Урок "Здоровое питание"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravilnoe_pitanie_5_klass.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ЗДОРОВОЕ   ПИТАНИЕ

Цель: сформировать правильное представление о здоровом питании и значение рационального питания для обеспечения активной жизнедеятельности человека.

Задачи:

  • сформировать правильное представление о здоровом питании как ценностного отношения к здоровью;
  • сформировать умения анализировать, обобщать и применять на практике информацию о правильном питании;
  • познакомить учащихся с питательными веществами и  рациональным питанием;
  • развить познавательный интерес учащихся;
  • обобщить и систематизировать знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выбору и составу продуктов.

- Способствовать осознанию основной цели здорового питания при приёме пищи.

- Создать условия для определения причинно-следственных связей некачественной продукции и вредных продуктов питания.

Личностные:

- Учить анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, строить аналогии.

- взаимодействовать  при работе в парах и с классом.

- Формировать умение  рационально совершать покупки согласно здоровому питанию.

Метапредметные:

- Установить связь между знаниями технологии, биологии и математики.

Обучающиеся в конце урока узнают:

  • происхождение продуктов,
  • питательные вещества,
  • питательную ценность продуктов;
  • для чего необходимы белки, жиры, углеводы, витамины,
  • полезные для здоровья продукты,
  • режим питания

Ход урока.

Орг. момент.

Определение темы и целей урока.

- Рассмотрите фотографии на слайдах. Что общего у всех этих фото?

(Процесс приёма пищи или питание)

- Вы догадались о чем пойдет речь на уроке? (Питание.)

 - Какое питание может быть? (правильное, неправильное, регулярное, рациональное, полезное и т.д.)                                        

- Питание каким должно быть? (Правильным)

Так какая тема нашего урока?

-Как понять мы правильно или неправильно питаемся?

-Какова тогда цель нашей работы на  уроке? (Изучить правила питания)

Лист самодиагностики

          -Что вы знаете о правильном питании? Я вам предлагаю зафиксировать свои знание в начале урока. (раздать листы самодиагностики)

 Постановка проблемы.

- Что такое питание? (Процесс поглощения пищи) 

- Что такое "пища"? (Любое вещество, пригодное для еды для пополнения запасов энергии)

 (Пища - это энергия для нашего тела, а питание - источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия.)    

Поиск решения проблемы.

Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку?

- Для чего питается человек?

(Чтобы жить, расти, развиваться, не болеть)

Слайд4

Верно было сказано древнегреческим философом Сократом:

«Мы живем не для того, чтобы есть

А едим, для того, чтобы жить».

Это старинное высказывание актуально и сегодня. Особенно для растущего организма детей, ваше здоровье самое ценное, что у вас есть, здоровье  дается вам один раз.

 Пища – это основной источник жизни.

Наукой твёрдо установлены три функции питания:

        1. функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.

        2. функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших.

        3. третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.

- Питание важная часть нашей повседневной жизни. А правильное питание - это ещё и работа.

-Чем питаетесь вы? (ответы детей)

- Конечно, пока вы ещё дети, и ваше питание зависит от взрослых: в школе питаетесь в столовой, а дома то, что приготовили ваши родители. Вы назвали много блюд и продуктов.

- Где приобрести продукты?

- Тогда, отправляемся в магазин!

(Дети получают разнообразные продукты в упаковках)

Практическая работа в парах. 

Порядок работы:

  1. Найди на упаковке этикетку, рассмотрите ее.
  2. Найди слова ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ
  3. Запиши в таблицу название продукта
  4. Затем обозначь каждую графу (белки, жиры, углеводы)
  5. Запищи количество питательных веществ (обрати внимание, что расчёт на 100 гр. продукта)
  6. Подсчитай, сколько белков, жиров и углеводов в целой упаковке)
  7. Найди на этикетке СОСТАВ ПРОДУКТА и запиши в тетрадь.
  8. Сделай вывод о пользе продукта для человека.

Рассмотрите этикетки на продуктах. Это будущая пища. Значит у каждого продукта есть пищевая ценность. Давайте мы с вами вместе узнаем какие питательные вещества необходимы нашему организму.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины.

(называют питательные вещества из этикеток)

-Вам надо  заполнить таблицу  указать количество белков, жиров и углеводов.

Дети заполняют таблицу.

- Обратите внимание, что у всех продуктов разная пищевая ценность. Где-то больше белков, где то жиров, а где то углеводов. И вы ещё обратили внимание на витамины.

Белки, жиры, углеводы вам известны эти понятия? Вы можете сказать для чего они нужны человеку?

- Давайте разбираться с этими понятиями.

По слайду

Состав пищевых продуктов.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины.

   Белки являются строительным материалом клеток и тканей организма. Содержатся в продуктах животного (молоко, молочные продукты, мясо, рыба, яйца) и растительного (горох, фасоль, соя, чечевица, грибы) происхождения.

Единственным источником образования белков в организме являются белки пищи. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка детский организм. Белковая недостаточность приводит  к задержке, а затем к полному прекращению  роста, вялости, похуданию, малокровию и т.д.

Жиры - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Жиры бывают: растительные, животные. Содержатся в молоке, сливках, сметане, сале, сливочном масле, жире животных, птиц и рыб, растительное масло, орехи, оливки.

         Однако опасно как недостаточное количество жиров, так и потребление их в больших количествах. Высокая калорийность жира позволяет организму существовать даже при полном голодании в течении нескольких недель.

 Углеводы. В течение дня человек потребляет углеводов гораздо больше, чем других пищевых веществ. Главная функция, которую выполняют углеводы, - снабжение организма энергией, а также помогают организму лучше усваивать жиры. Содержатся в таких пищевых продуктах растительного происхождения, как хлеб, мучные и кондитерские изделия, крупы, фрукты, ягоды, картофель, сахар.

Потребность в углеводах в очень большой степени зависит от энергетических трат организма.

Витамины – особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать. Длительное отсутствие витаминов в пище приводит к характерным заболеваниям, получившим названия авитаминозов. При этом человек быстро утомляется, у него падает сопротивляемость организма против простудных и инфекционных заболеваний.

Минеральные вещества- совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания. К минеральным веществам относятся, например, поваренная соль, соли кальция, железо и др. Минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания.

Сводная таблица готова.

- В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов?

- Какие продукты наиболее богаты белками, жирами, углеводами?    

Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и пшеничном хлебе, витамины – в соке и молоке.

 - В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов.

Физминутка: Я буду называть продукты, готовые блюда и напитки. Если вы знаете, что это полезно для вашего организма вы поднимаете две руки вверх, если вы знаете, что это вредно необходимо присесть, если вы не знаете вредно это или полезно ставим руки в сторону.

Капуста, чипсы, яблоко, пепси, сыр, чупа – чупс, сосиска, гречневая каша, чай, сухарики, банан.

Пищевая пирамида. 

-  Исходя из потребностей организма учёные  составили пищевую пирамиду.

- Наибольшей энергоёмкостью обладают углеводы. Они составляют 50 % рациона человека. Их поставим на первое место. Это хлеб, крупы, макаронные изделия.

- Затем учёные определили по потребности фрукты и овощи. Так как в них много витаминов и клетчатки. Но углеводы тоже присутствуют.

- Следующий этаж занимают мясо, молочные продукты, рыба, яйца. Они богаты белком, кальцием и огромным количеством микроэлементов.

 И на самой вершине маленькое место отведено жирам, маслу, сладостям и газированным напиткам. Эти продукты нужны нашему организму в наименьшем количестве.

Правильное  питание состоит из трёх принципов: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. При длительном избытке энергетической ценности  пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира, что приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.

Второй принцип правильного питания- разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. И всё многообразие складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды.

Третий принцип- режим приема пищи – часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.

- Девочки, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек? (5 раз)

 Назовите основные приёмы пищи? (завтрак, обед, ужин) второй завтрак, полдник

Между приёмами пищи соблюдаются определённые интервалы времени. Желудок заранее готовиться к приёму пищи и в этом случае пища лучше усваивается. Наиболее правильным является пяти разовый  режим питания.

- Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.

Перед сном нецелесообразно принимать пищу, возбуждающую нервную систему. Её употребление более уместно перед работой и днём. Ужин рекомендуется принимать за 2-3 часа до сна, а перед сном выпить кефир. Вредно для организма ложиться спать голодным, так как сон становится тревожным, может развиться бессонница.

Перед едой рекомендуется выпить воды, она повышает желудочную секрецию.

В дневном рационе нежелательно повторение блюд, а на один приём не рекомендуется использовать одинаковые продукты. Например, если на первое приготовлен суп рисовый, то не следует подавать рисовый гарнир ко второму или рисовую кашу как второе блюдо.

Гарниры лучше разнообразить не только на каждый приём пищи, но и на протяжении недели.

Дневной рацион следует составлять и с учётом разнообразия блюд по цвету, вкусу, запаху, консистенции и форме. Необходимо избегать блюда с одинаковым вкусом, например капустник и голубцы.

Полноценное, разумное, правильное, регулярное питание называется рациональное питание.

Для поддержания здоровья человеку требуется пища строго определённого качества. Некачественная пища может нанести вред организму человека, вызвать пищевое отравление. Как предупредить это?

Нельзя использовать в пищу просроченные продукты. В магазине нужно обращать внимание на дату изготовления и срок годности продукта.

          Нельзя есть немытые овощи и фрукты,

Нельзя употреблять продукты с плесенью

Нельзя  употреблять в пищу позеленевший и проросший картофель, потому что в нем образовалось ядовитое вещество соланин, который может вызвать отравление.

Листы самодиагностики.

Прошу заполнить ваши листы самооценки.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия.  

Как вы думаете, мы достигли результата на занятии?

Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.         

Рефлексия

- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит на тарелку яблоко.

- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – положит на тарелку бутерброд.

Едим ли мы то, что следует есть?»

(Анкета для учащихся)


Дорогие ребята!
Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.

1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу? 
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй – 2 балла, за третий вариант – 3 балла.
Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.


Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!


Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Самоанализ

Цель: сформировать правильное представление о здоровом питании и значение рационального питания для обеспечения активной жизнедеятельности человека.

Задачи:

  • сформировать правильное представление о здоровом питании как ценностного отношения к здоровью;

(состав продуктов, режим питания)

  • сформировать умения анализировать, обобщать и применять на практике информацию о правильном питании;

(учились читать этикетки на продуктах)

  • познакомить учащихся с питательными веществами и  рациональным питанием;

(непосредственно на этикетках и в учебнике)

  • развить познавательный интерес учащихся;
  • обобщить и систематизировать знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выбору и составу продуктов.

(ребята будут ориентироваться не только на упаковку и стоимость, но и пищевую ценность)

- Способствовать осознанию основной цели здорового питания при приёме пищи.

- Создать условия для определения причинно-следственных связей некачественной продукции и вредных продуктов питания.

Метапредметные:

- Установить связь между знаниями технологии, биологии и математики.

Обучающиеся в конце урока узнали:

  • происхождение продуктов,
  • питательные вещества,
  • питательную ценность продуктов;
  • для чего необходимы белки, жиры, углеводы, витамины,
  • полезные для здоровья продукты,
  • режим питания

Лист самодиагностики по теме

 «Правильное питание»

Насколько уверенно Вы чувствуете себя в следующих ситуациях?

В начале урока

В конце урока

1 – неуверенно;

2 – довольно уверенно;

3 - уверенно

Я знаю, что такое  правильное питание

Я знаю для чего нужно правильно питаться

Я знаю, из чего состоят продукты питания

Я знаю правила здорового питания

Я знаю, какие продукты полезны для человека

Я знаю, что такое режим питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....