Рабочая программа по технологии для девочек, 8 класс
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа составлена с учётом новых ФГОС, для учащихся 8-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_programma.docx | 53.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на методическом объединении Руководитель МО ____/Гавриличева О.В. / Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____ /Иванова С.А./ «___» _________ 20__г. | Утверждаю Директор _____ /Гейнц Л.В. / Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа
по технологии
8 класс
Разработчик:
Дементьева И.Я.,
учитель технологии
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для учащихся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
3. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;
4. Положением о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по технологии для 5 - 8 классов. «Технология»: 5 - 8 классы, под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2012 г. и ориентирована на использование учебника «Технология»: учебник по технологии для 8 класса, под редакцией Б.А.Гончарова, Е.В.Елисеева, А.А. Электова М.: «Вентана – Граф», 2010 г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цель курса - формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях.
Задачи курса:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения -профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
Характеристика учебного курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что, его изучение закрепляет знания, практические навыки и умения работы в технике выполнения ручных швов полученных на уроках, а так же усложнение, расширение знаний и изучение новых видов художественной обработки тканей.
Работа в учебной группе помогает учащимся лучше осваивать учебные занятия по курсу Технология, расширяется возможность применения различных способов отделки изделий, развивают творческие способности, аккуратность, бережливость, повышают интеллектуальный и эстетический уровень развития личности, а так же повышают умения учащихся в работе с ручными инструментами, с утюгом.
Место учебного курса в учебном плане
Особенность построения курса состоит в том, что для технологического образования в 8 классе приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. С целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, программой предусмотрено использование тестов по основным разделам программы «Технологии домашнего хозяйства», «Семейная экономика», «Электротехника», которые применяются в конце изучения данных тем. Ввиду слабой материально – технической базы кабинета, по разделу «Электротехника» практические работы не проводятся, в связи с этим увеличены часы по теоретической части обучения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Технология» в 8 классах – 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Результаты освоения учебного курса
Изучение технологии в 8 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Метапредметные результаты
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды.
- Приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
- Составление последовательности выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Содержание курса
Раздел 1. Технологии домашнего хозяйства - 4 часа. Технологии творческой и опытнической деятельности - 1 час.
Тема 1. Экология жилища.
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах.
Тема 2. Водоснабжение и канализация в доме.
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды.
Раздел 2. Электротехника – 12 часов. Технологии творческой и опытнической деятельности - 2 часа.
Тема 1. Бытовые электроприборы
Основные теоретические сведения
Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения. Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания. Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от полярности и величины приложенного напряжения.
Тема 2. Электромонтажные и сборочные технологии.
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Сборка модели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Тема 3. Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Основные теоретические сведения
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека.
Раздел 3. Семейная экономика - 6 часов. Технологии творческой и опытнической деятельности - 3 часа.
Тема 1. Бюджет семьи.
Основные теоретические сведения
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.
Тема 2. Потребности семьи.
Основные теоретические сведения
Функции семьи, ресурсы семьи. Диагностика выявления предпринимательских качеств. Доходная и расходная части семейного бюджета. Накопления и сбережения. Трудовые отношения в семье. Коммуникации в домашней экономики. Составление текста делового письма.
Тема 3. Информация о товарах.
Основные теоретические сведения
Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность.
Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение - 4 часа. Технологии творческой и опытнической деятельности - 3 часа.
Тема 1. Сферы производства и разделение труда.
Основные теоретические сведения
Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Основные теоретические сведения
Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика.
Раздел 5. Технологии творческой и опытнической деятельности – 9 часов.
Тема 1. Творческий проект
Основные теоретические сведения
Нахождение и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разрабатывание несколько вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации и презентации с помощью ПК. Выполнение проектов.
Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | «Технологии домашнего хозяйства» | 4 |
2 | «Электротехника» | 12 |
3 | «Семейная экономика» | 6 |
4 | «Современное производство и профессиональное самоопределение» | 4 |
5 | «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 9 |
Итого: | 35 | |
1 полугодие | 16 | |
2 полугодие | 19 |
Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа начального и основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», авторский коллектив: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д., М.: Вентана – Граф, 2009 г. |
Учебник, учебное пособие | Технология. 8 класс, Б.А.Гончаров, Е.В.Алекссеев, А.А.Электов, М. «Вентана – Граф», 2010 г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | - |
Электронное приложение к УМК | - |
Дидактический материал | Раздаточный материал по всем темам курса |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Тесты, самостоятельные работы, электронные образовательные ресурсы - ОМС (в тестовой форме) |
Методическое пособие с поурочными разработками | Павлова О.В.. – Поурочные планы, 8 класс, Вол.: Учитель, 2007 г. В.Д.Симоненко: «Технология» поурочные планы, 8 класс, В.: «Учитель» 2003. |
Список используемой литературы | 1. И.П.Арефьев: «Занимательные уроки технологии» 8 класс, М.: «Школьная пресса»2006; 2. Д.Бах: «Шитье из лоскутов. Легко и быстро», М.: «Внешсигма»2000; 3. Г.Б.Голуб, А.В.Великанова: «Препрофильная подготовка учащихся» С.: «Издательский дом Федоров»2006; 4. М.Ивахнова: «Школа рукоделия», М.: «Олимп»1999; 5. О.Б. Ставрова: «Современный урок технологии с применением компьютера» М.: «Школьная пресса» 2004; |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Презентации, мультимедийные пособия. |
Примерные результаты изучения технологии за курс 8 класса
Технологии домашнего хозяйства | |
Ученик научится: | - Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. - Определять расход и стоимость горячей и холодной воды за месяц. |
Ученик получит возможность: | - Ознакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде). |
Электротехника | |
Ученик научится: | - Знакомиться с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. - Знакомиться со способом защиты электронных приборов от скачков напряжения. |
Ученик получит возможность: | - Ознакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. - Определять расход и стоимость электроэнергии за месяц. |
Семейная экономика | |
Ученик научится: | - Анализировать потребности членов семьи. - Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава. |
Ученик получит возможность: | - Анализировать качество и потребительские свойства товаров. - Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. |
Современное производство и профессиональное самоопределение | |
Ученик научится: | - Разбираться в понятиях «профессия», «специальность», «квалификация». - Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. |
Ученик получит возможность: | - Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения. |
Технологии творческой и опытнической деятельности | |
Ученик научится: | - Обосновывать тему творческого проекта. - Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных. - Разрабатывать несколько вариантов решения проблемы. |
Ученик получит возможность: | - Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. - Составлять доклад для защиты творческого проекта. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- исследовательские методы обучения;
- ТРИЗ;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии критического мышления.
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- работа в парах и группах;
- индивидуальная работа;
- дискуссия;
- беседа (фронтальный опрос)
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 классов и специфики классного коллектива
В 2014 - 2015 учебном году на параллели 8 классов будут учиться девочки четырех классов. Основная масса обучающихся – это дети с высоким и средним уровнем учебных способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на хорошем уровне.
Во всех классах обучающиеся имеют разные учебные возможности, поэтому я планирую себе дифференцированный подход к обучению девочек в теоретической и практической части программы.
Вместе с тем, в 8 г классе обучаются дети с более низким уровнем способностей, невысокой мотивацией учения. Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные формы организации их деятельности.
Карта оценки рабочих программ
№ | Критерии анализа | Количество баллов по критерию | Замечания | Результат экспертизы |
1 | Наличие единого титульного листа | |||
2 | Наличие основных структурных элементов рабочей программы | |||
3 | Нормативно-правовая основа составления программы | |||
4 | Обоснование выбора программы и УМК в соответствии с перечнем – каталогом учебных изданий, рекомендованных МО РФ | |||
5 | Целеполагание (конкретность целей, чёткость задач, их системность и последовательность) | |||
6 | Содержательность тематической структуры (определены основные темы, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса ФГОС) | |||
7 | Обоснование, аргументация авторских изменений, корректировки базовой программы | |||
8 | Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определённым критериям, соответствуют требованиям ФГОС) | |||
9 | Определение образовательных технологий, используемых учителем в процессе реализации программы | |||
10 | Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики) | |||
11 | Планирование повторения при подготовке к экзаменам (ЕГЭ, ГИА - 9, 11 классы) | |||
12 | Включение регионального компонента в содержание курса | |||
13 | Оценка надпредметной составляющей рабочей программы (направленность на развитие личностных и метапредметных результатов) | |||
14 | Ресурсная база реализации программы | |||
15 | Эстетика оформления. | |||
Итоговый балл |
Примечание
Интерпретация итогового балла:
50-60 баллов — программа согласована,
30-49 баллов — программа требует доработки,
менее 30 баллов — программа не соответствует требованиям.
Календарно – тематическое планирование - 8 класс, 35 часов.
Семейная экономика - 6 часов. Технологии творческой и опытнической деятельности - 3 часа.
Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
1 | Бюджет семьи. | 1 | Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. | |||
2 | Потребности семьи. | 1 | Анализировать потребности членов семьи. | |||
3 | Сбережения. Личный бюджет. | 1 | Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава. | |||
4 | Расходы на питание. | 1 | Анализировать и планировать недельные расходы на питание. | |||
5 | Информация о товарах. | 1 | Анализировать качество и потребительские свойства товаров. | |||
6 | Торговые символы, этикетки и штрихкод. | 1 | Различать виды товаров, производителей и качество. | |||
7 | Творческий проект "Создание своей фирмы". | 1 | Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных. | |||
8 | Творческий проект "Создание своей фирмы". | 1 | Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. | |||
9 | Творческий проект "Создание своей фирмы". | 1 | Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию проекта. |
Электротехника – 12 часов. Технологии творческой и опытнической деятельности - 2 часа.
Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
10 | Бытовые электроприборы. | 1 | Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. | |||
11 | Правила безопасности на уроках электротехнологии. | 1 | Знакомиться со способом защиты электронных приборов от скачков напряжения | |||
12 | Организация рабочего места для электротехнических работ. | 1 | Ознакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. | |||
13 | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 | Знакомиться с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики | |||
14 | Электронагревательные элементы открытого типа. | 1 | Знакомиться с устройством и принципом действия электрического фена. | |||
15 | Электронагревательные элементы закрытого типа. | 1 | Знакомиться с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата. | |||
16 | Электромонтажные и сборочные технологии. | 1 | Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора с гальваническим источником тока. | |||
17 | Электромонтажные и сборочные технологии. | 1 | Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. | |||
18 | Электромонтажные и сборочные технологии. | 1 | Ознакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. | |||
19 | Электромонтажные и сборочные технологии. | 1 | Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях | |||
20 | Электротехнические устройства с элементами автоматики | 1 | Знакомиться со схемой квартирной электропроводки. | |||
21 | Электротехнические устройства с элементами автоматики. | 1 | Определять расход и стоимость электроэнергии за месяц. | |||
22 | Творческий проект "Бытовые нагревательные приборы и светильники". | 1 | Разрабатывать несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучший вариант и подготавливать необходимую документацию. | |||
23 | Творческий проект "Бытовые нагревательные приборы и светильники". | 1 | Выполнять проект и анализировать результаты работы. |
Технологии домашнего хозяйства - 4 часа. Технологии творческой и опытнической деятельности - 1 час.
Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
24 | Экология жилища. | 1 | Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. | |||
25 | Экология жилища. | 1 | Ознакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде). | |||
26 | Водоснабжение и канализация в доме. | 1 | Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. | |||
27 | Водоснабжение и канализация в доме. | 1 | Определять расход и стоимость горячей и холодной воды за месяц. | |||
28 | Творческий проект "Мой дом - из экологически чистых материалов". | 1 | Обосновывать тему творческого проекта. Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных. |
Современное производство и профессиональное самоопределение - 4 часа. Технологии творческой и опытнической деятельности - 3 часа.
Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
29 | Сферы производства и разделение труда. | 1 | Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. | |||
30 | Сферы производства и разделение труда. | 1 | Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. | |||
31 | Профессиональное образование и профессиональная карьера. | 1 | Знакомиться по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. | |||
32 | Профессиональное образование и профессиональная карьера. | 1 | Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. | |||
33 | Творческий проект "Моя будущая профессия". | 1 | Выполнять проект и анализировать результаты работы. | |||
34 | Творческий проект "Моя будущая профессия". | 1 | Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных. | |||
35 | Творческий проект "Моя будущая профессия". | 1 | Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса
Рабочая программа по технологии для девочек 5 классов...
Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.
Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....
Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)
Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики....
рабочая программа по технологии для девочек 5 класс
рабочая программа по технологии для девочек...
Рабочая программа по технологии для девочек классов
Рабочая программа для девочек 6 классов...