технология 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Сибгатуллин Ришат Тимершаехович

Рабочая программа по технологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka5_tehno55555.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы

дополни-

тельного

содержания

Дата

Примеча-

ние

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Технология изготовления изделий
на основе плоскостных деталей

(16 часов)

1-2

Вводное занятие. Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины

2

Комбинированный

урок.

Экскурсия

Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования
по предмету. Правила безопасной работы. Общие сведения о древесине. Ознакомление с проектными работами учащихся 5 классов, обучающихся в прошлом году. Производство пиломатериалов.
Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Столяр в мебельном производстве.

Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология»; правила поведения в мастерской; сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки
и свойства.

Уметь: распознавать породы древесины

по внешним признакам

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

«Распознавание

лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре»

Инструкции

по технике безопасности и охране труда при проведении занятий и мероприятий по технологии. Инструктаж вводный, первичный.

Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное

использование

Подобрать

образцы

древесины

хвойных

и лиственных пород

3-4

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины

 2

Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование мастерской по обработке древесины. Инструменты для обработки древесины. Правила безопасности при ручной обработке древесины.

Пр/р «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами)»

Знать: общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений.

Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки

в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту; уметь пользоваться инструментом при выполнении соответствующей операции

Индивидуальный

опрос.

Пр/р

Инструменты для обработки древесины в домашней

мастерской (какие работы выполняются данным инструментом)

5-6

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами

 2

Комбинированный урок

Правила безопасной работы при ручной обработке древесины

Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда

Самостоятельная

работа.

Тест

правила безопасного труда при выполнении столярных работ

Черчение и графика (2часа)

7-8

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж

2

Урок ознакомления с новым материалом

Графическая документация. Линии чертежа. Виды проекции детали.

Пр/р «Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов»

Знать: что называется чертежом, рисунком, эскизом; проекции

и виды детали.

Уметь: читать и выполнять простой чертеж детали

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Сделать технический рисунок детали (по выбору)

9-10

Основные

технологические операции и особенности их выполнения. Разметка древесины


2 

Комбинированный урок

Контроль и качество выполнения разметки. Инструменты и приспособления для разметки древесины.


Знать: назначение
и правила применения разметочного инструмента.

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

11-12

Пиление древесины.

Неподвижные

соединения

2

Комбинированный урок

Основные элементы

геометрии зубьев пил. Контроль и качество выполнения процесса пиления.

Знать: назначение
и виды пил; правила безопасности при выполнении пиления древесины.

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

13-14

Строгание

древесины

2

Комбинированный урок

Основные элементы геометрии режущего инструмента. Контроль качества выполнения процесса строгания. Инструменты и приспособления для пиления древесины. Определение качества строганияПр/р «Изготовление плоскостных по чертежам и технологическим картам: строгание заготовок стругами»

Знать: устройство
и назначение стругов;

правила безопасной работы при строгании

древесины.

Уметь: выполнять простейшие операции по строганию древесины; безопасно выполнять приемы труда;

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

Дать характеристику использования стругов при изготовлении деревянной рамы

15-16

Сверление

древесины

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления при сверлении. Приемы сверления. Отделка изделий из древесины.

Пр/р «Изготовление плоскостных деталей

по чертежам и технологическим картам: сверление технологических отверстий. Отделка изделия»

Знать: назначение

и принцип действия станков и приспособлений для сверления; правила безопасной работы при сверлении древесины; материалы и инструменты для отделки изделий из дре-весины; отделочные лакокрасочные материалы, безопасные приемы труда при отделке изделий.

Уметь: выполнять основные операции и изготавливать детали

на сверлильном станке. Безопасно выполнять приемы труда по сверлению; подбирать инструмент, способ и лакокрасочный материал отделки

Контрольная работа.

Тест.

Пр/р

Рассмотреть сверла в домашней мастерской.

Определитьтип, назначение, размер.

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (16 часов)

17-18

Металлы;

их основные

свойства и область применения

2

Комбинированный урок.

Экскурсия

Общие сведения о металлах. Черные и цветные металлы.

Правила безопасности при ручной обработке металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Пр/р «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами по обработке металла»

Знать: общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполне-нии слесарных работ; назначение, устройство

и принцип действия простейшего слесарного инструмента и приспособлений; правила безопасности труда.

Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки металлов; устанавливать и закреплять заготовки

в тисках; проверять

соответствие верстака своему росту; пользоваться инструментом при выполнении слесарных работ

Индивидуальный

опрос.

Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения

Определить по внешним признакам металлы
(примеры предметов утилитарного назначения

19-20

Пробивание

и сверление отверстий

2

Комбинированный урок

Устройство и управление сверлильным станком. Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы.

Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: пробивание пробойником и сверление отверстий»

Знать: приемы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий;

правила безопасной работы.

Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле

Самостоятельная

работа.

Тест.

Пр/р

21-22

Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла

2

Комбинированный урок

Способы обработки тонколистового металла: ручная, машинная. Правка металла на плите. Приемы контроля качества правки. Правила безопасной работы при правке тонколистового металла.

Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки»

Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.

Уметь: править тонколистовой металл и проволоку

Самоконтроль.

Тест.

Пр/р

Примеры использования тонколистового металла в народном хозяйстве

23-24

Типы графических изображений: техничеcкий рисунок, эскиз, чер-

теж, технологическая карта.

Разметка металлических заготовок

2

Комбинированный урок

Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Инструменты и приспособления при разметки металлических заготовок. Технологическая карта изделия.

Пр/р «Чтение чертежей деталей из тонколистового металла: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов, разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника»



Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графи

Самоконтроль.

Выполнить

разметку

на металле

изделия

«Кормушка

для птиц»

Технология обработки металлов. (8 часов)

25-26

Резание тонколистового металла ножницами

2

Комбинированный урок

Основные технологические операции обработки тонколистового металла резанием. Опиливание листового металла. Особенности выполнения данных операций. Инструменты и приспособления. Приемы и правила безопасности труда.

Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте; резание заготовок слесарными ножницами»

Знать: назначение операции резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операции резания и зачистки; правила безопасности работы при выполнении данных операций.

Уметь: подбирать необходимый инструмент

и оборудование; выполнять резание заготовок,

зачистку, опиливание

заготовок из тонколис-

тового металла

Взаимоконтроль.

Работа

в группах.

Тест.

Пр/р

Вырезать внешний контур изделия «Кормушка для птиц»

27-28

Соединение металлических деталей

2

Комбинированный урок

Способы и приемы соединения деталей (клепка, склеивание, паяние, фальцевой шов и др.). Сгибание тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной

работы.

Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте; гибка заготовок в тисках и на оправках»

Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; назначение, устройство и условия применения инструмента и оборудования; правила безопасного труда.

Уметь: подбирать

необходимый способ

и приемы труда при

соединении деталей из тонколистового металла; безопасно выполнять приемы труда

Индивидуальный

опрос.

Тест.

Пр/р

Привести примеры соединения

деталей из тонколистового металла

29-30

Отделка изделий из металла

2

Комбинированный урок

Ручные инструменты

и приспособления для отделки изделий из металлов. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда.

Пр/р «Защитная и декоративная отделка

изделия»

Знать: способы защитной и декоративной отделки изделий из металлов; правила безопасной работы.

Уметь: подбирать вариант, материал и способ выполнения операции по отделке

Самоконтроль.

Тест.

Пр/р

Подготовка и окраска изделий

из тонко-

листового

металла

31-32

Проволока

и способы ее получения.

Изделия

из проволоки

2

Урок закрепления новых знаний

Чертеж (эскиз) деталей из проволоки.

Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Инструмент и приспособления. Правила безопасной работы с проволокой. Профессии, связанные с добычей руды и производством металлов. Профессии, связанные с обработкой жести.

Пр/р «Изготовление

деталей из проволоки

по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки

Знать: способы получения и обработки проволоки; назначение, устройство и приемы обработки проволоки;

правила безопасного выполнения труда.

Уметь: выбирать инструмент и оборудование для выполнения технологических работ по обработке проволоки; безопасно выполнять приемы труда

Контрольная работа.

Тест.

Пр/р

Сделать

изделие из проволоки

по техническому рисунку. Подготовить сообщение о профессиях, связанных с обработкой жести

Механизмы

Технологических машин
(4 часа)

33-34

Механизмы и их назначение

2

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие о механизме и машине. Типовые детали. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов.

Пр/р «Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”»

Знать: понятия машина и механизм;область применения машин и механизмов.

Уметь: разбираться

в кинематике преобразовательных движений машин и механизмов

Самостоятельная

работа.

Тест.

Пр/р

Определить по сборочному чертежу порядок сборки изделия

35-36

Условные

обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах

2

Урок

закрепления новых

знаний

Чтение и построение простых кинематических схем.

Пр/р «Чтение кинематических схем простых механизмов»

Знать: условные обозначения типовых деталей машин и механизмов.

Уметь: читать прос-

тейшие кинематические схемы узлов механизмов и машин

Контрольная работа.

Тест.

Пр/р

Привести примеры простейших

машин. Объяснить принцип их действия

Электромонтажные работы
(4 часа)

37-38

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных

работ

2

Урок ознакомления с новым материалом

Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия (монтажный провод,

эл. шнур, изоляционная лента, изоляционная трубка, кусачки, монтерский нож, круглогубцы, плоскогубцы). Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ

Знать: об электрилизации тел, электрических зарядах и их взаимодействии; об эл. токе, проводниках и изоляторах; о действиях тока (тепловом и механическом)

Уметь: определять

соответствие источника тока с соблюдением полярности; заменять эл. элементы с учетом их номинального напряжения

Самостоятельная

работа.

Тест

Виды

проводов Примеры источников

и потребителей (бытовая техника

39-40

Приемы

монтажа установочных изделий

2

Комбинированный урок

Приемы и правила электромонтажных работ.

Величина допустимого

тока для проводников разного сечения. Правила безопасной работы

с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Пр/р «Сборка электроцепи с элементами управления и защиты»

Знать: о видах соединения элементов электрических цепей.

Уметь: определять

соответствие источника тока и нагрузки по напряжению

Контрольная работа

Тест.

Пр/р

Изделие

с источником напряжения и потребителями

из набора «Радио-конструктор»

Простейшие электрические цепи с гальваническим

источником тока

(4 часа)

41-42

Электрическая цепь. Приемы монтажа установочных изделий

2

Комбинированный урок

Источники, приемники

и проводники электрической энергии. Изготовление изделий с простой электрической цепью. Последовательные и параллельные эл. цепи. Преимущества  параллельного соединения потребителей перед последовательным. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к источнику питания.

Пр/р «Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов

Знать: виды соединения элементов эл. цепей; инструмент и приспособления при монтаже эл. цепи; правила подсоединения потребителей в параллельной и последовательной эл. цепях

Уметь: читать схему

и собирать эл. цепь; находить (в простейших случаях) нарушение контакта в эл. цепи и устранять его; составлять простейшие эл. цепи; безопасно выполнять приемы труда

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

Схема квартирной

электропроводки

43-44

Бытовые электроприборы

2

Урок систематизации учебного материала

Устройство, назначение, принцип действия электробытовых приборов. Лампа накаливания. Утюг. Электроплита.

Пр/р «Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке

Знать: принцип работы и преобразования эл. энергии в световую

и тепловую энергию; условия безопасного

выполнения труда.

Уметь: объяснять принцип действия простых электроприборов; находить и устранять недостатки

Контрольная работа

Тест.

Пр/р

Нарисовать

эл. схему бытовых приборов (по выбору

учащихся)

Технология ведения дома

(4 часа)

45-46

Интерьер

жилых помещений

2

Урок ознакомления с новым материалом

Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предмет интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения.

Пр/р «Дизайн-анализ изделий, предметов, интерьера, созданных другими людьми»ы

Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон.

Уметь: анализировать

дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики

Фронтальный опрос.

Уход за окнами

эскиз жилого помещения в соответствии с требования бытового назначения

47-48

Мелкий ремонт

и уход за одеждой, обувью, мебелью, напольным покрытием

2

Комбинированный урок

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебелью, их мелкий ремонт.

Средства для ухода за раковинами и посудой.Средства для ухода

за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви.

Пр/р «Выполнение мелкого ремонта обуви,

мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели»

Знать: виды ремонтных материалов для выполнения мелкого ремонта одежды, обуви, мебели, напольного покрытия.

Уметь: использовать приобретенные знания

и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применять санитарно-гигиенические средства; выполнять уборку помещений, ухаживать за мебелью с использованием современных средств

ухода и бытовой техники

Контрольная работа.

Тест.

Пр/р

Примеры мелкого ре-

монта обуви, мебели, напольного покрытия (инструмен-

ты, ремонт-

ные материалы)

Творческая,

проектная деятельности

(16 часов)

49-50

Основы проектирования

2

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие творческий проект. Виды проектов. Основные компоненты проекта. Этапы выполнения проекта. Содержание этапов. Развитие познавательных интересов.

Пр/р «Основные требования к проектированию»

Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; этапы творческого проекта, их содержание; направление проектных работ.

Уметь: анализировать свойства объекта; ориентироваться в инфор-

мационном пространстве

Индивидуальный

опрос.

Тест.

Пр/р

Определить этапы выполнения проекта.

Написать мини-со-

чинение

на тему «Строительные материалы вчера, сегодня, завтра»

51-52

Последовательность

выполнения

творческого

проекта

2

Урок выработки навыков

и умений

Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Разработка творческого проекта. Пояснительная записка к проекту. Поисково-исследовательский этап. Технологический этап. Заключительный этап.

Пр/р «Определение последовательности выполнения проектного задания»

Знать: основные компоненты и критерии проекта; последовательность разработки творческого проекта.

Уметь: составлять индивидуальный (групповой) план проекта

Самостоятельная

работа.

Тест.

Пр/р

Практико-

ориентированные проекты. Открытая

и закрытая формулиров ка задачи по предложенной теме

53-54

Выявление потребности семьи или потребительского спроса

2

Урок обучения умениям и навыкам.

Исследование

Физиологические потребности. Потребности в безопасности и сохранении здоровья, интеллектуальные потребности, потребности в общении и уважении, в самовыражении. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулировка задачи.

Пр/р «Возможные подходы к выявлению потребности людей»

Знать: основные критерии, предъявляемые

к интервью; методы поиска информации об из-

делиях и материалах.

Уметь: выявлять потребности в изделиях через опрос, интервью

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Провести опрос-анализ потреб-

ностей семьи в изделиях бытового назначения

55-56

Выбор

и обоснование

проекта

2

Урок

отработки навыков

и умений

Дизайн-анализ изделия.

Определение перечня критериев. Исследование рынка. Исследование собственных возможностей. Выбор тем

проектов на основе потребностей. Выбор лучшей идеи. Пр/р «Анализ рынка

и собственных возможностей»

Знать: методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Уметь: обосновывать свой выбор темы на основе маркетинговых опросов

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Сфера применения использо ванного стержня от шариковой ручки. Эскиз

и описание

способа

использования

57-58

Графическая, конструкторская и технологическая документация проекта

2

Комбинированный урок

Альтернативные варианты проекта (чертеж, эскиз, рисунок). Разработка эскизного варианта изделия. Технологическая карта проекта.

Пр/р «Технологическая карта проекта»

Знать: требования

к разработке, состав

и назначение документации к проекту.

Уметь: разрабатывать

графическую, конструкторскую и технологическую документацию проекта

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Сделать технологическую карту изделия проектного задания

59-66

Изготовление изделия

8

Урок-прак-

тикум

Планирование изделия. Выбор инструмента, оборудования и материалов. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Контроль качества. Сборка и отделка изделия.

Пр/р «Выполнение про ектного задания, используя ручной инструмент и оборудование»

Знать: свойства материала; технологию изготовления изделия; альтернативные варианты использования инструментов, материалов и оборудования для изготовления изделия; правила техники безопасности при работе инструментами и оборудованием.

Уметь: выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия; безопасно выполнять приемы труда

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Раздел проекта «Выбор инстру-мента, обо рудования и материалов»

67-68

Эколого-экономическое обоснование проекта

2

Комбинированный урок

Экологическое и экономическое обоснование проекта. Расчет себестоимости проектного задания. Оформление проектной документации

Знать: основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду.

Уметь: проводить расчет себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека

Самостоятельная

работа.

Пр/р

Оформление пояснительной

записки

к проекту

69-70

Защита (презентация) проекта

2

Урок закрепления изученного материала

Вывод. Оценка изделия.

Презентация изделия. Реклама проекта

Знать: критерии оценки изделия; способы

презентации проекта.

Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие

Защита проектного задания.

Зачет

Защитa творческого проекта)

РАССМОТРЕНО                                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО                                                                            Зам. директора по УР                                                                               Директор гимназии-интерната

_____________ Аминова И.Ф.                                                      _____________ Бакиров Р.Ф.                                                                  ___________ Нурлыева Л.Ф.

протокол №____ от                                                                        «___»____________2012 года                                                                   приказ №____ от

«___»___________2012 года                                                                                                                                                                                  «___»______________2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

ГАОУ «ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ  I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

СИБГАТУЛЛИНА РИШАТА ТИМЕРШАЕХОВИЧА

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«____» __________ 2012 года

2012-2013 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО технологии
5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

– Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

– Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005);

– Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2007.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю в I полугодии, 2 часа в неделю во II полугодии). В том числе:

– контрольных работ – 6;

– самостоятельных работ – 13;

– проектов – 1;

– исследований – 1;

– практических работ – 29;

– экскурсий – 2.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.

Учебно-методический комплект: 

1. Павлова, М. Б. Технология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. Б. Павлова, И. А. Сасова, М. И. Гуревич, Дж. Питт ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 240 с.: ил.

2. Гоппе, Н. Н. Технология. Технический труд : 5 класс : тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 64 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.

2. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. – М. : Просвещение, 1988. –144 с.

3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.

4. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2007. – № 3.

5. Журавлев, Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся 5–6 кл. / Б. А. Журавлев. – М. : Просвещение, 1992. – 256 с.

6. Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 1990.

7. Коноплева, Н. П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Коноплева. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с.

8. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 1992. – 207 с.

9. Ликум, А. Все обо всем : популярная энциклопедия для детей : в 14 т. / А. Ликум. – М. : Комп. «Ключ-С» : филол. общ-во «Слово» : ТКО АСТ, 1994.

10. Магир, М. Плетение проволоки / М. Магир. – М. : Изд. дом «Ниола 21-й век», 2004. – 96 с.

11. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 1981. – 63 с.

12. Мир профессий. Человек – техника / сост. В. Е. Гаврина. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 350 с.

13. Мир профессий. Человек – техника / сост. Р. Д. Каверина. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 355 с.

14. Мы и наша семья : книга для молодых супругов / сост. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 116 с.

15. Наш дом / сост. Н. А. Андреев. – М. : Экономика, 1989. – 194 с.

16. Патракеев, В. Г. Слесарное дело : тетрадь для самостоятельной работы 5–6 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев, И. В. Патракеев. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

17. Пешков, Е. О. Технический словарь школьника / Е. О. Пешков, Н. И. Фадеев. – М. : Учпедгиз, 1963. – 221 с.

18. Покровский, А. А. Беседы о питании / А. А. Покровский. – М. : Экономика, 1966. – 287 с.

19. Резник, С. Д. Плотник / С. Д. Резник. – М. : Стройиздат, 1988. – 40 с.

20. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 1984.

21. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 96 с.

22. Школа и производство : журн. – 1991. – № 1.

Внесенные изменения:

1. Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить в конце программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

2. Резервные часы (7 часов) примерной программы целесообразно отнести на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью более глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением  проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления деталей, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекции, программы обучения, игровые программы.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны

знать:

– основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;

– основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;

– пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

– условия к посадке и правила ухода за растениями, способы размножения растений;

– что представляет собой текстовая и графическая информация;

– требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;

– общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

– назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;

– основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

– виды пиломатериалов;

– возможности использования микрокалькулятора и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

– источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

– основы и принципы ухода за одеждой и обувью;

уметь:

– рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

– выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

– читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

– понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

– графически изображать основные виды механизмов передач;

– находить необходимую техническую информацию;

– осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

– читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

– выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

– соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

– владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

– применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

– набирать и редактировать текст;

– создавать простые рисунки;

– работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Должны владеть компетенциями:

– ценностно-смысловой;

– деятельностной;

– социально-трудовой;

– познавательно-смысловой;

– информационно-коммуникативной;

– межкультурной;

– учебно-познавательной.

Способы решать жизненно-практические задачи:

– вести экологически здоровый образ жизни;

– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

– планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6

6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7

7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...