Метод проектов
статья по технологии (5 класс) по теме

Будова Лидия Викторовна

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Работа над проектом также дает возможность учащимся объединяться по интересам, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_budova_l.v._mbou_sosh_no56_g_novokuznetsk.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Метод проектов.

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Современный метод проектов в учебные планы школ в Образовательную область «Технология» был введен в 1993г. учеными – педагогами В.Д.Симоненко и Ю.Л.Хотунцевым.  

Наш предмет направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Выразить свою индивидуальность, показать, на что ребенок способен можно именно в проекте. Потому что ученик сам выбирает, что он будет делать, самостоятельно работает над выбором и анализом проблемы, составляет технологическую последовательность, выполняет экономические расчеты.

Творческие проекты обучающиеся начинают выполнять с 6 класса по 11. Определение сферы деятельности, выбор темы проекта, разработка технологии изготовления изделия, экономические расчеты, оформление отчета по проекту относятся к основным проблемам, с которыми может столкнуться ребенок при выполнении проектной работы. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо обучающиеся смогли разобраться в предыдущих разделах программы, насколько прочны их знания, умения и навыки, приобретенные на уроках технологии.

Процесс выполнения проекта можно разделить на несколько этапов.

         I этап «Поиск и анализ проблемы».

Именно возникновение какой-то проблемы толкает нас к действию. Обучающимся  предстоит проанализировать сферы жизнедеятельности человека,  выбрать одну, наиболее интересную для них. На этом этапе рассматривается банк проектов,  требования к ним, критерии оценивания.

II этап «Исследование, заимствование идей. Обоснование темы проекта».

Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (книги, журналы, теле-видео-радиоинформацию, рекламу и пр.) обучающиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга и т.д. на этом этапе они определяют тему проекта и ставят перед собой определенные цели.

III этап «Выявление традиций, истории, тенденций».

Для того чтобы создать что-то свое, новое, оригинальное обучающимся необходимо провести мини исследование на выявление традиций (работа с книгами, журналами, справочной литературой, знакомство с историей возникновения того или иного вида творчества, его традициями, новыми тенденциями моды).

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта,  составляются звездочки обдумывания, в которых ребята отражают основные направления, над которыми им предстоит работать.    Прежде чем приступить в разработке различных идей, вариантов,  перед обучающимися ставятся следующие вопросы, которые помогут сделать правильный выбор

       1.Что вы уже хорошо умеете делать (шить, вязать, вышивать, плести бисером)?

 2.Вам нравится какой-то вид рукоделия, но вы владеете приемами работы плохо, и хотели бы  улучшить свои навыки?

Когда оценена каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей. А можно выбрать из каждого варианта понемногу и составить свой вариант. Затем необходимо нарисовать эскиз.

IV этап. На этапе «Выбор материалов, инструментов и оборудования», желательно научить обучающихся, найти правильное соотношение между тканью, будущим изделием, денежными ресурсами и внешностью. На этом этапе просто необходима помощь, как учителя, так и  родителей, как более опытных людей.

V этап «Разработка технологии выполнения изделия».

Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости, т.к. обучающимся предстоит разработать и кратко записать этапы технологии изготовления изделия. Необходимо продумать, выбрать наиболее рациональную и оптимальную технологию.

        VI этап «Расчет экономической части проекта».

 Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предполагаемая работа. Какая будет выгода или убыток. Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты. Таким образом, ученик должен проявить предприимчивость, находчивость, смекалку, изобретательность, чтобы изготовить вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из их отходов, обрезков) и вместе с тем, эта вещь должна иметь целый ряд достоинств.

VII этап «Мини – маркетинговые исследования».

На этом этапе необходимо разработать рекламу, товарный знак изделия, осуществить поиск предложений возможностей реализовать изделие, проявить свою смекалку, предприимчивость.

VIII этап «Итоги проделанной работы. Самооценка».

  В конце работы необходимо выполнить  самоанализ достоинств и недостатков проекта. Надо учитывать: сделано ли то, что было запланировано; получился ли проект, доволен ли обучающийся им; хочется  ли в нем что-нибудь исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу.

Заключительный этап « Защита проекта».

Форма защиты может быть разной: в виде сообщения, в виде разыгранного представления (ярмарка, город мастеров и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...