Технологические карты уроков технологии
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Красилова Галина Никифоровна
В данной работе содержатся  разработки технологических карт уроков преподавателем основной школы.
Предназначение данной работы состоит в том, что технологическая карта позволит учителю: достичь планируемые результаты по предмету в соответствии с ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_urokov_tehnologii.rar830.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

  1. Класс: 5  
  2. Тема урока: «Классификация волокон. Натуральные волокна. Лабораторно-практическая работа «Исследование по распознаванию волокон хлопка и льна.»                                                           
  3. Цели урока:

       Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают (предметная)

        Формирование умения подбирать подходящую  по свойствам ткань  для определенной цели

5. Дидактические средства:

Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организация начала занятия

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество

Настраиваются на работу

Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству

Подготовка к основному этапу

Демонстрация видеофрагмента «Как это сделано»

Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока.

Вопросы классу:

Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам предстоит освоить?

Какова тема урока?

Самостоятельное формулирование темы урока

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний

Знакомятся с Таблицей

№ 1

В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника.

Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить?

Самостоятельное формулирование цели и задач урока.

Постепенное  ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани

Даёт историческую справку

Устанавливают последовательность получения ткани

Вопрос классу:

Какова последовательность получения ткани?

Определение последовательности:

Выращивание – прядение –

ткачество

Схема № 1

Рассказывает о волокнах, о способах их получения

Воспринимают новый материал. Работают в тетради

Задание классу:

Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон

Схема № 2

Умение слушать, воспринимать информацию

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Практическая  работа №1с образцами волокон

 «Определение видов волокон образцов сырья»

Задание классу:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы)

Практическая работа

№ 2-1  с образцами волокон

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)»

Задание 1 группе:

Определите  различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3

Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые,  а волокна хлопка мягкие и менее толстые

Практическая работа

№ 2-2с образцами волокон

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)»

Задание 2 группе:

Определите  различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4

Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят,  а волокна хлопка менее толстые и матовые

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.

Знакомство со способами производства тканей (Схема № 3)

Демонстрация видеофрагмента «Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей»

Визуальное усвоение материала

Вопрос классу:

Как волокна превращаются в ткань?

Понимание последовательности процесса изготовления тканей

Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань?

Усвоение материала, работа в рабочей тетради

Задание классу:

Восстановите схему:

Сырьё - … - ткань

Запишите схему процесса создания ткани

Умение различать виды тканей

Знать последовательность получения ткани

Первичная проверка понимания

Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей?
  2. Как они будут называться?
  3. Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете?
  4. Для чего мы изучаем свойства тканей?

Примерные ответы:

  1. Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемост
  2. Лён, хлопок
  3. Сатин, байка, вельвет и др
  4. Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3

Практическая работа

№ 3с электронным микроскопом

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)»

Задание 3 группе:

Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5

Понимание того,  что свойства волокон переходят и на свойства тканей

Подведение итогов урока

Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей,  к совместному подведению итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей

Работа с Таблицей № 1

Записывают характеристики свойств волокон и ткани

Задание классу:

Используя информацию по новой теме из содержания урока и  материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Полное усвоение материала урока

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

Записывают варианты домашнего задания

Учитель  дает на выбор три уровня задания:

  1. Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках
  2. Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма)
  3. Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей

Рефлексия

Предлагает поместить в «вазу» цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке)

Диалог с учителем

Комфортное состояние на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1

ПАРАМЕТРЫ

ЛЁН

ХЛОПОК

1

ГОРЕНИЕ

2

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (впитывание влаги)

3

СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ

4

СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ (из табл. № 2)

5

УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ

6

СТИРКА

7

НАГРЕВ УТЮГА

8

ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ

Практическая работа № 1. «Определение видов волокон образцов сырья»

Инструкция к работе:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Таблица № 2

№ образца

сырьё

1

2

C:\Users\User\Desktop\АУКАПР.png

Практическая работа № 2-1 (группа кинестеты).

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

  1. Возьмите образцы волокон хлопка и льна.
  2. Сравните их по внешнему виду и на ощупь.
  3. Результаты опытов занесите в Таблицу № 3.

Таблица № 3

ВИД ВОЛОКНА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ

ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

НА ОЩУПЬ

ЛЁН

ХЛОПОК


Практическая работа № 2-2 (
группа визуалы).

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

  1. Возьмите образцы волокон хлопка и льна.
  2. Сравните их по толщине волокон и по блеску.
  3. Результаты опытов занесите в Таблицу № 4.

Таблица № 4

ВИД ОБРАЗЦА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ

ТОЛЩИНА ВОЛОКОН

БЛЕСК

ЛЁН

ХЛОПОК

Практическая работа № 3

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5

Таблица № 5

ВИД ОБРАЗЦА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ

ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

ТОЛЩИНА ВОЛОКОН

БЛЕСК

ЛЁН

\\SERVER\Net\Фещук И.А\Ончурова АВ фото\полотно льняное.jpg

ХЛОПОК

http://www.tefan.ru/upload/iblock/4e2/4e242e5e6a89df16d51db48c6886cbce.jpg

\\SERVER\Net\Фещук И.А\Ончурова АВ фото\ситец.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме:  «Определение направления долевой нити.»...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...