Технология проблемного обучения и способы ее применения на уроках.
методическая разработка по теме

Синицких Анна Александровна

Ссылка на видео https://youtu.be/tvQe6_Cjqdk

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx17.68 КБ
Файл 1_chast.rar1.58 МБ
Файл prodolzhenie_2chast.rar1.84 МБ
Файл prodolzhenie_3chast.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения и способы ее применения на уроках.

"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.

  • Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восприятия является его осмысленность. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это активизировать их мышление.
  • В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня.
  • 1. Понимание. Это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации.
  • 2. Логическое мышление. Это процесс самостоятельного решения задач. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы.
  • 3. Творческое мышление. 
  • Процесс творчества совершается в три этапа.
  • Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.
  • Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.
  • Как доверить «Сверхразуму» решение своих проблем.
  • Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.

Важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.

  • Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями.
  • В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется несколько этапов.
  • 1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.
  • Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, Это неустойчивый, ситуативный интерес.
  • 2. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность стремиться сформировать учащихся устойчивый интерес к предмету.

3. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и     первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

  • Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
  • Проектный метод позволяет:
  • научить учащихся самостоятельно,

критически мыслить;

  • приобщаться к практической

 деятельности

  • связывает тему исследования

 с другими учебными дисциплинами.

  • В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:
    неизвестное знание или способ действия,
    познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,
    интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Пример создания проблемной ситуации на уроке технологии в пятом классе при изучении темы: "Получение пиломатериалов и фанеры".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий

Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...