"Хороший урок"
статья по технологии

Панурина Елена Вениаминовна

Современный урок- понятие многогранное. Каждый учитель стремится использовать современные технологии, новые методы, дидактические подходы. И всё это для того, чтобы повысить уровень образования . воспитания нашей с Вами смены,  молодого поколения будущего. Статья содержит информацию о направлениях в структуре современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshiy_urok._panurina_e.v._tehnologiya.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Хороший урок в рамках ФГОС, требования к нему».

Учитель ВысшейI квалификационной категории МБОУ Гимназия  №16 г. Казани

Хороший урок– тот,
где царит творческая обстановка,
взаимопонимание и юмор,
где ученики охотно вступают в диалог
с учителем и друг с другом,
где дети стремятся думать…

          Учитель всегда находится в поиске. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
          Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
                  Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
•учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•вывод делают сами учащиеся;
•минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•время сбережение и здоровьесбережение;
•в центре внимания урока - дети;
•учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
При планировании  урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической деятельности:
•свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
•открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
•обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


       Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

        Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
      Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов  упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
       Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и  выступить с сообщением.

         «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

          При планировании  уроков,  также необходимо  обращать внимание на  дидактические  требования  к  современному  уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
•требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований  к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
•требований  к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

         Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:.  При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.  Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.  Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях.

       Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

        ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

          Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
          Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: 
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

       При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
        Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
      Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный фактор, без которого новые  требования  ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
            Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

        Можно обозначить лишь некоторые из проблем, которые требуют обсуждения и являются на сегодняшний день дискуссионными.

 Современный хороший урок уникален, он имеет свое неповторимое «лицо», в нём представлены

разнообразные методические находки: игры, методы, приемы, средства, стратегии, тактики и даже технологии.

     На современном  уроке используются  тхнологии деятельностного типа

  • Метод проектов
  • Технологии проблемного диалога (дебаты), продуктивного чтения и реконструкции текста
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Технология развития критического мышления
  • Исследовательская и экспериментальная деятельность
  • Технология анализ производственных ситуаций
  • Технология оценивания образовательных достижений (портфолио)

и другие.

В хороший урок вложено много труда, энергии, творчества, профессионализма.  Хороший урок является культуроориентированным, продуктивным, развивающим, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

15 составляющих хорошего урока

Необходимо знать и соблюдать как начинающему учителю, так и учителю с большим педагогическим стажем....

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Смотрится хорошо ( Урок ФЛН)

Данная презентация представляет собой подборку упражнений для урока ФЛН по УМК "Горизонты" по теме "Смотрится хорошо"...

Какой он, хороший урок математики?

Что представляет собой хороший урок? Он характеризуется качественной об­ратной связью между учениками и учителем, разнообразием способов стимулирования познавательной активности школьников, чему...

Хороший урок в рамках ФГОС.

Учитель всегда находится в поиске.Современный лозунг "Образование на протяжении всей жизни" заставляет искать новые подходы к уроку, как элементу структуры образовательного процесса....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...