Валеологизация школьного пространства
статья по теме

Прокопцова Нина Михайловна

     В   МОУ СОШ №6 п. Гончарка более пяти лет плодотворно работает творческая группа педагогов «Валеологизация школьного пространства», целью которой является – сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося. Основными задачами  творческой группы являются:

  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья
  • Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования
  • Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а так же сохранению и улучшению безопасной среды обитания.

    Основными направлениями в работе творческая группа педагогов выбрала: 1)организация здоровьесберегающего образовательного процесса; 2)инструктивно- методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями; 3)оздоровительно- профилактическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologizaciya_shkolnogo_prostranstva_statya.docx272.37 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологизация школьного пространства

     Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

     Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  1. целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  2. направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  3. высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  4. необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  5. организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  6. слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  7. достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

    Как хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой  великое богатство – здоровье и жизнь.

    К сожалению, в последнее время медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патологии зрения, рост хронических заболеваний: аллергических, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Всё чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65% учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости. «Помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

    На фоне этой неутешительной ситуации возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. Ведь известно, что 50-52% здоровье определяется образом жизни и только 10-15%  зависит от здравоохранения. Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий становится очевидной.  Вместе с тем возникает проблема повышения педагогического мастерства в данном направлении.

     В   МОУ СОШ №6 п. Гончарка более пяти лет плодотворно работает творческая группа педагогов «Валеологизация школьного пространства», целью которой является – сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося. Основными задачами  творческой группы являются:

  1. Пропаганда здорового образа жизни
  2. Внедрение современных методов мониторинга здоровья
  3. Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования
  4. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а так же сохранению и улучшению безопасной среды обитания.

    Основными направлениями в работе творческая группа педагогов выбрала: 1)организация здоровьесберегающего образовательного процесса; 2)инструктивно- методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями; 3)оздоровительно- профилактическая работа.

      В течение года прошло 4  заседания творческой группы педагогов, на которых рассматривались не только теоретические вопросы: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды», «Адаптация учащихся при переходе на следующую ступень обучения», «Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла», «Влияние физических упражнений на здоровье школьников» и т.д.,а так же практические формы деятельности: семинары, круглые столы, творческие гостиные, на которые были приглашены не только педагоги нашей школы, Гиагинского района, но и творчески заинтерисованные учителя из Красногвардейского района.

(Вручение грамоты за победу в районном смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по формированию физической культуры и здоровья школьников)

Одной из форм проведения оздоровительной части практического семинара по теме «Валеологизация школьного пространства» стала эколого-оздоровительная игра «Царь горы», которую педагоги нашей школы систематически используют  в весенне-осенний период учебного года. Игра проводится на свежем воздухе. Команды, двигаясь по заданному маршруту, на станциях отвечают на вопросы координаторов игры и, получив заветный житон, перемещаются к конечной станции, где и обнаруживают главный приз и почётное звание «Царь горы».

       Внедряя современные методы мониторинга  здоровья, при посещении уроков специалистов использовался  анализ урока с позиции здоровьясбережения, в котором особое внимание уделялось трём направлениям:

-позитивное влияние на здоровье учащихся до начала урока;

-ход урока с позиции здоровьесбережения;

-психологический климат на уроке.

      В рамках районной акции «Каникулы- 2011г» в школе прошёл целый комплекс профилактических мероприятий с целью повышения правового уровня учащихся, родителей, педагогов и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Общешкольное родительское собрание  отличалось от предыдущих. На него был приглашён заместитель прокурора Гиагинского района Гук С.Н., который подробно остановился на вопросе об  административной и уголовной ответственности родителей и учащихся за невыполнение  приказа  РА от 26.05 2010 года  «Об отдельных мерах по защите прав ребёнка». 

 Агитационная бригада учащиеся восьмого класса подготовила выступление, посвящённое профилактике вредных привычек «Нар Кошка» (главную роль наркошки исполняла Прокопцова Н.М.).

 Для проведения лекции с девочками с 7 по 11 класс была приглашена гинеколог ЦРБ Толокнова В.Ф.

  В рамках акции была организована встреча учащихся с 8 по 11 класс с главным врачом Республиканского центра по профилактике ВИЧ инфекции  Мартьяновой Л.В.

  Классными руководителями проведены профилактические классные часы о телефонах доверия, о незаконном потреблении и хранении наркотических веществ.

  Таким образом, повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  1. образовательный процесс в школе должен быть  организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  2. предоставлены возможности для развития и самореализации,
  3. медико-профилактическую деятельность,
  4. охват  деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  5. УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Материал подготовила

 заместитель директора по ВР

МОУ СОШ №6 п. Гончарка

Гиагинского района, руководитель

 творческой группы учителей

«Валеологизация школьного пространства»

Прокопцова Н.М.

Фото автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...

Валеологизация учебных предметов гимназии на примере биологии.

Основная задача валеологии - воспитательная, т.е. мы должны воспитать в детях потребность быть здоровыми, а не просто знать, как и от чего лечиться....

Информатизация школьного пространства: традиции, опыт и перспективы

Приложение Aurasma для создания дополненной реальности....

КОВОРКИНГ-ЗОНА КАК ПРИМЕР МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Современная школа – это особое образовательное пространство, которое способствует развитию личной успешности и ученика, и учителя. Создать такое пространство не возможно без инфраструктурных изм...

Статья на тему: «Применение инновационной технологии ТРИЗ в школьном пространстве на уроках изобразительного искусства и технологии»

На уроках технологии и изобразительного искусства довольно часто можно использовать ТРИЗ технологию. В примении данной технологии чувствуется некая свобода в создании новых форм, новых действий, приня...

Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"

Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности,...

Методическая разработка «ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

laquo;Быть рядом и чуть-чуть впереди» - эти слова стали мне более ясны и понятны, когда я начала работать с детьми, эта фраза стала моим девизом. Я понимаю, что нужно не столько сформировать ли...