План-конспект урока по предмету "Технология" в 5 классе на тему: «Мир крестьянской усадьбы». Закрепление темы: «Основные технологические операции и особенности их выполнения».
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Рожнов Александр Сергеевич

План - конспект урока по предмету "Технология" в 5 классе на тему:

«Мир крестьянской усадьбы».

Закрепление темы:

 «Основные технологические операции и особенности их выполнения».

Данное урок является заключительным, в серии занятий объединенных проектно-исследовательской  деятельностю учащихся 5-6 классов, в рамках школьной программы "Славянская культура".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_krestyanskoy_usadby.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету технология в 5 классе на тему:

«Мир крестьянской усадьбы».

Закрепление темы:

 «Основные технологические операции и особенности их выполнения».

Цель урока:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся о древесине, как о традиционном конструкционном материале русской деревни;

- обобщить знания и умения учащихся в области проведения технологических операций при обработке изделий из древесины;

- отработка умений и навыков учащихся.

Развивающая:

- развитие элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

- развитие эстетических представлений и вкуса;

- развитие у учащихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познания (наблюдение, анализ, гипотеза).

Воспитательная:

        - воспитать интерес к славянской культуре;

- воспитание любознательности обучающихся, нравственно – эстетического отношения к действительности

Задачи урока:

        - выявить основные отличия…

        - раскрыть основные особенности…

- повторить основные инструменты,  предназначенные для обработки древесины;

- показать особенности деревянного зодчества  и крестьянской усадьбы на Руси;

Ход урока.

Фрагмент фильма «Дом на Унже».

Слайд 1.

Учитель. Ребята, сейчас Вы посмотрели фрагмент из документального фильма. О чем этот фильм?

Ответ детей.

Слайд 2.

Учитель. Правильно, он о том, как  наши  дедушки и прадедушки строили дома, избы, в которых, сменяя поколения, жили   семьи.

И мы с вами, сначала на уроках изобразительного искусства учились изображать русские избы, а сейчас  на уроках технологии, делаем объемные макеты этих домов.

Для чего мы это с Вами делаем?

Ответ детей.

Слайд 3.

Учитель. В древние времена, центральную Русь покрывали густые леса и люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами.

И с рубанком и с пилой
Я умею обращаться.
И гвоздями с молотком
Очень просто управляться
Я по дереву работник,
Кто такой я, дети? (плотник
)

Слайд 4.

Именно они, народные умельцы, собираясь в артели, ходили из губернии в губернию и строили  избы. Да и наших рязанских мастеров называли косопузыми, кто знает почему?

Ответ детей.

Слайд 5.

        

        Учитель. А теперь давайте проверим, знаете ли вы, какими инструментами пользовался плотник для строительства избы?

Деревянная шея,
Железный клюв.
(Молоток)

Зубов много, А ничего не ест.
(Пила)

. Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(Топор)

У конька у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит.
Деревянная речка,
Деревянный катерок,
А над катером вьется
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Дети выбирают инструменты.

Слайд 6.

Учитель. Как Вы думаете, надо ли было крестьянину тщательно и с большой серьезностью выбирать  место для будущего дома?

 Возможный ответ детей.

Учитель.  Как правило, выбор места для новой избы имел большое значение. Для нового жилья подбиралось  такое место, которое должно было удовлетворять целому ряду требований будущего хозяина.

Давайте вспомним, что это за требования?

- где есть удобный подъезд;

- на холме где нет влаги;

- чтобы огород и хозяйственные постройки выходили к реке, пруду, в долину.

        Но ещё больше было запретов, которые накладывались на место, где должен стоять дом, что это за ограничения?

Сообщения детей

- на месте старой избы;

- перекрестки  дорог, мусорники;

- где молотили зерно;

- захоронения или где пролилась кровь;

Слайд 7.

- где росла бузина, терн ( например бузина считается проклятым ,опасным растением так как в ней обитает черт, но иногда она служила оберегом).  

        Учитель. Время года для закладки дома выбирали самое хорошее весну или лето. А вот для заготовки  древесины выбирали зиму, почему?

 Ответ детей.

        Учитель. Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов полностью испарялся.

Брёвна просушивали 1-2 года, коптили над кострищами, торцы брёвен обжигали и смолили. Если бревно быстро впитывало вылитое на него масло, то его считали готовым для работы. Это же подтверждал чистый, звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Слайд 8.

Вопрос детям - что такое обух? Показ топора.

Не зря говорят на Руси, что избу не строят, а рубят при помощи топора.

Слайд 9.

о. Кижи. Легенда о мастере бросившем топор в Ладогу.  

Практический пример для детей – выбор пиломатериала в магазине.

        Учитель. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было своё назначение при возведении дома.

Слайд 10.

Например,

для нижних венцов сруба использовали лиственницу,

для рубки клетей - сосну,

для свай, оконных и дверных колод- дуб,

для настила полов и потолков – ель,

для резных и столярных работ – липу, клён осину.

        Интересные факты можно узнать о некоторых породах деревьев. Например ель. По славянским поверьям, черт во время грозы прячется под елью, навлекая на себя гром и молнию. Этим объясняется запрет на использование ее для строительства и топки бани.

        Клен называли святым, добрым деревом. Он приносит счастье и оберегает от молний.

Практическая работа для учащихся, выбор образцов древесины.

        Слайд 14.

" Плотник долго собирался,

 Но на славу постарался.                                            

 Он построил наконец

  Дома первый ряд - ( венец)

  В старом доме есть секрет

  Тёмный, с лестницей (подклет)

Из колючек свили сеть,

Из венцов сложили (клеть).

 Служит входом в дом оно

 С крышей красное (крыльцо).

 

Сейчас в стихотворной форме мы повторили с вами  некоторые  части русской избы.

Изба состояла из трёх частей:

жилой (отапливаемой),

холодной (летней) горниц,

сеней, в которые вёл вход - крыльцо.

        

Слайд 18.

Учитель. Изба выстроена. И мы тоже поставим наш дом, который Вы сделали. Но какого окончательного элемента нам не хватает?  

Это охлупень.

Какое символическое значение имеет этот элемент?

Ответ детей.

Прежде, чем поселиться и буднично жить, этот новый мир надо было проверить, испытать "доброй"  ли получилась изба, можно ли в ней жить. Как же проверяли дом?

Сообщения детей.

 На первую ночь в новый дом закрывали кота с кошкой.

 На вторую - петуха с курицей.

 На третью - поросёнка.

 На четвёртую - корову.

 На пятую - овцу.

 На шестую - лошадь.

И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы.

Учитель. Какой обычай сохранился до сих пор, когда въезжают в новый дом?

В новый дом  из старого переносили: иконы, домовой сор, огонь для печи и даже … лукошко навоза из хлева. А почему это брали?

( дети обсуждают в парах и высказывают своё мнение, затем вместе с учителем обобщают).

Икона - защита, освящённый мир, божественное покровительство;

Домовой сор - чтобы в доме был достаток;

Огонь - очаг, дом теплее, жизнь.

Навоз - животина жила, не болела, давала корм людям.

Слайд 19.

        Давайте посмотрим на дом, в котором жил когда – то наш земляк Сергей Есенин.

Учитель. Ребята, а что ещё, по вашему мнению, должно было находиться на крестьянской усадьбе?

Крестьянская усадьба должна была состоять из  избы, бани, погреба, хозяйственной постройки, где могли содержать и птицу домашнюю, свиней, овец, корову или лошадь, дровняка, колодца.

Учитель. По какой части крестьянской усадьбы можно было судить о достатке хозяина? По воротам.

Слайд 20.  Показ различных по виду и типу ворот.

 Над ними обязательно  помещалась икона с изображением святого.

Давайте и мы поставим ребята наши ворота.

Проводится оценка исполнения детской работы, определяются недостатки и определяются пути их устранения.

Ворота — объект почитания и защиты. Например, в щели ворот втыкали колючие растения от ведьм. Чертили кресты для защиты от нечистой силы.

Слайд 21.

Учитель. Один путешественник -  иностранец проезжая через нашу страну, с удивлением для себя отметил, что русские люди очень любят мыться в реках, озерах, и особенно в банях. Мы тоже сделали свою баню. Где, как правило, ставили баню крестьяне?

Ответ детей.

Баня считается местом нечистыми, потому что нечистая сила в них по ночам селится. Поэтому их ставили, как правило, в конце усадьбы.

Давайте вспомним, какая порода древесины лучше всего подходила для строительства бани?

Ответ детей.

 На Дальнем Востоке, русском Севере и в Сибири широкое распространение получили срубы из хвойных пород деревьев (ель, сосна, реже пихта, кедр), а в Поволжье и Центральной России почетом пользовались бани из лиственных пород (липа и осина).

Проводится оценка исполнения детской работы, определяются недостатки и определяются пути их устранения.

Учитель. А где же крестьянин  держал всю домашнюю живность? В специально построенных помещениях – курятнике, овчарне, хлеве для коров, сеннике. На севере нашей страны все это находилось в одном большом доме, под одной крышей прячась от лютых морозов.

Проводится оценка исполнения детской работы, определяются недостатки и определяются пути их устранения.

Слайд 22.

Учитель.

Вот колодец, там вода 
И вкусна, и холодна. 
Низко кланяется ей 
Деревянный журавель.

         Нет такой деревни или  крестьянской усадьбы, где бы ни было  колодца. Для чего нужна вода крестьянину?

Ответ детей.

        Колодцы были разными по форме и способу подъема воды, с журавлем, барабаном. Колодцы ставили или около дома  или внутри хозяйственного двора. Очень часто за водой местные жители ходили не просто так, а чтобы узнать последние новости, слухи. Иногда девушки или женщины одевали свои лучшие наряды, для того, чтобы показать себя, похвастаться.

        Проводится оценка исполнения детской работы, определяются недостатки и определяются пути их устранения.

Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.

        Учитель. На протяжении нескольких занятий, мы с вами знакомились с миром крестьянской усадьбы. Не просто знакомились, но и делали своими руками макет такой постройки. Мы погрузились с вами в мир, в котором жили наши предки. Я надеюсь, что для себя вы открыли много  интересного и нового о том, как делалась крестьянская усадьба, из какого материала, в каких духов верили крестьяне, что нужно было делать, чтобы в доме был порядок, достаток и счастье.

        Проведение рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

План-конспект проведения урока в 5 классе по теме "My working day"

План-конспект открытого урока по теме "My working day" в 5 классе по учебнику "Happy English" (Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.)...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 9 классе по теме "Британские писательницы"

Обобщающий урок по теме "Британские литература"...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...