Методическая разработка
методическая разработка по технологии по теме

Методическая разработка интегрированного проекта «Мой дом – моя крепость?!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Методическая разработка

интегрированного проекта

«Мой дом – моя крепость?!»

                                                                              Выполнили:

                                                                                         Шевлякова С.Е., учитель физики,

                                                                                         Антонова Н.Н., учитель технологии,

                                                                                         МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                                          школа № 1»                                                            

г. Энгельс, 2009г.

Оглавление  

1.    Этапы разработки проекта                                                        стр. 3

1.1. Выбор темы проекта                                                                      стр. 3-4

1.2. Разработка идеи, плана работы                                                     стр. 4

1.3. Планирование работы                                                                    стр. 4-9                                              

1.4. Основные этапы выполнения учебного проекта                         стр. 9-13

1.5.Оценка качества выполненной работы                                         стр. 13

1.6. Итоги проделанной работы                                                           стр. 13-14

2. Создание мультимедиа презентации.                                          стр. 14

3.  Используемая литература                                                             стр. 14

1. Этапы разработки проекта

1.1. Выбор темы проекта

Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. Школьный учитель, как правило, является носителем «застывшего» знания, собрания фактов, переданного образованию наукой. Он не всегда умеет научить технике самостоятельного приобретения нового знания. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и осваивают технику этой работы. Это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования. При различных методических особенностях их объединяет общий подход к познаваемым объектам.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

Мы являемся выпускниками программы «Intel – Обучение для будущего». Активно используем ее в своей деятельности, как во внеурочное время, так и на уроках, результативность (участие в городских и областных конкурсах творческих проектов и наличие призовых мест), и с учетом пожелания учителей школ Энгельсского района почерпнуть знаний по организации работы над проектом, мы решили поделиться своим опытом работы.  

    1.2. Разработка идеи, плана работы

       Идея создания методики проектной деятельности в нашей школе возникла три года назад. За это время мы изучили метод проектов, собрали  о нем необходимую информацию и составили свой  план разработки учебного проекта.   

    1. 3. Планирование работы

     Для реализации учебного проекта необходимо:

Сформировать группу учителей-единомышленников.

Знакомство членов группы. Представиться и рассказать о себе, в каких классах преподает учитель, по какому предмету. Что интересует  учителя, чем увлекается. Сформировать мини-группы (2 - 4   человека) для работы над учебным проектом по одной теме.

Необходимо ознакомиться со структурой проекта и основными требованиями.    Обсудить элементы учебного проекта с учетом требований образовательной программы и возрастной группы учащихся. Определить:

   - Основной вид деятельности учащихся и учителей;

   - Место проекта в учебном процессе;

    - Количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта;

    - Примерное время для его выполнения и презентации.

        4. Каждый преподаватель предлагает свои идеи и предложения. После обсуждения делаются наброски описания проекта, формулируется тема учебного проекта и темы исследований учащихся.

        5. Каждый учитель заполняет лист планирования содержания и этапов учебного проекта (см. приложение) по своему предмету. 

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если учитель видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно, проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Учитель на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию.  Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Определяется взаимодействие учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом, согласно таблице:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения и принятия решения

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, буклет, публикация, реферат, видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся в начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с разработанными критериями (см. приложение).

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (см. приложение) (в качестве экспертов выступают старшие школьники , родители и др.)

Публично защищают  результаты своей работы по разработанному плану (см. приложение)

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно – полезного учебного продукта. Все, что создают учащиеся, - рефераты, буклеты, газеты, презентации, - становится частью их индивидуальных достижений. Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Исходные теоретические позиции проектного обучения:

в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

1.4. Основные этапы выполнения учебного проекта

    1.  Продумывание темы проекта и его структуры. 

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. 

      После обсуждения на заседании творческой группы учителей по проектной деятельности была выбрана тема учебного проекта «Мой дом – моя крепость?!»

2.  Выбор возрастной категории учащихся.

Была выбрана возрастная категория – учащиеся 7-11 классов, в количестве 3-6 учащихся у каждого преподавателя.

3.  Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

После обсуждения на заседании творческой группы учителей по проектной деятельности были сформулированы основополагающие вопросы нашего проекта.

4.  Формулирование дидактических целей и методических задач.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

5.  Выбор темы индивидуальных исследований учащихся.

Учащийся выбрали темы проектов, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Темы исследований по литературе: «Образ дома в русской литературе, и какую функцию он выполняет».

Темы исследований по географии: «Исследовать места нашего города, почву и ветровую составляющую»,

Темы исследований по физике: «Теплопроводность строительных материалов», «Влагостойкость строительных материалов».

Темы исследований по технологии: «Влияет ли цвет отделки помещений на организм человека?», «Какие обои лучше всего подходят для разных комнат?», «Какие шторы выбрать для разных комнат».

Темы исследований по экологии: «Влияние комнатных растений на человека».

Темы исследований по биологии: «Выбери себе друга».

Темы исследований по черчению: «Как лучше построить дом?»

Формирование групп для проведения исследований и обсуждение плана работы учащихся.

Каждый ученик определяет свою роль в работе над проектом, и группируются в соответствии со своими интересами.

7.  Создание организационных документов (инструкций, правила работы, правила цитирования источников информации, этапы защиты проекта и др.).

Были разработаны: памятка учащегося, инструкция по оформлению реферата, критерии оценивания буклета, презентации, публикации, веб-сайта (см приложение).

Установление процедуры и критерии оценки итоговых работ.

Для защиты проекта был разработан план защиты и критерии и этапы защиты (см приложение).

Обсуждение возможных источников информации, способов их сбора и вопросов защиты авторских прав.

Учащиеся могут почерпнуть информацию в библиотеках или в Интернете. Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение  не  стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Учащиеся знакомятся с правилами цитирования источников информации (см. приложение).

9.  Самостоятельная работа учащихся в группах. Сбор, обработка и    анализ информации, решение промежуточных задач. Проведение необходимых исследований и расчетов.

Учащиеся индивидуально осуществляли поисковую деятельность, а затем в группах проводили синтез и анализ информации по теме проекта, приобретая новые знания. Выбрали оптимальный план для проведения исследований и расчетов. 

10.  Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Предварительный просмотр.

В начале данного этапа происходит объяснение учащимся как необходимо создавать, какова структура и требования к презентациям в теме планирование презентации. После того как ученикам дана структура презентации, им предлагается начать разрабатывать собственные презентации. Для наглядного примера приводятся презентации, взятые с компакт диска Intel® «Обучение для будущего». Разработанная презентация учащегося оценивается по разработанному учителем критерию оценивания презентации (см. приложение).

12.  Публичная защита полученных результатов и выводов. Оценивание результатов проекта учениками и учителями.

Для этого разрабатываются критерии оценивания защиты проекта в виде таблицы (см. приложение), которая заполняется учителями и учащимися. После защиты подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

13.  Публикация работы (в печатном виде, в виде презентации и в Интернете на веб-сайте).

Каждая группа учащихся опубликовала результаты своей работы, как в печатном виде, так и в электронном виде и в виде презентации. После защиты учащимися своих работ была создана общая презентация (см. приложение)  и общий проект учащимися были созданы макеты комнат по функциональному назначению. При создании веб-сайта в Интернете необходимо помнить, что он должен быть отражением содержания и хода работ по проекту, а также рекламой проекта для конкретной аудитории  - учителей и учащихся из других школ, городов, стран.

14.  Поощрение учеников.

Выступление каждой группы было оценено, как учителями, так и учащимися других групп  по балльной системе, приведенной в таблице (см. приложение) и в результате выявились учащиеся, которые набрали большее количество баллов. Участникам проекта   были вручены сертификаты участия в конференции по различным номинациям.

15. Анализ работы, рефлексия, планирование следующих работ, учитывая накопленный опыт.

На основе всего выше изложенного можно сказать, что поставленные цели и задачи решены в полном объеме. Учащиеся приобрели навыки исследовательской деятельности. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Подвели итоги проделанной работы.

Наша работа была представлена на районном конкурсе творческих проектов, где наш проект занял II место. Спланировали работу над созданием нового учебного проекта в следующем учебном году.

1. 5. Оценка качества выполненной работы

     Наш опыт был изучен на школьном уровне, где получил высокую оценку.

В   районных конкурсах наши проекты завоевывают призовые места. В прошлом году на областном конкурсе наш проект «В здоровом теле – здоровый дух» имел недостаток – не был опубликован на веб-сайте. Поэтому в этом учебном году мы оформили наш проект в печатном виде, в виде презентации и на веб - сайте.

6. Итоги проделанной работы

Работая над учебным проектом, школьники стали более мотивированными, у учащихся появился интерес к изучению отдельных предметов. Они активнее стали  работать на уроках и творчески подходить к выполнению домашнего задания. Работая в группах, помогают друг другу в технических вопросах. Учащиеся стали с большей степенью самостоятельности обсуждать свои идеи и мнения по тому или иному вопросу. С удовольствием  создают презентации новой информации с использованием компьютерных технологий, которые затем защищают на уроках.

После работы над интегрированным проектом отношения между учениками и учителями стали более доверительными. Учителя стали разрешать учащимся самим предлагать темы исследовательской работы и самим решать, какие материалы и ресурсы им понадобятся для выполнения работы.

По окончании работы над проектом и учителя и учащиеся  дали позитивные отзывы о работе над проектом и изъявили желание создавать новые проекты.

2. Создание мультимедиа презентации.

3.  Используемая литература

1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Mikrosoft):Учеб.пособие. – 4-е изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004

2.  Метод проектов  и его использование в школе

http://revolution.allbest.ru/pedagogics 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...


 

Комментарии

Методическая разработка интегрированного проекта «Мой дом – моя крепость?!»