план-конспект к занятию по теме "Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме
Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Данное занятие может быть использовано в школе или в дополнительном образовании. Акцент больше делается на грамотное использование материала в одежде: его свойства, формообразование, сочитание друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_khb_tkani.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект к занятию по теме «Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани».
Цель: Познакомить со свойствами хлопчатобумажных тканей. Их применение.
Задачи: обучающая: обучить распознавать хлопчатобумажные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний;
развивающая: обогащение словарного запаса; умению анализировать и сопоставлять; развитие интереса к натуральным тканям;
воспитательная: содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности.
Методы и формы: объяснение теоретических сведений, практическая работа, наблюдение.
Необходимые материалы:
- коллекции волокон, тканей и сырья.
- образцы тканей.
- фотографии и эскизы моделей одежды из х/б материалов.
- шаблоны фигуры человека.
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- проверка готовности к занятию;
- проверка присутствующих;
2. Объявление темы урока.
Педагог: Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Мы с вами начнем знакомство с хлопчатобумажных тканей.
3. Обоснование применения хлопчатобумажной и льняной ткани.
Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. Но, из чего же состоит ткань? Есть определенная последовательность ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА.
В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ.
Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции особенно у чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?
Обучающиеся: Высказывают свое мнение.
Педагог: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.
4. Свойства хлопчатобумажной ткани.
Педагог: Мы начинаем изучение натуральных тканей растительного происхождения. Как они называются?
Обучающиеся: Называют – хлопчатобумажные и льняные.
Педагог: Сегодня разберем хлопчатобумажные ткани.
Хлопчатобумажные ткани изготавливают из волокон покрывающих поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах.
Показывается коллекция хлопка: сырье, образцы волокон, таблица – первичная обработка хлопка.
Хлопчатобумажная промышленность является наиболее крупной отраслью текстильного производства. По метражу хлопчатобумажные ткани занимают наибольший удельный вес в общем ассортименте тканей. Крупнейшие районы производства этих тканей — Московская, Ивановская и Владимирская области.
Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен, он включает наибольшее число видов и артикулов. Ткани различны по структуре, виду отделки, свойствам, внешнему оформлению и имеют разностороннее применение. Хлопчатобумажные ткани характеризуются хорошей износоустойчивостью, гигиеничностью, красивым внешним видом, светоустойчивостью, хорошо переносят водные и тепловые обработки. Недостатки этих тканей — повышенные сменяемость и деформируемость в носке.
В настоящее время наибольшее внимание уделяется производству платьево-сорочечных тканей. Ассортимент их обновляется за счет выработки тканей разных структур с различной поверхностью (гладкой, блестящей, мелкорельефной, рисунчатой, ворсовой).
Демонстрация тканей, моделей одежды.
- А где еще, по вашему мнению, применяется эта ткань?
5. Практическая работа. Определение свойств хлопчатобумажной ткани.
Педагог: Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:
- Рассмотрите образцы тканей (не менее 4);
- Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь;
- Начертите в рабочей тетради таблицу, заполните ее и вклейте образцы тканей. Последний столбик мы заполняем вместе (горение материала и определение запаха). Мы с вами заполняем таблицу и на льняные ткани, их свойства запишем на следующем занятии.
Обучающиеся выбирают 3 варианта лоскутков х/б ткани.
«Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Образец ткани | Вид ткани | Отличительные признаки | ||
По внешнему виду | На ощупь | Запах при горение | ||
Отличительные признаки тканей: гладкая, шероховатая; жесткая, мягкая; толстая, тонкая.
Обучающиеся выполняют практическую работу.
6. Физминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко не ленись.
Глаза мы открываем, наконец.
Зарядка окончилась и
Каждый из нас молодец!
7. Практическая работа. Зарисовка эскизов моделей одежда.
Обучающимся раздаются шаблоны фигуры человека (2 шт.).
Педагог: Сейчас ваша задача:
- Из предложенных вариантов хлопчатобумажных тканей выбрать несколько образцов материала.
- Зарисовать эскизы моделей с использованием выбранных тканей в костюме. Для каждой модели выбираются не менее двух различных образцов. Незабываем, что если вы берете две ткани с рисунок или одну с рисунком, а другую однотонную, то хотя бы один цвет должен перекликаться в обоих материалах.
8. Домашнее задание.
Начать создавать коллекцию тканей: образцы различных хлопчатобумажных тканей и зарисовать из них модели одежды.
9. Анализ работы.
Педагог подводит итоги занятия.
Анализируется правильность выполнения практических работ:
- Аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, правильность определения свойств материала.
- Качество исполнения эскизов моделей одежды: соответствие модели костюма структуре материала, оригинальность замысла, аккуратность, грамотность композиции (искажение пропорций, целостность, силуэт, гармоничное сочетание тканей).
- Активность обучающихся их настроение.
МБОУ ДОД Дом детского творчества
План-конспект занятия по теме:
«Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Подготовила и провела: педагог
дополнительного образования
Сажаева Эвелина Валерьевна
Новый Уренгой
2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке мини- баскетболистов 8-9 лет.
Тип занятия: учебно-тренировочный.Цель занятия: Сп...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по технической подготовке баскетболистов 10-12 лет.
Тип занятия: учебно-тренировочный.Цель занятия: об...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"
План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...
План-конспект проведения урока по теме: «Ручная роспись тканей. Технология холодного батика».
Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи: - ...