технология 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополни- тельного содержания | Дата | Примеча- ние |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Технология изготовления изделий (16 часов) |
1-2 | Вводное занятие. Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины | 2 | Комбинированный урок. Экскурсия | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования | Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология»; правила поведения в мастерской; сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки Уметь: распознавать породы древесины по внешним признакам | Фронтальный опрос. Тест. Пр/р «Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре» | Инструкции по технике безопасности и охране труда при проведении занятий и мероприятий по технологии. Инструктаж вводный, первичный. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование | Подобрать образцы древесины хвойных и лиственных пород |
3-4 | Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Оборудование мастерской по обработке древесины. Инструменты для обработки древесины. Правила безопасности при ручной обработке древесины. Пр/р «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами)» | Знать: общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений. Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту; уметь пользоваться инструментом при выполнении соответствующей операции | Индивидуальный опрос. Пр/р | Инструменты для обработки древесины в домашней мастерской (какие работы выполняются данным инструментом) |
5-6 | Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами | 2 | Комбинированный урок | Правила безопасной работы при ручной обработке древесины | Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда | Самостоятельная работа. Тест | правила безопасного труда при выполнении столярных работ |
Черчение и графика (2часа) |
7-8 | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Графическая документация. Линии чертежа. Виды проекции детали. Пр/р «Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов» | Знать: что называется чертежом, рисунком, эскизом; проекции и виды детали. Уметь: читать и выполнять простой чертеж детали | Самостоятельная работа. Пр/р | Сделать технический рисунок детали (по выбору) |
9-10 | Основные технологические операции и особенности их выполнения. Разметка древесины | 2 | Комбинированный урок | Контроль и качество выполнения разметки. Инструменты и приспособления для разметки древесины. | Знать: назначение | Фронтальный опрос. Тест. Пр/р |
11-12 | Пиление древесины. Неподвижные соединения | 2 | Комбинированный урок | Основные элементы геометрии зубьев пил. Контроль и качество выполнения процесса пиления. | Знать: назначение | Фронтальный опрос. Тест. Пр/р |
13-14 | Строгание древесины | 2 | Комбинированный урок | Основные элементы геометрии режущего инструмента. Контроль качества выполнения процесса строгания. Инструменты и приспособления для пиления древесины. Определение качества строганияПр/р «Изготовление плоскостных по чертежам и технологическим картам: строгание заготовок стругами» | Знать: устройство правила безопасной работы при строгании древесины. Уметь: выполнять простейшие операции по строганию древесины; безопасно выполнять приемы труда; | Фронтальный опрос. Тест. Пр/р | Дать характеристику использования стругов при изготовлении деревянной рамы |
15-16 | Сверление древесины | 2 | Комбинированный урок | Инструменты и приспособления при сверлении. Приемы сверления. Отделка изделий из древесины. Пр/р «Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: сверление технологических отверстий. Отделка изделия» | Знать: назначение и принцип действия станков и приспособлений для сверления; правила безопасной работы при сверлении древесины; материалы и инструменты для отделки изделий из дре-весины; отделочные лакокрасочные материалы, безопасные приемы труда при отделке изделий. Уметь: выполнять основные операции и изготавливать детали на сверлильном станке. Безопасно выполнять приемы труда по сверлению; подбирать инструмент, способ и лакокрасочный материал отделки | Контрольная работа. Тест. Пр/р | Рассмотреть сверла в домашней мастерской. Определитьтип, назначение, размер. |
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (16 часов) |
17-18 | Металлы; их основные свойства и область применения | 2 | Комбинированный урок. Экскурсия | Общие сведения о металлах. Черные и цветные металлы. Правила безопасности при ручной обработке металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Пр/р «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами по обработке металла» | Знать: общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполне-нии слесарных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента и приспособлений; правила безопасности труда. Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки металлов; устанавливать и закреплять заготовки в тисках; проверять соответствие верстака своему росту; пользоваться инструментом при выполнении слесарных работ | Индивидуальный опрос. | Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения | Определить по внешним признакам металлы |
19-20 | Пробивание и сверление отверстий | 2 | Комбинированный урок | Устройство и управление сверлильным станком. Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы. Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: пробивание пробойником и сверление отверстий» | Знать: приемы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Самостоятельная работа. Тест. Пр/р |
21-22 | Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла | 2 | Комбинированный урок | Способы обработки тонколистового металла: ручная, машинная. Правка металла на плите. Приемы контроля качества правки. Правила безопасной работы при правке тонколистового металла. Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки» | Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку | Самоконтроль. Тест. Пр/р | Примеры использования тонколистового металла в народном хозяйстве |
23-24 | Типы графических изображений: техничеcкий рисунок, эскиз, чер- теж, технологическая карта. Разметка металлических заготовок | 2 | Комбинированный урок | Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Инструменты и приспособления при разметки металлических заготовок. Технологическая карта изделия. Пр/р «Чтение чертежей деталей из тонколистового металла: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов, разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника» | Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графи | Самоконтроль. | Выполнить разметку на металле изделия «Кормушка для птиц» |
Технология обработки металлов. (8 часов) |
25-26 | Резание тонколистового металла ножницами | 2 | Комбинированный урок | Основные технологические операции обработки тонколистового металла резанием. Опиливание листового металла. Особенности выполнения данных операций. Инструменты и приспособления. Приемы и правила безопасности труда. Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте; резание заготовок слесарными ножницами» | Знать: назначение операции резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операции резания и зачистки; правила безопасности работы при выполнении данных операций. Уметь: подбирать необходимый инструмент и оборудование; выполнять резание заготовок, зачистку, опиливание заготовок из тонколис- тового металла | Взаимоконтроль. Работа в группах. Тест. Пр/р | Вырезать внешний контур изделия «Кормушка для птиц» |
27-28 | Соединение металлических деталей | 2 | Комбинированный урок | Способы и приемы соединения деталей (клепка, склеивание, паяние, фальцевой шов и др.). Сгибание тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Пр/р «Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте; гибка заготовок в тисках и на оправках» | Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; назначение, устройство и условия применения инструмента и оборудования; правила безопасного труда. Уметь: подбирать необходимый способ и приемы труда при соединении деталей из тонколистового металла; безопасно выполнять приемы труда | Индивидуальный опрос. Тест. Пр/р | Привести примеры соединения деталей из тонколистового металла |
29-30 | Отделка изделий из металла | 2 | Комбинированный урок | Ручные инструменты и приспособления для отделки изделий из металлов. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда. Пр/р «Защитная и декоративная отделка изделия» | Знать: способы защитной и декоративной отделки изделий из металлов; правила безопасной работы. Уметь: подбирать вариант, материал и способ выполнения операции по отделке | Самоконтроль. Тест. Пр/р | Подготовка и окраска изделий из тонко- листового металла |
31-32 | Проволока и способы ее получения. Изделия из проволоки | 2 | Урок закрепления новых знаний | Чертеж (эскиз) деталей из проволоки. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Инструмент и приспособления. Правила безопасной работы с проволокой. Профессии, связанные с добычей руды и производством металлов. Профессии, связанные с обработкой жести. Пр/р «Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки | Знать: способы получения и обработки проволоки; назначение, устройство и приемы обработки проволоки; правила безопасного выполнения труда. Уметь: выбирать инструмент и оборудование для выполнения технологических работ по обработке проволоки; безопасно выполнять приемы труда | Контрольная работа. Тест. Пр/р | Сделать изделие из проволоки по техническому рисунку. Подготовить сообщение о профессиях, связанных с обработкой жести |
Механизмы Технологических машин |
33-34 | Механизмы и их назначение | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие о механизме и машине. Типовые детали. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Пр/р «Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”» | Знать: понятия машина и механизм;область применения машин и механизмов. Уметь: разбираться в кинематике преобразовательных движений машин и механизмов | Самостоятельная работа. Тест. Пр/р | Определить по сборочному чертежу порядок сборки изделия |
35-36 | Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах | 2 | Урок закрепления новых знаний | Чтение и построение простых кинематических схем. Пр/р «Чтение кинематических схем простых механизмов» | Знать: условные обозначения типовых деталей машин и механизмов. Уметь: читать прос- тейшие кинематические схемы узлов механизмов и машин | Контрольная работа. Тест. Пр/р | Привести примеры простейших машин. Объяснить принцип их действия |
Электромонтажные работы |
37-38 | Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия (монтажный провод, эл. шнур, изоляционная лента, изоляционная трубка, кусачки, монтерский нож, круглогубцы, плоскогубцы). Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ | Знать: об электрилизации тел, электрических зарядах и их взаимодействии; об эл. токе, проводниках и изоляторах; о действиях тока (тепловом и механическом) Уметь: определять соответствие источника тока с соблюдением полярности; заменять эл. элементы с учетом их номинального напряжения | Самостоятельная работа. Тест | Виды проводов Примеры источников и потребителей (бытовая техника |
39-40 | Приемы монтажа установочных изделий | 2 | Комбинированный урок | Приемы и правила электромонтажных работ. Величина допустимого тока для проводников разного сечения. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Пр/р «Сборка электроцепи с элементами управления и защиты» | Знать: о видах соединения элементов электрических цепей. Уметь: определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению | Контрольная работа Тест. Пр/р | Изделие с источником напряжения и потребителями из набора «Радио-конструктор» |
Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (4 часа) |
41-42 | Электрическая цепь. Приемы монтажа установочных изделий | 2 | Комбинированный урок | Источники, приемники и проводники электрической энергии. Изготовление изделий с простой электрической цепью. Последовательные и параллельные эл. цепи. Преимущества параллельного соединения потребителей перед последовательным. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к источнику питания. Пр/р «Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов | Знать: виды соединения элементов эл. цепей; инструмент и приспособления при монтаже эл. цепи; правила подсоединения потребителей в параллельной и последовательной эл. цепях Уметь: читать схему и собирать эл. цепь; находить (в простейших случаях) нарушение контакта в эл. цепи и устранять его; составлять простейшие эл. цепи; безопасно выполнять приемы труда | Фронтальный опрос. Тест. Пр/р | Схема квартирной электропроводки |
43-44 | Бытовые электроприборы | 2 | Урок систематизации учебного материала | Устройство, назначение, принцип действия электробытовых приборов. Лампа накаливания. Утюг. Электроплита. Пр/р «Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке | Знать: принцип работы и преобразования эл. энергии в световую и тепловую энергию; условия безопасного выполнения труда. Уметь: объяснять принцип действия простых электроприборов; находить и устранять недостатки | Контрольная работа Тест. Пр/р | Нарисовать эл. схему бытовых приборов (по выбору учащихся) |
Технология ведения дома (4 часа) |
45-46 | Интерьер жилых помещений | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предмет интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения. Пр/р «Дизайн-анализ изделий, предметов, интерьера, созданных другими людьми»ы | Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Фронтальный опрос. | Уход за окнами эскиз жилого помещения в соответствии с требования бытового назначения |
47-48 | Мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью, мебелью, напольным покрытием | 2 | Комбинированный урок | Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебелью, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой.Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Пр/р «Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели» | Знать: виды ремонтных материалов для выполнения мелкого ремонта одежды, обуви, мебели, напольного покрытия. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применять санитарно-гигиенические средства; выполнять уборку помещений, ухаживать за мебелью с использованием современных средств ухода и бытовой техники | Контрольная работа. Тест. Пр/р | Примеры мелкого ре- монта обуви, мебели, напольного покрытия (инструмен- ты, ремонт- ные материалы) |
Творческая, проектная деятельности (16 часов) |
49-50 | Основы проектирования | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие творческий проект. Виды проектов. Основные компоненты проекта. Этапы выполнения проекта. Содержание этапов. Развитие познавательных интересов. Пр/р «Основные требования к проектированию» | Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; этапы творческого проекта, их содержание; направление проектных работ. Уметь: анализировать свойства объекта; ориентироваться в инфор- мационном пространстве | Индивидуальный опрос. Тест. Пр/р | Определить этапы выполнения проекта. Написать мини-со- чинение на тему «Строительные материалы вчера, сегодня, завтра» |
51-52 | Последовательность выполнения творческого проекта | 2 | Урок выработки навыков и умений | Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Разработка творческого проекта. Пояснительная записка к проекту. Поисково-исследовательский этап. Технологический этап. Заключительный этап. Пр/р «Определение последовательности выполнения проектного задания» | Знать: основные компоненты и критерии проекта; последовательность разработки творческого проекта. Уметь: составлять индивидуальный (групповой) план проекта | Самостоятельная работа. Тест. Пр/р | Практико- ориентированные проекты. Открытая и закрытая формулиров ка задачи по предложенной теме |
53-54 | Выявление потребности семьи или потребительского спроса | 2 | Урок обучения умениям и навыкам. Исследование | Физиологические потребности. Потребности в безопасности и сохранении здоровья, интеллектуальные потребности, потребности в общении и уважении, в самовыражении. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулировка задачи. Пр/р «Возможные подходы к выявлению потребности людей» | Знать: основные критерии, предъявляемые к интервью; методы поиска информации об из- делиях и материалах. Уметь: выявлять потребности в изделиях через опрос, интервью | Самостоятельная работа. Пр/р | Провести опрос-анализ потреб- ностей семьи в изделиях бытового назначения |
55-56 | Выбор и обоснование проекта | 2 | Урок отработки навыков и умений | Дизайн-анализ изделия. Определение перечня критериев. Исследование рынка. Исследование собственных возможностей. Выбор тем проектов на основе потребностей. Выбор лучшей идеи. Пр/р «Анализ рынка и собственных возможностей» | Знать: методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Уметь: обосновывать свой выбор темы на основе маркетинговых опросов | Самостоятельная работа. Пр/р | Сфера применения использо ванного стержня от шариковой ручки. Эскиз и описание способа использования |
57-58 | Графическая, конструкторская и технологическая документация проекта | 2 | Комбинированный урок | Альтернативные варианты проекта (чертеж, эскиз, рисунок). Разработка эскизного варианта изделия. Технологическая карта проекта. Пр/р «Технологическая карта проекта» | Знать: требования к разработке, состав и назначение документации к проекту. Уметь: разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию проекта | Самостоятельная работа. Пр/р | Сделать технологическую карту изделия проектного задания |
59-66 | Изготовление изделия | 8 | Урок-прак- тикум | Планирование изделия. Выбор инструмента, оборудования и материалов. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Контроль качества. Сборка и отделка изделия. Пр/р «Выполнение про ектного задания, используя ручной инструмент и оборудование» | Знать: свойства материала; технологию изготовления изделия; альтернативные варианты использования инструментов, материалов и оборудования для изготовления изделия; правила техники безопасности при работе инструментами и оборудованием. Уметь: выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия; безопасно выполнять приемы труда | Самостоятельная работа. Пр/р | Раздел проекта «Выбор инстру-мента, обо рудования и материалов» |
67-68 | Эколого-экономическое обоснование проекта | 2 | Комбинированный урок | Экологическое и экономическое обоснование проекта. Расчет себестоимости проектного задания. Оформление проектной документации | Знать: основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду. Уметь: проводить расчет себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека | Самостоятельная работа. Пр/р | Оформление пояснительной записки к проекту |
69-70 | Защита (презентация) проекта | 2 | Урок закрепления изученного материала | Вывод. Оценка изделия. Презентация изделия. Реклама проекта | Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта. Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие | Защита проектного задания. Зачет | Защитa творческого проекта) |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. директора по УР Директор гимназии-интерната
_____________ Аминова И.Ф. _____________ Бакиров Р.Ф. ___________ Нурлыева Л.Ф.
протокол №____ от «___»____________2012 года приказ №____ от
«___»___________2012 года «___»______________2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
ГАОУ «ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
СИБГАТУЛЛИНА РИШАТА ТИМЕРШАЕХОВИЧА
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«____» __________ 2012 года
2012-2013 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО технологии
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
– Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005);
– Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю в I полугодии, 2 часа в неделю во II полугодии). В том числе:
– контрольных работ – 6;
– самостоятельных работ – 13;
– проектов – 1;
– исследований – 1;
– практических работ – 29;
– экскурсий – 2.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.
Учебно-методический комплект:
1. Павлова, М. Б. Технология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. Б. Павлова, И. А. Сасова, М. И. Гуревич, Дж. Питт ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 240 с.: ил.
2. Гоппе, Н. Н. Технология. Технический труд : 5 класс : тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 64 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
2. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. – М. : Просвещение, 1988. –144 с.
3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.
4. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2007. – № 3.
5. Журавлев, Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся 5–6 кл. / Б. А. Журавлев. – М. : Просвещение, 1992. – 256 с.
6. Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 1990.
7. Коноплева, Н. П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Коноплева. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с.
8. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 1992. – 207 с.
9. Ликум, А. Все обо всем : популярная энциклопедия для детей : в 14 т. / А. Ликум. – М. : Комп. «Ключ-С» : филол. общ-во «Слово» : ТКО АСТ, 1994.
10. Магир, М. Плетение проволоки / М. Магир. – М. : Изд. дом «Ниола 21-й век», 2004. – 96 с.
11. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 1981. – 63 с.
12. Мир профессий. Человек – техника / сост. В. Е. Гаврина. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 350 с.
13. Мир профессий. Человек – техника / сост. Р. Д. Каверина. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 355 с.
14. Мы и наша семья : книга для молодых супругов / сост. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 116 с.
15. Наш дом / сост. Н. А. Андреев. – М. : Экономика, 1989. – 194 с.
16. Патракеев, В. Г. Слесарное дело : тетрадь для самостоятельной работы 5–6 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев, И. В. Патракеев. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
17. Пешков, Е. О. Технический словарь школьника / Е. О. Пешков, Н. И. Фадеев. – М. : Учпедгиз, 1963. – 221 с.
18. Покровский, А. А. Беседы о питании / А. А. Покровский. – М. : Экономика, 1966. – 287 с.
19. Резник, С. Д. Плотник / С. Д. Резник. – М. : Стройиздат, 1988. – 40 с.
20. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 1984.
21. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 96 с.
22. Школа и производство : журн. – 1991. – № 1.
Внесенные изменения:
1. Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить в конце программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
2. Резервные часы (7 часов) примерной программы целесообразно отнести на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью более глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления деталей, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекции, программы обучения, игровые программы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны
знать:
– основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;
– основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;
– пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
– условия к посадке и правила ухода за растениями, способы размножения растений;
– что представляет собой текстовая и графическая информация;
– требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;
– общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
– назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;
– основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
– виды пиломатериалов;
– возможности использования микрокалькулятора и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
– источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
– основы и принципы ухода за одеждой и обувью;
уметь:
– рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
– выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
– читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
– понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
– графически изображать основные виды механизмов передач;
– находить необходимую техническую информацию;
– осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
– читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
– выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
– соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
– владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
– применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
– набирать и редактировать текст;
– создавать простые рисунки;
– работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
– ценностно-смысловой;
– деятельностной;
– социально-трудовой;
– познавательно-смысловой;
– информационно-коммуникативной;
– межкультурной;
– учебно-познавательной.
Способы решать жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по технологии. Класс: 7 – 8 Тема:Путешествие по стране Этикета. Гостеприимство.
Конкурс-практикум с элементами ролевой игры...
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6
6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7
7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...