Главные вкладки

    План – конспект открытого урока «Изготовление и нанесение рисунка через трафарет на поверхность».
    план-конспект урока по технологии (11 класс)

    Фатхутдинова Альфия Муллахметовна


    На уроке учащиеся осваивают особый вид искусства. Трафарет используют для рисунков на стенах и мебели, на стекле и посуде, на одежде, керамике и бумаге.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_trafaret._izgotovlenie_i_nanesenie.zip87.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья

    План – конспект

    открытого урока  

    Тема урока:

    «Изготовление и нанесение рисунка через трафарет на поверхность».

                                        Выполнила:

    Фатхутдинова А.М.

    учитель технологии

            

    2017-2018 уч. год.

    Предмет:  «Мастер общестроительных работ»

    Класс: 11

    Тема урока:    «Изготовление и нанесение рисунка через трафарет на поверхность».

    Тип урока: Комбинированный.

    Методы обучения: наглядный, практический.

    Цель урока: Способствовать активизации мышления; закреплению, проверке, восприятию пройденного и нового материала,  Сформировать навыки росписи по трафарету.

    Задачи урока:

    Коррекционно-образовательная: 

    Систематизировать и обобщить теоретические знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах:  коррекция зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики рук, логического мышления.

    Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.

    Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к профессии, аккуратности, бережного отношения к материалам, ответственности при выполнении  практического задания и  за качество выполненной работы, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

    План урока

    I.   Организационный момент.

    II.. Продолжение изучения темы:

        «отделка стен».

       III  Практическая работа

    IV. Подведение итогов урока.

    Материально- техническое оснащение:
    Инструменты и приспособления: Трафареты, шпатель, кисти, хозяйственная губка, наждачная бумага, малярный скотч, канцелярский нож, ножницы, емкость для шпаклевки,

    Сырье: гипсовая шпаклевка, водоэмульсионная краска, колер

    Межпредметные связи: 
    Технология отделочных работ, материаловедение.
    В завершение урока каждый обучающийся должен:
    знать уметь
    -технологию отделки по трафарету, 
    -технику безопасности; 
    -требования к качеству 
    Выполнять технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов простой и объемный рисунок по трафарету.

    Методическое обеспечение:
    План урока производственного обучения
    Инструкционно-технологические карты для обучающихся «отделка стен по трафарету», карточки – задания.

    Материально-техническое оснащение урока: 
    ИКТ: Ноутбук, Презентация Power Point 
    Наглядные пособия:
    образец готовой работы
    инструкционно-технологические карты по теме урока.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация -«Трафарет. Изготовление и нанесение»; картинки;  губка; альбомный лист; гуашь; кисточка; клеенка; салфетка; линейка; карандаш, план изготовления трафарета, словарное слово «трафарет», технологическая карта.

    Межпредметные связи: изобразительное искусство.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Всем  добрый день!

    Начинается урок.

    II.. Продолжение изучения темы

        «Изготовление и нанесение рисунка через трафарет на поверхность».

    Давайте вместе попробуем определить тему сегодняшнего урока. Какие инструменты и материалы вы видите на соседних столах?  Для чего они нужны? Что можно с ними делать?

    В  этой таблице зашифрована тема нашего урока.

     Прочитайте ее по слогам в порядке возрастания чисел. Для этого задания можете воспользоваться тетрадью.

    1

    Из

    17

    рез

    10

    се

    5

    ни

    12

    е

    21

    на

    14

    сун

    24

    ность

    15

    ка

    11

    ни

    19

    фа

    3

    тов

    20

    рет

    13

    ри

    18

    тра

    4

    ле

    6

    е

    2

    го

    16

    че

    22

    по

    9

    не

    7

    и

    23

    верх

    8

    на

    Тема урока:

    «Изготовление и нанесение рисунка через трафарет на поверхность»

    Откройте тетради. Запишите число и тему сегодняшнего урока.

    Что же такое трафарет? (слайд 5)

    Трафарет (итал. traforetto - прокалывание) это:

    Трафарет –это шаблон для нанесения рисунка или орнамента.

    Правописание этого слова надо запомнить. В нем две безударные гласные а, ударение падает на букву е в третьем слоге. Вместе произнесем это слово. Придумайте предложения со словом трафарет.

    Трафарет - изобретение не вчерашнего дня. История возникновения трафарета очень давняя,  и насчитывает много тысячелетий. Первые примеры применения такого способа печати изображения были найдены в пещерах, возраст которых составляет более 30 000 лет.

    Где-то в середине 15 в. трафареты привезли с Востока в Европу. Также трафаретами пользовались для того, чтобы ускорить переписывание книг, и первой книгой напечатанной с помощью трафаретов была Библия.

    Последнее время часто в телевизионных программах ( «Квартирный вопрос», «Фазенда»,  «Школа ремонта» ) дизайнеры удивляют нас своими способностями к рисованию. На стенах появляются удивительные рисунки.. Кажется, что умение рисовать дается только при  упорном труде. Но можно стать художником для своих близких и за несколько часов. Хотите удивить знакомых своим талантом? Тогда  продолжим осваивать особый вид искусства.

    Трафарет используется буквально для всего. Его используют для рисунков на стенах и мебели, на стекле и посуде, на одежде, на керамике и бумаге. Рисунок подбираем из любых источников.

    Трафареты бывают одноцветные и многоцветные.

    Одноцветные - служат для набивки рисунка бордюров в одну краску.

     

    Многоцветные - используют для набивки рисунка в несколько красок. Для каждого цвета изготовляют отдельный трафарет.

     

    Объемные трафареты выполняются с помощью шпатлевки

    Трафареты бывают разные: простые, жесткие, клеевые.

    Простые трафареты.

    Такие трафареты крайне удобны для изготовлении в домашних условиях. Для них используются листы картона или бумаги, чаще всего предварительно заламинированные или прокрашенные для прочности.

      Жёсткие трафареты.

    К ним относятся трафареты, сделанные из железа, дерева, оргстекла. Крайне высокая прочность, надёжность и точность делают этот трафарет отличным выбором, когда необходимо делать рисунки  многократно на протяжении долгого времени. (слайд)

    Распространению жёстких трафаретов мешает их относительная недоступность в изготовлении — в домашних условиях создание такого трафарета невозможно, необходимо наличие специального оборудования.

    Клеевые трафареты.

    Существуют так же одноразовые трафареты, которые, обычно, состоят из клеющейся бумаги и после однократного использования уже не пригодны для работы. Самоклеющаяся пленка мягкая, она имеет подложку. Перед применением трафарет с подложки снимают и приклеивают к поверхности. Основное назначение клеевых трафаретов - это стекло и керамика. Особенно - большие зеркала шкафов-купе, когда важно не сместить трафарет и не допустить даже малейшего подтекания. Это одноразовые трафареты..

    Трафаретом могут быть фигуры, буквы, цифры, символы.

    А теперь скажите, где вы видели надписи или картинки на территории школы-интерната, где были использованы трафареты.

     (ответы детей). (Машина, наклейки по охране труда, которые указывают направление эвакуации, зеркала в бухгалтерии интерната)

    Где можно приобрести трафарет?  ( ответы учащихся).

    Самый простой способ – это купить их. Они продаются в художественных магазинах и даже в интернет-магазинах. Но не всегда можно найти рисунок, который понравится и подойдет к вашему интерьеру. В таком случае можно сделать трафарет самостоятельно.

     На прошлых уроках мы учились делать собственные трафареты.

    Как же мы их делали?    (дети отвечают)

     1. Подобрали понравившиеся рисунки и скачали с интернета. 

    2. При помощи канцелярского ножа вырезали эти рисунки

    3. Чтобы  сделать трафареты более износостойкими и влагоустойчивым, обклеили их с двух сторон  прозрачным скотчем. Также трафареты – можно покрыть лаком или олифой.

    4. Еще мы приготовили трафареты из пластиковой пленки

    Какие материалы и инструменты мы использовали при изготовлении трафарета ?

                                                                                                               (слайд)

    Мы немного устали, давайте отдохнем. Физминутка.

       III  Практическая работа

    Переходим к практической части урока.

    Повторим правила безопасности.

    1.Надеть спец. одежду.

    2. Проверить наличие инструментов и их  исправность.

    3. Работать аккуратно.

    4. После работы инструменты убрать в шкаф.

    5. По окончании работы вымыть руки с мылом.  (слайд)

    Изучим последовательность работы по технологической карте.  (слайд)

    1. Подготовить трафарет, губки, кисти и окрасочный состав

    2. Закрепить малярным скотчем трафарет на поверхности.

    3.  Губкой или кистью-ручником нанести по трафарету торцующие (несильные) удары перпендикулярно  поверхности

    4  Аккуратно убрать трафарет.

    5.    Произвести контроль и внести поправки.

    Кроме того, трафарет необходимо промывать водой ( если он сделан из пластиковой пленки)  перед нанесением нового цвета.  

    Трафаретная живопись – вид творчества доступный каждому. К тому же доставит вам массу удовольствия. Главное в работе запастись лишь небольшим терпением, работать с душой и аккуратно.

    Вводный инструктаж на практическую работу. Правила работы с трафаретом.    

    1. Чтобы краска не затекала за трафарет и не испортила рисунок, наносите очень тонкий слой краски.
    2. Для получения  более насыщенного  цвета, нужно нанести несколько слоев.
    3. При переносе  трафарета на новое место,  следите, чтобы не нарушить ритм рисунка.
    4. Очищайте трафарет.
    5. При использовании нескольких цветов, применяйте губки, отдельно для каждого цвета.

    А теперь приступаем к практической работе – набивке трафарета при помощи губки или раствора. Я вам покажу  как это делается

    Для выполнения этого задания нам понадобится: водоэмульсионная краска, цветной колер, губка, доска, салфетки. (слайд)

          При нанесении объемного трафарета крепим его на место.   Берем шпатель  и наносим  шпаклевку на трафарет. Следите за толщиной слоя, нужно шпаклевку наносить равномерно. Чтобы рельефный рисунок был четким и без разрывов, штукатурку нужно накладывать понемногу
    Снимаем трафарет.  главное сделать это плавным уверенным движением и не сместить трафарет вправо-влево.
    Даем штукатурке окончательно высохнуть . Продолжаем мы при помощи шкурки (наждачной бумаги) средней шероховатости. С легким нажимом ошкуриваем все неровные края .

    У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Учащиеся выполняют практическую работу.

    Учитель оказывает помощь слабым учащимся.

    IV. Подведение итогов урока.

                    - Что такое трафарет?

      -Каково назначение трафаретов?

      - Перечислите виды трафаретов.


                                                                                                        Тест №1


    Трафареты в основном изготавливают из ____________________, покрывая её с двух сторон ___________ ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его _____________________. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить _________________________. Водную краску аккуратно __________________, масляную - скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются _____________________________. ______________________ пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.

    плотной бумаги
    олифой или лаком
    слипания  при хранении
    их размокание и порчу
    смывают водой
    прямыми трафаретами 
    Обратными трафаретами


                                                                                                   

                                                                              Тест №2

         «Выбери правильный ответ» 

    1. Трафарет – это:

    а) шаблон

    б) инструмент

    в) краска

          2.  Трафаретный рисунок набивают:

    а) ветошью

    б) мочалкой

    в) губкой

         3. При набивке рисунка кисть держат:

    а) прямо

    б) наклонно

    в) с изгибом

        4. Трафаретный рисунок выполняют:

    а) способом намазывания краски

    б) способом закрашивания

    в) способом торцевания

    . Рефлексия усвоения содержания материала. 

     - Ребята, был ли урок полезен?  

    - Довольны ли вы своей работой на уроке?  

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    - Пригодится ли вам в жизни  умение работать с трафаретами?

    Выставка работ учащихся. Анализ выполненных работ, оценка знаний. Уборка рабочих мест.      

    Выставление оценок.


    Домашнее задание:

     используя Интернет-ресурсы, найдите оригинальные трафареты; изготовьте один трафарет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

     В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

    План-конспект урока "Народные традиции в декоративном рисунке "ПЕТУШОК"

    Данный конспект урока для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендован воспитателям, учителям начальных классов....

    План-конспект открытого занятия объединения «Волшебная иголочка» по теме: «Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток, иголок».

    Цель занятия - научить воспитанников переводить рисунок на ткань, подбирать нитки и  иголки для вышивки салфетки.Задачи -  научить переводить рисунок на ткань, освоить на практических з...

    План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

    Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...