учителе. Приведем некоторые причин конфликта кроющиеся в учителе (презентация – слайд 6): отсутствие единства в требованиях учителей; чрезмерное количество требований к ученику; непостоянство требований учителя; невыполнение требований самим учителем; ученик считает себя недооцененным; учитель не может примириться с недостатками ученика; личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Раздаточный материал учителям – ПАМЯТКА.

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, необходимо учитывать возрастные особенности школьников (см. перечисленные выше периоды связанные с организацией учебного процесса).

Кроме всего сказанного, необходимо помнить о многонациональном составе школ и уделять особое внимание межнациональным конфликтам.

Трудность в том, что все конфликтные ситуации, часто по-своему уникальны, и именно по-этому нет единого рецепта к их решению. Важно одно – помнить, что от нас с Вами зависят судьбы детей. В заключении хотелось бы процитировать слова В. Сухомлинского (презентация  – слайд 7): “Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”. Он был убежден в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Багдасарян Сусанна Георгиевна Должность : учитель английского языка Конфликты. Разрешение конфликтов в работе педагога

Слайд 2

Типология конфликтов кратковременные и затяжные ; явные и скрытые ; конструктивны е и деструктивны е; внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые .

Слайд 3

Этапы конфликтов Этап 1-й . На фоне возникновения противоречий созревает конфликтная ситуация. Этап 2-й . Осознание одной из сторон конфликтной ситуации. Этап 3-й . Начало открытого противостояния, т.е. переход одного из участников к активным действиям. Этап 4-й . Развитие открытого конфликта. Этап 5-й . Разрешение конфликта.

Слайд 4

Модуль конфликтов учитель - учитель ученик - учитель родитель - учитель учитель -ученик ученик -ученик родитель -ученик учитель- родитель ученик- родитель родитель -р одитель УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК РОДИТЕЛЬ

Слайд 5

Опасные периоды Период первый . Основан на смене социального статуса ребенка. Происходит переход игра-учеба и ребенок-школьник. Период второй . Основан на не менее резкой смене статуса ученика – переходе из начальных классов в средние. Период третий . Основан на принятии решения продолжать учебу в школе или перейти в среднее специальное учебное заведение: техникум или училище. Период четвертый . Основан на смене социального статуса подростка . О кончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни.

Слайд 6

Возможные причины конфликта учитель-ученик кроющиеся в учителе отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость )

Слайд 7

В. Сухомлинск ий Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”. Он был убежден в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Р. S.Психологическая гибкость учителя подразумевается под «добротой», которая по факту есть быстрая адаптация к особенностям учеников, точное «схватывание» ситуаций, варьирование средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Исследовательская работа по обществознанию в старших классах. ( Доклад и презентация. Выступление на региональной конференции " Педагог-исследователь)

Я в своем сообщении показала  работу в старших классах на уроках обществознания,  используя исследовательскую деятельность. В начале сообщения я ракрыла теоретический вопрос об исследователь...

Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...