Программа творческого объединения "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Водянова Елена Александровна

Разработка программы творческого объединения для девочек  5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukodelnitsa.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Отдел образования администрации

Лукояновского муниципального района

Нижегородской области

МБОУ Лукояновская средняя №1

Рассмотрено на заседании педагогического совета

                                                                                                                 Утверждено

МБОУ Лукояновская  СШ №1                                                                                                                                                                                            

        Приказом директора

Протокол № 1 от 29 августа 2016г                                                       № 204 от «29» августа 2016г.

.

Дополнительная общеобразовательная программа

творческого объединения «Рукодельница»

для учащихся 5-6 классов

Срок реализации – 1 год

                Автор: педагог

                дополнительного образования

                                                                                                Водянова Елена Александровна

Лукоянов

2016

                                              Информационная карта программы

Полное название программы

«Рукодельница»

Автор программы

Водянова Елена Александровна -

учитель технологии, первой категории

Руководитель программы

Дядякина Надежда Александровна

Территория, представившая программу

г. Лукоянов

Название проводящей организации

МБОУ Лукояновская средняя школа № 1

Адрес учреждения

607800 Нижегородская обл.,

г. Лукоянов, ул. Кирова, 34

Телефон

4-10-12

Форма проведения

Практическая деятельность

Цель программы

Гармоничное  развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.

 

Специализация программы

Декоративно –прикладная

Сроки проведения

2016 -2017 учебный год

Место проведения

МБОУ Лукояновская средняя школа №1

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

(в том числе детей)        

1 человек – кадровый состав

15 человек детей

География участников

Лукояновский район

Условия участия в программе

Добровольное участие

Условия размещения участников

Кабинет технологии

 

Пояснительная записка

Наши дети - наследие великой художественной культуры. Народное творчество - это ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности. Декоративно-прикладное творчество означает оформление бытовых предметов, окружающих человека: мебели, тканей, посуды, украшений, одежды. Поэтому произведения декоративно-прикладного творчества неотделимы от того времени, когда они были созданы, соединяясь не только укладом жизни, но и с национальными особенностями тех, для кого они предназначены.

Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности вещей. На способности мастера проникать в суть исследуемого предмета.

Выразительность вещи открывается при внимательном изучении ее внешнего облика и бытия в определенной среде. Все нас окружающее, отражает нашу жизнь. И дома, в которых мы живем, и улицы по которым мы ходим, и вещи, которыми мы пользуемся - все рассказывает о давнем и настоящем времени жизни людей.

Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного, возбуждает сознание. Заставляет переживать при виде прекрасного и трагического, вводит людей в мир красоты и правды.

Мир искусства воспитывает в детях любовь к родному краю, пробуждает патриотические чувства к Родине.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.

Цель программы - гармоничное  развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий,  используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить различные

учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно – прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации.

Новизна программы  — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.  Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

              -занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
  • во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие творческие способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в мастерской интересной и увлекательной.
  • все встречи основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и созидательном труде.
  • в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

В  программе для изучения включены следующие блоки: работа с различными тканями;  работа декупаж; вышивка ,вязание,  основы работы с кожей; художественная роспись тканей.

Интегрированный характер содержания внеурочной деятельности предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

В основу рабочей программы творческого объединения  положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всехсубъектов дополнительного образования.

   Особенности организации творческого объединения в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства.

   Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического  профиля. Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная  направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.

Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии.

Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные

 формы организации занятий и методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, научно-практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных  проектов.

Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.

Возраст обучающихся – 9-12 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения  (34 часа в год, 1 час в неделю).

Продолжительность занятия: 1 час

Вся программа делиться на теоретическую и практическую деятельность

 Планируемые результаты освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  •  широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •  устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  •  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  •  выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

   Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • -планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  •  использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  •  высказываться в устной форме;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  •  строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  •  использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  •  учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

В результате занятий  обучающиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

       Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися

должны знать:

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
  •  начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
  •  сведения о свойствах различных тканей, видах красителей,  технике свободной росписи тканей;
  •  народные традиции в изготовлении игрушек;
  •  начальные сведения о флористике;
  • начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;
  •  безопасные приёмы работы с  необходимыми инструментами и приспособлениями;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

              уметь: 

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  •  изготавливать  игрушки; сувениры из различных материалов,
  • несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры);
  • пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться

Контроль знаний определяется следующими формами:

  • устный опрос
  • один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
  • поставить в соответствие термины и их содержание
  • вставить пропущенное ключевое слово
  • опрос "по цепочке"
  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
  • повторение последней фразы и оценка ее корректности
  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
  • контрольная работа
  • маршрутная карта
  • кроссворды
  • тесты

Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме.

В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах. Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.  

Ожидаемые результаты:

- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно- прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;

- дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно- прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;

 - у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы.

 - ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

 - создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

 - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

 Тематическое   планирование

Тема раздела и кол-во часов

Основное содержание материала

Хар-ка основных видов деятельности учащихся

1.Вводное занятие (1 ч.)

.

Рукоделие - увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей Обзор основных тем программы. Экскурсия в местный краеведческий  

. Анализ  творческих работ  учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.

2. Работа с бумагой, квиллинг (2 ч)

Материалы  и  инструменты  для  квиллинга.  Бумага,  клей,  дополнительные  материалы.  Организация рабочего места. Способы  скручивания  бумаги.  

Практическая работа:

 Изготовление открытки с цветком.

 Изготовление плоской композиции.  

.  Изготовление  простых  форм.  Заготовка  «свободная  спираль», «капля»,  «глаз», «лист»,  «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка». Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.

3.Шерстяная акварель (3ч)

Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство  с  основными  направлениями  работы  на  занятиях; материалами и  оборудованием;  инструктаж  по  правилам  техники безопасности.  

Практическая работа:

Выполнение  панно в технике шерстяная акварель.

Последовательность  изготовления  работы    с  использованием:  шерсти.  Классическая техника  послойного выкладывания  

4. Изготовление кукол (4ч)

История куклы. Игровые и обереговые куклы.  

Практическая работа:

Изготовление кукол:

Домовенок Кузя    

 Веселые пупсы Создание силуэта девочки и мальчика

 Как самим сделать куклу Этапы подготовки объемных форм. Выбор материала с учетом  будущего образа. Техника безопасности

5.Кожаная пластика (2ч)

Художественная обработка кожи.  Техника изготовления , различных миниатюрных сувениров.

 

Практическая работа: оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

Подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы

6. Батик (3ч)

История  возникновения    и  развития  росписи  по  ткани,  сведения  о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания  работ  с  использованием  краски.  Способы  декоративного оформления  готовых  работ.  

   Практическая работа: выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».

 Роспись ткани в техниках «узелковый батик»

  Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «узелковый батик» (декоративная диванная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

Подбор вариантов композиционного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».

7. Вязание крючком (4ч)

Знакомство с технологией изготовления изделий, материалами и инструментами:  Изучение схем вязания крючком, изучение основным приемам вязания крючком .

Практическая работа:  изготовление прихватки  квадрат.

Демонстрация готовых изделий. Чтение  схем вязания крючком, изучение основным приемам вязания крючком .

8.Декупаж(4ч)

Исторические сведения. Инструменты и материалы для декупажа. Способы изготовления. Декупаж с применением кракелюра.

Практиктическая работа:. Декупаж на тарелке  и деревянной заготовке.

Декупаж в технике шебби- шик.

Практическая работа:. Декупаж на вешалке для полотенца, ключей.

Особенности применения кракелюра. Знакомство с ассортиментом и этапы выполнения при  прямом  и обратном декупаже

9.Бисероплетение (3ч)

Традиционные технические приемы низания    бисером

 Практическая работа:.  Изготовление, цветов, украшений, фигурок животных.

Объемное плетение на проволоке                                                                                  

Практическая работа:

.Плетение из бисера объемных изделий: деревьев, цветов.

Плетение «Чудо - дерева», «Волшебного цветка».

10.Работа с лентами (ч)5

Вышивка  лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами.«Французский  узелок»,  Полупетля    и  петля  с прикрепом. Стежок «петелька»,  «пестик».

Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.

Кинзаши-вид современного рукоделия Материалы и инструменты. Общие приемы выполнения

Практическая работа: изготовление сувенира с элементами в технике кинзаши. лентами.

. Разработка  эскиза    и  изготовление  сувенира  с  применением  элементов  вышивки  лентами. Подготовка  материалов,  разметка  рисунка  на  ткани.  Вышивка  сувенира  лентами.  Окончательная отделка сувенира.  

Кинзаши-видсовременного рукоделия Материалы и инструменты. Общие приемы выполнения. лентами.  

11.Лоскутное шитье (4ч)

Общие  сведения  о  лоскутной  технике.  Инструменты    и  материалы  для  лоскутного  шитья.

Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.

Подготовка материала к работе устройством  бытовой  швейной  машины.  Подготовка  машины  к  работе.  Простейшие изделия из квадратов.. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного  изделия.

12.Подведение итогов (1ч)

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

Практическая работа: проведение выставки  творческих работ детей.

Анализ результатов работы, защита проекта.

        Содержание программы

1. Вводное занятие (1 ч.)

Рукоделие - увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем программы. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.

Экскурсия в местный краеведческий  для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества

2.Работа с бумагой, квиллинг (2 ч.)

Материалы  и  инструменты  для  квиллинга.  Бумага,  клей,  дополнительные  материалы.  Организация рабочего места. Способы  скручивания  бумаги.  Изготовление  простых  форм.  Заготовка  «свободная  спираль», «капля»,  «глаз», «лист»,  «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка». Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.

Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.    Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.

3. Шерстяная акварель. (2 ч.)

.  Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство  с  основными  направлениями  работы  на  занятиях; материалами  и  оборудованием;  инструктаж  по  правилам  техники безопасности.  Последовательность  изготовления  работы    с  использованием:  шерсти.  Классическая  техника  послойного выкладывания  

 Практическая  работа  Выполнение  панно в технике шерстяная акварель.

   4. Изготовление кукол  (4ч.)

История куклы. Игровые и обереговые куклы. . Как самим сделать куклу Этапы подготовки объемных форм. Выбор материала с учетом  будущего образа. Техника безопасности

Практическая работа : Домовенок Кузя   Веселые пупсы Создание силуэта девочки и мальчика

5. Кожная пластика (2 ч)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6.Батик (3 ч)

.Свободная роспись тканей

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. История  возникновения    и  развития  росписи  по  ткани,  сведения  о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания  работ  с  использованием  краски.  Способы  декоративного оформления  готовых  работ.  Инструктаж  по  правилам  техники безопасности.

       Практическая работа: подбор вариантов композиционного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».

 Роспись ткани в техниках «узелковый батик»

  Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «узелковый батик» (декоративная диванная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

7..Вязание крючком  (4 ч.)

Знакомство с технологией изготовления изделий, материалами и инструментами: крючки, , пряжа. Демонстрация готовых изделий. Изучение схем вязания крючком, изучение основным приемам вязания крючком .

Практическая работа:  изготовление прихватки  квадрат.

8. Декупаж 4(ч)

 Декупаж с применением кракелюра(2ч).

 Особенности применения кракелюра. Знакомство с ассортиментом и этапы выполнения при  прямом  и обратном декупаже.

Практиктическая работа:. Декупаж на тарелке  и деревянной заготовке.

Декупаж в технике шебби- шик(2ч).

 Правила выполнения. Область применения. Инструменты и материалы.  

Практическая работа:. Декупаж на вешалке для полотенца, ключей.

9.Бисероплетение  -3

Традиционные технические приемы низания    бисером(1ч).

 Комбинирование приемов. Параллельное, продольное, угловое низание.

 Практическая работа:.  Изготовление, цветов, украшений, фигурок животных.

Объемное плетение на проволоке(2ч).                                                                                    . Приемы плетения: «ось», «петли», «перекрещенные оси». Закрепление игольчатого, петельного, параллельного плетения.

Практическая работа:.  Плетение из бисера объемных изделий: деревьев, цветов.

Плетение «Чудо - дерева», «Волшебного цветка».

   10.Работа  лентами (5 ч)

Вышивка нитками и  лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами.  «Французский  узелок»,  ленточный  стежок.  Разновидности  ленточного  стежка.  Полупетля    и  петля  с прикрепом. Стежок «петелька»,  «пестик».

изделия. Разработка  эскиза    и  изготовление  сувенира  с  применением  элементов  вышивки  лентами. Подготовка  материалов,  разметка  рисунка  на  ткани.  Вышивка  сувенира  лентами.  Окончательная отделка сувенира.  

Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.

Возможные объекты труда: открытка,  панно,  чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.

Кинзаши-видсовременного рукоделия Материалы и инструменты. Общие приемы выполнения. Разработка  эскиза    и  изготовление  сувенира  с  применением   лент. Подготовка  материалов,  разметка  рисунка  на  ткани.  Изготовление сувенира  лентами.  Окончательная отделка сувенира.  

Практическая работа: изготовление сувенира с элементами в технике кинзаши. лентами.

Возможные объекты труда: открытка,  панно,  чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.

11.  Работа с тканью .Лоскутное шитье (-4ч)

Общие  сведения  о  лоскутной  технике.  Инструменты    и  материалы  для  лоскутного  шитья. Подготовка материала к работе.  Знакомство  с  устройством  бытовой  швейной  машины.  Подготовка  машины  к  работе.  Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного  подарочного конвертика  

Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.  Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, игольница.

12. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки  (1 ч).

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

Практическая работа: проведение выставки  творческих работ детей.

                                         Список литературы для учителя:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

    2. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»)

3. Русский костюм/ Ю.Карташов. – М.: Белый город, 2005

4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.

5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с

6.   Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил.

7. Вышивка лентами шаг за шагом/ С.Ю. Ращупкина. – Ростов н/Д : Владис, 2011.-64с.- (Стильные вещи делаем сами).

8.   Декупаж: лучшие советы / Н.Н. Севостьянова.-М.: АСТ: Астрель, 2011-32 с.: ил.

   9. Десять тем для цифрового скрапбукинга// Фотомастерская.-2010-№ 9 (64). С 50-57.

   10.Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ пер. с англ. Ю. В. Букановой.-М.: АСТ: Астрель, 2011.-124,[4] с.: ил.

  11. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р.Ф. Таран.-М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-31, [1] с.: ил. – (Подарок своими руками).

           12.Подарки своими руками. Бисер, ткань, кожа, бумага, вышивка/ Т. А. Агинива, Ю. А.                        Матюхина, О. Л. Матюхина.- Ярославль: Академия развития, 2009.-224с., ил. – (Умелые руки).

13.Д. Чотти., Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

Интернет-ресурсы:

 Скрапбукинг, тенденции 2010/ Блог о рукоделии и вещах ручной работы. URL://handworld.ru/trendy/skrapbukingovye-trendy-2010-tekstil.html/

  1. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
  2. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
  3. http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
  4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
  5. http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
  6. http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
  7. http://forum.satilina.com/
  8. http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
  9. http://www.bicer.ru/
  10. http://www.cap.ru/
  11. http://www.formula-rukodeliya.ru/
  12. http://www.rto-mos.ru/
  13. http://www.crossstitcher.ru/

                   

                      Список литературы для детей

1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. :  рабочая тетрадь к учебнику  О.А.                                         Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. -  М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил.

2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил.

3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.

4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». -  учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.

       5. Дымковская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-16с. (Искусство детям)

      6.  Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.-16 с.

      7. Каргопольская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с.- (Искусство детям)

  • Журналы «Вышиваю крестиком»
  • Журналы «Формула рукоделия»
  • Журналы «Ручная работа»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

программа творческой студии "Юность"

Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"...

Программа творческого объединения "Исток"

Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"        Данная программа создавалась при совместных действия...

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...