«Возможно ли существование детской организация без педагогического руководства?»
статья по теме

Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него педагога и хорошо сформированном педагогическом общении.

Педагог играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание.

Преимущественно через него строятся отношения между детьми в группе: педагог организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются воспитанниками. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Возможно ли существование  детской организация без педагогического руководства?»

Мы переживаем время, когда модным стало перечеркивать и чернить прошлое. Нынче многие завоевания и ценности еще недавнего прошлого некоторые журналисты представляют такими и страшными химерами, что у нынешних подростков совершенно извращенное представление о многом в нашей истории, в частности в истории комсомола и пионерской организации. Эти две общественные организации – молодежная и детская – представляются такими бюрократическими монстрами, которые с одной стороны, оболванивали людей: детей и молодежь, а с другой стороны – способствовали формированию небольшой кучки карьеристов.

Но общественное формирование – явление сложное. Были периоды пиков, героизма, массовой самоотдачи. Были периоды спадов, формализма, бюрократии – и в комсомоле, и в пионерской организации. Но неизменно, от момента создания и молодежной, и детской организации до завершения их исторического пути, оставались высокими их нравственные ориентиры. Мне не хотелось бы цитировать тексты из Устава комсомола или Положение о пионерской организации, но каждое слово стимулировало формирование чести, долга, не постесняемся – патриотизма, любви к своему Отечеству.

Кстати, этому же способствовали и созданные в этих организациях церемонии. Я помню, как во втором классе мы волновалась при подъеме государственного флага на линейке, при выносе знамени в дни торжеств. Это были часы, минуты гордости за страну, в которой мы жили, за союз, в рядах которого мы находились, за людей, его прославлявших и прославлявших страну. А что сегодня происходит на этом поле деятельности, которое теперь называется детским движением? Сегодня система изменилась.

Нынешнему состоянию детского движения присущи локальность, разноликость, разномаштабность, разностатусность.

На месте одной организации уже несколько. Тем не менее, у каждого из этих объединений свой нравственный ориентир. Одни действую в масштабе района, города, другие – региона, а третьи осваивают межрегиональный масштаб. Детское движение – это преимущественно стихия в численном составе, «размытость» границ управления. Это, как правило, ориентация на довольно близкий и видимый результат.

Организация – формирование в определенной мере противоположное движению. Здесь на первое место выдвигаются строгость управления, ясность норм, которые следует соблюдать.

Что же лучше для ребенка: движение или организация?

Если опираться на стремление ребенка к свободе, то первое, а если на его же стремление к яркости, красочности, игре по правилам, то второе.

И та и другая формы могут существовать одновременно, не противореча, а оставляя каждому ребенку, с учетом его темперамента, возраста, реальную возможность выбора.

Значительная часть и мальчиков, и девочек в определенном возрасте более всего нуждаются в организации. Конечно в той, что привлекает заманчивой целью и предлагает интересную деятельность. Во главе которой популярный лидер и в составе ребята, с которыми хочется быть вместе. Где «умные и красивые» нравственные нормы, дополненные удивительными традициями и обрядами.

Наша пресса очень «старалась» побыстрее разрушить образ пионерской организации, как организации, состоящей из Павликов Морозовых. Минувшее десятилетие без пионерской организации показало, что эту организацию детей с любовью вспоминают ветераны, знать о ней хотят современные подростки, и не только знать, наблюдается явная тенденция иметь нечто подобное сегодня.

Имеем ли мы, взрослые, право отказать в этом ребятам?

Хорошая организация поможет научиться таким необходимым в жизни человека – и взрослого, и ребенка – качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных. Конечно, организация научит дисциплине.

Так ли все это плохо?

Другой вопрос, что необходимо изначально решить вопрос о статусе.

На мой взгляд, создание детской организации, имеющей государственный статус, не было бы помехой ни самому государству, ни семье, ни обществу, ни тем более детям. Вопрос о месте «прописки» детской организации, как и все наболевшие вопросы детского движения, непрост. В нем отношение самих ребят к этому месту (спешат туда с радостью или идут по необходимости).

Детские объединения возникали в начале века в школе. Местом жительства была для пионерской организации - школа. Жизнь пионерской организации с ее сборами, митингами, линейками, парадами, смотрами, конкурсами украшала жизнь школы, вносила в нее эмоциональную ноту, вызванную иными, нежели отметками в дневнике, переживаниями.

Вряд ли стоит убеждать в том, как значительна и ответственна роль взрослого в детском объединении. Кто выполняет роль идеолога, уточняя и корректируя цель объединения? – Взрослый. Кто организует деятельность объединения детей? – Взрослый. Он же, взрослый, представитель интересов детей во властных структурах, а в необходимых случаях и их защитник. Учитывая особую ответственность взрослого, в детском объединении, просто необходимо принять специальные законодательные акты, закрепляющие эту ответственность и определяющее социальное положение взрослых, т.е. нас – педагогах.

Мы работаем. И работа наша зачастую выходит за рамки должностных обязанностей. И результаты нашей работы не только в призовых местах на районных конкурсах и соревнованиях (да это и не главное), а в том, что детям было интересно жить в школе. Имея пусть не большой опыт, могу с уверенностью сказать, что детям очень нравиться участвовать в делах организации (КТД, «огоньки», походы, вечера, выборы президента, КВНы и т.д.). Именно в игровой форме дети могут раскрыть свои творческие, организаторские способности. Игра их учит взрослой жизни.

Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников

- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.

Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если воспитанник положительно к нему относится, если в его сознании складывается представление о нем как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего педагог должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства педагога, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.

Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него педагога и хорошо сформированном педагогическом общении.

Педагог играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание.

Преимущественно через него строятся отношения между детьми в группе: педагог организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются воспитанниками. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...

Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционно-педагогической  работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детейс ограниченными возможностями здоровья...