Традиции и инновации в воспитательном процессе.
методическая разработка по теме

Павлова Екатерина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovik_dlya_sayta.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема:

Традиции и инновации в воспитательном процессе.

Оглавление

Введение.        

Глава 1.Сущность понятия «воспитательный процесс»        6

1.1. Содержание процесса воспитания…………………………………………..6

1.2. Особенности воспитательного процесса…………………………………….7

1.3. Воспитательный процесс, как система………………………………………8

Глава 2.Основные направления и этапы работы по созданию и развитию воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII  вида.        14

2.1        Анализ работы школы.        

2.2        Организация воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII  вида        17

Заключение.        30

Список литературы        ..

Введение.

Традиция – это прогресс в минувшем,
 в будущем прогресс станет традицией.
Э. Эррно.

        Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было противоречивым.

        Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования гражданина обновленной России старыми средствами.

        К сожалению, на определенном этапе реформирования школы в педагогической науке и практике ослабло внимание к проблемам организации воспитательного процесса в школе. Сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса воспитания. Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами. С одной стороны, чаще всего воспитание ассоциировалось с традиционными подходами, предполагающими манипулирование поведением учащихся; с другой — с новыми задачами (прежде всего задачей формирования индивидуальности), которые невозможно решить традиционными средствами.

        Однако в последнее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Авторы отчетливо понимают, что сегодня этот процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса воспитания в современной школе. Актуальной целью становится создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждой личностью своей стратегией поведения способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.  

Для данной проблемы особенно важными являются работы ученых и педагогов-практиков в области воспитания: гуманизации среды Ш. А. Амонашвили, И. Г. Песталоцци; влияния социальной среды на развитие личности Я. П. Буевой, Н. Н. Иорданского, С.Т. Щацкого, Б.Т, Лихачева; содержание воспитательного процесса М.П. Нечаева, В.И. Смирнова, П.И. Пидкасистого, В.П. Сергеевой; создания целостного воспитательного процесса в среде М. Монтессори; представления о воспитательном процессе, как целостном явлении И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева. Сущность организационных форм создания воспитательного процесса и педагогического управления адаптивной образовательной среды рассматривали В. П. Беспалько, С. В. Красиков, В.С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.

        Объект исследования: процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

            Предмет  исследования: формы организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

   Целью курсовой работы является описание традиционных и выявление инновационных форм организации процесса воспитания, которые обеспечивают условие полноценного развития личности школьника с нарушениями интеллектуального развития.

Можно выдвинуть следующую гипотезу, правильное создание достойных условий для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, использование эффективного метода усовершенствования воспитательного процесса позволит учащимся реализовать свой творческий потенциал в изменяющихся социокультурных условиях, нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации, аккомодации и индивидуального развития.

        Исходя из цели, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи: 

  • Сделать анализ литературы посвященной данной теме;
  • Раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
  • Описать новые формы воспитания  учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях  специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида;
  • Обобщить результаты курсовой работы.

        Методами исследования являлись анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыт работы педагогов и психологов, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1.  Сущность понятия «воспитательный процесс».

1.1. Содержание процесса воспитания.

         Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями  и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

           В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1.    Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2.    Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3.    Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности.

4.    Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы.

5.    Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, чувство товарищеского и гражданского долга.

  1. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как  к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

1.2. Особенности воспитательного процесса.

            В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитательный процесс – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

           Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

            Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.

            Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. 

        Сложность воспитательного процесса:

-        его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

-        между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

-        воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.

1.3. Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе.

        Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, так как любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

        По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

-        целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;

-       формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

-        приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

-        воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

-        развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

-        организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

-        организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания качеств личности;

-        развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной напряженности.

        Эффективность воспитания зависит:

1.     От сложившихся воспитательных отношений.

2.     От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3.     От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

        Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

        Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. 

        Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.         

        Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» и «воспитательный процесс» идентичны.

        С точки зрения Н.Л.Селивановой воспитательная система школы – это комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленная на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, а также та часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей [8].

         Воспитательная система школы – система открытая, так как школа находится в среде, и последняя во многом определяет характер всех остальных компонентов системы. Стремясь к целостности, к гармонии, воспитательная система школы по-разному реагирует на внешние раздражители, на вторжения извне. Одни – те, что не соответствуют ее природе, она игнорирует или отчуждает, другие – преобразует согласно своей сути и включает их в себя.

         «С одной стороны, она – система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через уроки, учителей, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения»[8].

        Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, умирает. Процесс ее развития – управляемый процесс. Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, деятельность социолого-психологической службы, обеспечивающей корректировку и совершенствование отношений, расширение взаимодействия со средой.
         Выделяют следующие три
функции школьной воспитательной системы – интегрирующая, регулирующая и развивающая [6].
Интегрирующая приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой – в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.
        
 Воспитательная система – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры, усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация – все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.
        
В воспитательной системе обнаруживаются механизмы сохранения, воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности: традиции, санкции за нарушение принятого порядка, воспроизводство образцов поведения. Система стремится воспроизвести себя в прежнем виде и тем не менее в ней происходят изменения.
        
Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, в отношениях, в творчестве.
        
Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления воспитательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития [2].
        Опыт многих школ показывает, что любая воспитательная система в своем развитии проходит основные этапы, для каждого из которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
        
Первый этап – становление системы. Второй этап связан с отработкой структуры системы и содержания деятельности коллектива. Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных форм и методов. На третьем этапе система окончательно оформляется: связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, работа идет в «заданном режиме». Усиливаются интеграционные процессы, они охватывают учебное познание, дополнительное образование, внеклассную деятельность. Система накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции; возникает характерная черта всех хороших систем – социальное наследование.

        На этом этапе у школы расширяются связи со средой, с ближайшим социальным окружением; активно используется материальная, предметно-эстетическая природная среда. У школы появляется много друзей извне, добровольных помощников, единомышленников, как принято называть их сейчас – социальных партнеров, образующих вместе с педагогами новую общность – коллектив воспитателей.

        Данный этап в развитии воспитательной системы школы – не конец процесса системообразования. Состояние равновесия отнюдь не является стабильным, ибо объективные положительные проявления системы ведут не только к гармонии, но и к появлению чувства непогрешимости, к выработке стереотипов, к омертвлению уже оправдавшего себя опыта. В этом случае возникает необходимость говорить об этапе обновления, или перестройки системы.
        Обновление системы может идти двумя путями – революционным и эволюционным. Первый, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы, в жизни общества. Это вступление в новый цикл построения системы на иных принципах, в иных условиях. Второй путь – постепенное обновление за счет инноваций. При эффективном педагогическом управлении механизмы такого обновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным и управляемым. Тут встает вопрос о соотношении традиций и инноваций. Развитие системы в конечном итоге связано с введением в нее новаций и переводом их в традиции.

Глава 2. Основные направления и этапы работы по созданию и развитию воспитательного процесса в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

2.1 Анализ работы школы.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532 Центрального административного округа города Москвы является государственным образовательным учреждением для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Цель работы школы: «Создание модели коррекционного образовательного учреждения на основе индивидуального уклада, обеспечивающего успешность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве и социуме».

Основные задачи работы школы:

  • создание в  учреждении   условий,  обеспечивающих   коррекционно-развивающее сопровождение учебного и  воспитательного  процессов;                                                                                                                                        развитие навыков и умений учебной деятельности в соответствии с возрастом и контингентом учащихся и  в зависимости от картины нарушения  и отклонений у каждого ребенка;
  • разработка, апробация и внедрение системы разноуровневого обучения для обеспечения должного уровня обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта, осознанного выбора индивидуального развития, подготовки к профессиональному определению.
  • создание системы мониторинга, как организованной структуры внутришкольного руководства и контроля, как службы научно-методического анализа результатов деятельности специалистов, а также создания банка данных о динамике коррекционно-компенсаторных процессов для каждой возрастной группы.
  • развитие механизмов продуктивного общения, позволяющих решить проблему социальной адаптации учащихся.

В 2011 – 2012 учебном году в школе № 532 обучается 152 учащихся в возрасте от 7 до 19 лет. В настоящий момент в школе 97 учащихся,   имеющих  статус ребенка-инвалида детства, что составляет 64 % от общего числа учащихся (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Статистика учащихся с инвалидностью по отношению к общему числу обучающихся

Контингент учащихся сложен и разнообразен. Легкую степень интеллектуальных нарушений имеют 74 учащихся, что составляет 48,6 %. Умеренную степень интеллектуальных нарушений имеет 68 учащихся, что составляет 44,7 %. Тяжелую степень интеллектуальных нарушений имеют 4 учащихся, что составляет 6,7 % .

Из 18 классов – 5 классов для детей с тяжелой степенью интеллектуальных нарушений, со сложной структурой дефекта.

Усложнение воспитательных задач, которые стоят перед специальными (коррекционными) учреждениями, особенности контингента учащихся побуждают к поиску новых подходов в работе. Поэтому режим развития – естественное состояние многих коррекционных школ, которые находятся в состоянии поиска верного направления развития, результат которого будет в пользу всех участников образовательного процесса.

Анализ существующей деятельности школы и современного состояния системы оказания помощи детям с ОВЗ показал существенные  противоречия в отношении улучшений достижения образовательных результатов.

  • Это противоречие между особенностями развития учащихся с ОВЗ и традиционной  организацией воспитательного процесса.
  • Противоречие между стремлением педагогического коллектива оптимизировать воспитательное пространство на основе набора базовых компетенций и существующим традиционным воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
  • Противоречие между необходимостью создания семейно-ориентированной модели школы с целью дальнейшего развития делового сотрудничества с родителями и недостаточной развитостью системной работы с родителями в настоящее время.

Выявленные противоречия стали основанием для написания новой Программы развития школы на период с 2009 по 2012 гг., в которой предусматриваются основные этапы работы, направленные на  организацию, такой образовательной среды, которая бы способствовала успешной адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями:

1. Построение деятельностно-ориентированной модели коррекционной школы, с системой гибких структур (подразделений), обеспечивающих "равный доступ к услугам образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) со сложным дефектом с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка), а так же ориентированной на максимальное включение («инклюзив») учащихся и воспитанников в жизнь «среды» и «среды» в учреждение.

2. Апробацию и внедрение системы разноуровневого обучения для обеспечения детей со сложной структурой дефекта специально разработанными программами, обеспечивающих реализацию прав и возможностей ребенка инвалида, ребенка с ОВЗ в сфере образования, подготовки его к дальнейшей профессиональной жизни.

3. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого ученика на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

5. Создание адекватной системы профориентации детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность.

6. Подготовку и повышение квалификации психолого-педагогического состава школы, с целью:

  • внедрения новых форм методической службы учреждения;
  • создания партнерских отношений с родителями и включением их в учебно-воспитательный процесс в качестве заинтересованных лиц;
  • определение и разработки стандартов (показателей) обучения и способов их достижения;
  • создание мониторинговой службы (мониторинг воспитанности, мониторинга здоровья учащихся) с целью оптимизации управления учреждением на основе солидарной ответственности всех специалистов.

2.2 Организация воспитательного процесса в школе.

       Сегодня воспитательная система школы № 532 – уникальный сплав традиций и инноваций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции утверждал А.С.Макаренко [10]. Традиция придает устойчивость, преемственность. В развитии воспитательной системы всегда в той или иной мере проявляется тенденция к упорядоченности, стандартизации ее состояний. Но не всякую повторяющуюся ситуацию можно назвать традицией.
         Итак, традиция связана с сохранением системы, с закреплением ее структуры. Инновация – с обновлением, с введением в систему новых элементов, ситуаций, изменением устойчивых связей. Инновация – это не всякое изменение, а только осознанное, освоенное, целенаправленное.
         Таким образом, традиция и инновация действуют на систему в противоположных направлениях. Как же решается эта проблема. Прежде всего, во всякой системе существуют
фундаментальные, основные традиции. Именно они составляют черты того образа, который позволяет системе оставаться самой собой. На практике главные традиции воспитательной системы имеют открытое, вариативное содержание и никогда полностью не превращаются в ритуал. Таким образом, фундаментальные состояния системы, являясь, по существу, традиционными, на определенном этапе ее развития несут в себе некоторые признаки         инноваций.
         Еще один вариант разрешения этого противоречия состоит в более или менее длительном сосуществовании традиций и инноваций. Многие инновации могут не заменять прежние традиции, а возникать рядом. Вариант параллельного развития традиций и инноваций может в отдельные периоды играть главную роль в развитии воспитательной системы образовательного учреждения.
         Проблема сосуществования традиций и инноваций в воспитательной системе присуща, в большей степени, школам с длительной историей, с глубокими внутренними и внешними связями, в том числе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 532 г. Москвы.

          Традиции школы являются стержнем воспитательной системы. Цикл традиционных дел – ориентир в работе педагогов школы, средство духовного и деятельного единения всех участников педагогического процесса. Однако, традиции следует понимать более объемно и полно нежели чем традиционные дела. Концептуальным для воспитательной системы школы является возвращение выпускников в родные стены в качестве ее сотрудников. Трое выпускников школы работаю в стенах своей школы: 2 – по профессии уборщики, 1 – гардеробщик. Этот факт следствие воспитания учащихся в духе патриотов своей школы.

       Школьные династии – еще один показатель устойчивости воспитательной системы школы, ее успешности и востребованности. Порядка
10 % выпускников – сегодня родители учащихся школы.

       Основой развития системы личностных отношений участников образовательного процесса педагогический коллектив школы считает событийный подход, который позволяет наполнить жизнь всего школьного сообщества яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими учеников, выпускников и учителей посредством традиций – событий:

        Праздник «День знаний» - мероприятие, объединяющее несколько поколений учащихся школы. В концертной программе участвуют творческие коллективы школы: неоднократные победители  фестиваля детского творчества «Надежда», театр – студия «МАП».

        Мероприятия ко Дню Защитников Отечества направлены на воспитание гражданина России, будущего защитника Родины, традиционные встречи с ветеранами «Встреча трех поколений». Большой популярность у учащихся пользуются спортивные соревнования, где школа ежегодно выявляет и  приветствует самых сильных и ловких юношей, а также соревнования между родителями, педагогами и детьми. В рамках Дня Защитника Отечества педагоги проводят цикл игр и викторин, классные часы, кинолектории, беседы с участниками войны и боевых действий. На «Празднике будущих защитников Отечества» учащиеся начальной школы соревнуются в конкурсе военной песни и участвуют в состязаниях, военно-спортивной направленности. Доброй традицией стало приглашение в школу и выступление перед учащимися музыкально-танцевальных коллективов.
        Мероприятия художественно - эстетического направления, являющиеся в конце ХХ века новаторскими, стали сейчас традициями, объединяющими несколько поколений учеников школы, социальных партнеров школы, жителей ЦАО.
       
Шоу - конкурс для старшеклассников «Показ моды» - родился в эпоху популярности конкурсов красоты, но никогда не ограничивался узкими задачами этих мероприятий. Торжество красоты и молодости, творчество и самореализация, целеустремленность и эстетическое удовольствие, товарищество и взаимопомощь - основные задачи этого направления.
       «Масленица» - в один из дней масленичной недели школа собирает учеников, родителей, дошколят и гостей. Каждый, пришедший на праздник, может окунуться в атмосферу народного гулянья, принять участие в ярмарке и мастер-классах. Знание своих корней, традиций своего народа – вот та почва, в которую благодатно ложатся семена новых современных знаний.

          Задачи школьного конкурса «Минута славы» -  это радость совместного творчества, ответственность перед одноклассниками, возможность показать себя и на других посмотреть, и конечно доставить удовольствие своим близким.
        В последнее время в нашей школе сложилась хорошая традиция  проведения мероприятий, в которых принимают активное участие родители учащихся. В течение учебного года совместно с ними были организованы: выставка «Осенний букет», конкурс «Кулинарный поединок», ярмарка «Широкая Масленица», мастер-класс по карвингу и квиллингу, спортивные эстафеты между родителями и учителями, учениками и учителями, защита проекта «Герои среди нас» и другие.

        Отличительной особенностью воспитательной системы школы является интеграция общего и дополнительного образования. Практически каждый предмет учебного плана представлен тематическим игровым мероприятием на динамических пазух или задействован в проектной деятельности. Безусловно, вышеперечисленные мероприятия, а также «День здоровья», «День учителя», «Праздник осени», «День открытых дверей», «Праздник последнего звонка», «Новый год», «Праздник труда», «День Победы», не могут существовать в течение многих лет в неизменном виде. На каждом  новом этапе развития они трансформируются, видоизменяются, оставаясь при этом фундаментом воспитательной системы школы.

        Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. С внедрением в воспитательный процесс школы  современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

        В. А. Сластёнин пишет «понятие «инновация»» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося»
[18].

        Основными направлениями развития инноваций в воспитательном процессе школы являются:

1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни - это суть гумманизации воспитания.

4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.

5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.

6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию различных клубов по интересам.

7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.

8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание - передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.

9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания [9, 11].

        Результатом воспитательной деятельности инновационной школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.[11]

        Новый век внес свои коррективы в процесс развития воспитательной системы школы № 532, наряду с активным внедрением современных технологий в учебный процесс, в школе реализован ряд инновационных проектов в области воспитания.

Учащиеся школы  принимают активное участие в окружных и городских фестивалях и конкурсах, в ежегодном фестивале детского творчества «Надежда», спортивных мероприятиях, соревнованиях, где занимают призовые места  и становятся дипломантами и лауреатами.  С 2010 года в школе начал работу новый проект «Пою Париж» совместно с известной исполнительницей французского классического шансона Ниной Дилон. Нина Дилон регулярно занимается с нашими воспитанниками, вновь и вновь доказывая, что любой ребенок способен творить и созидать, не смотря на  особенности развития. Певица разучивает с учащимися начальной школы разнообразные песни и танцы, участвует в школьных праздниках, даря нашим детям такое необходимое тепло и заботу. Итогом работы прошлого года стало выступление нашего коллектива в Театральном зале Московского международного Дома музыки.

  Не менее значительное внимание уделяется инновационным процессам, происходящим в воспитательной работе при внедрении и осуществлении профильного обучения. Трудовое обучение начинается с пропедевтического периода в 5 классе и в последующие годы преобразуется в доступный для наших учащихся допрофессиональный профильный или полипрофильный труд. Трудовое обучение – важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса. Для успешной социальной и трудовой адаптации наших выпускников в школе функционирует 10 класс для учащихся с более сложными нарушениями развития. Основной профиль трудового обучения в данном классе – цветоводство и основы растениеводства. В рамках данной дисциплины создан проект «Ландшафтный дизайн». Цель проекта - возрождение исторического ландшафта усадьбы А.Н.Островского совместно с сотрудниками одноименного музея, что способствует социокультурной и трудовой подготовки учащихся, воспитанию  любви к природе, обучение бережному к ней отношению. Начало проекта -  2010 год.

        Проект «Дорога в музей» с ЦППРиК «Пресненский» для учащихся начальной школы. Цель проекта - посещение творческих занятия в изобразительном музеи им. А. С. Пушкина, результатом которого являются выставки работ  учащихся школы в музее. Начало проекта -  2008 год.

        Проект «Лучшие друзья» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов, совместно с  СОШ № 1447,  ЦО № 1429. «Лучшие друзья», послом которого является певица «Глюкоза», предоставляют возможности дружбы, работы и развития лидерских качеств у людей с нарушениями развития, а также организация мероприятий, на которые приглашаются как дети из общеобразовательных школ, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. ФОНД «Лучшие друзья» и РООИ «ПЕРСПЕКТИВА» приняли участие в новогодней благотворительной ярмарке «ДУШЕВНЫЙ BАZАR». кулинарном мастер-классе «Печем вместе!», презентации нового альбома "Глюкозы", совместно с Компанией «РУССКАЯ ЗИМА» на катке «Снежная королева» обучали фигурному катанию и многое другое. Начало проекта -  2009 год.

        В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в разнообразные мероприятия вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять разнообразные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения необходимого общения и получения информации извне для детей с нарушениями в развитии. Важным условием успешности инклюзивного воспитания является создание «вариативной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов. Развитие интегрированных форм воспитания, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование в обществе, в том числе у педагогов, родителей и нормально развивающихся сверстников, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья – вот задачи интегративного ГОЛ «Дружба», где  проводят летний отдых учащиеся нашей школы и СОШ № 518. Основными задачами в работе лагеря являются укрепление дружбы и взаимопонимания между воспитанниками с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками, развитие у ребят умения общаться и сотрудничать, понимать другие точки зрения, контролировать собственные чувства и поведение, пробуждение в детях интереса к познанию окружающего мира и людей. Начало проекта – 2008 год.

        Проект «Строим мосты» с РООИ «Перспектива» для учащихся 3 – 5  классов.  Цель проекта - проведение мастер-классов с профессиональными фотографами. Результатом работы являются организации выставок. Начало проекта -  2010 год.

        Проект «Компьютерная графика» с ДДТ «Замоскворечье» для учащихся 6 – 7 классов. Цель проекта - создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса школьников с нарушениями интеллекта. Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством.  Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической: творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Начало проекта -  2009 год.

        Проект «Здоровье». Цель проекта - обеспечить формирование, сохранение здоровой личности учащегося с интеллектуальными нарушениями. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Эта одна из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий. Относительно здоровья школьников приоритетным направлением деятельности школы является построение воспитательного процесса, основанного на знании особенностей ученического состава школы.

Саногенетический мониторинг, в дополнение к многочисленным другим используемых в нашей школе, дает возможность осуществлять экспертный контроль физиологических и возрастных аспектов развития школьников с учетом школьной среды для более плодотворного усвоения школьниками  с ОВЗ знаний, формирования и навыков у наших учащихся, необходимых для приобретения устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. На основе проведенных исследований выявляются учащиеся, функциональная коррекция которых должна иметь адресную медицинскую помощь, адресный выбор режима занятий, досуга, отдыха и разрабатываются рекомендации по коррекции для всех участников образовательного процесса.

        Одним из таких видов досуга является альтернативное дзюдо лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дзюдо — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности. Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов. Решение воспитательных задач с дзюдоистами различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Следует помнить, что если детей не воспитывать, так дети и не развиваются, они растут, но не приобретают определенных навыков поведения, элементарных движений [3].  

        Проект «Юные путешественники» совместно с ГОУ Центром дополнительного образования детей «Лаборатория Путешествий». Цель проекта - содействие творческому, интеллектуальному, физическому, духовному, нравственному и психическому развитию детей, воспитание у них патриотизма и гражданственности, развитию качеств личности, необходимых для жизни в постоянно изменяющемся мире. В числе таким мероприятий  ежегодная Всероссийская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!», Международный фестиваль «Дети Арктики»,  Городские соревнования по спортивному туризму среди учащихся специальных (коррекционных) школ г.Москвы на Кубок Мэра Москвы.

        ГОУ «Лаборатория путешествий» разрабатывает  и внедряет программы дополнительного образования,  направленные   на социальную адаптацию  и интеграцию  детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами активного туризма. В нашей школе в этом году начал свою работу кружок «Юные путешественники». Под руководством педагога ребята с ограниченными возможностями здоровья проходят интенсивный курс обучения азам туризма и отправляются покорять реки и озера Карелии на катамаранах, бороздить лесные просторы на велосипедах и бегать по таежным тропинкам с собаками. Начало проекта -  2011 год.

        Проект «Спорт и дружба» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов. Организация спортивной секции по мини-футболу совместно  с СОШ № 518, по адаптивному большому теннису для учащихся начальной школы. Начало проекта -  2010 год.

В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий ежедневная двигательная активность учащихся складывается из: утренней гимнастики, физкультминуток, подвижной перемены (музыкально-танцевальная перемена) и динамической паузы  в начальной и динамического часа в старшей школе.

        Динамические перемены в средней и старшей школе организованы в виде клубной работы.

        Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Наша основная задача – помочь молодому поколению: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию. В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как  ребенок, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни с любопытством поглощает все то, негативное, чем богата жизнь. Значит надо вовлечь его внимание, организовать его деятельность так, чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку с нарушениями интеллектуального развития стимул  для дальнейшего развития личности. Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми обладает клубная работа. В школе созданы клубы, которые объединяют ребят разного возраста и разных классов. Клубные часы помогают снять эмоциональное, психическое и физическое напряжение у учащихся. Основные направления деятельности: просвещение, развитие общественной активности, развитие инициативы и творчества, формирование общественного мнения на основе общения, организация культурного отдыха и развлечений, проектная деятельность.

        Динамическая пауза в начальной школе состоит из различных видов деятельности: общеразвивающих упражнений,  ритмической гимнастики, подвижных игр, знакомства с песенным и танцевальным творчеством народов мира, проектной деятельности по внеклассной работе «Сказка – ложь ,да в ней намек». Для детей, требующих индивидуальной коррекционной работы, проводятся «спокойные» и «подвижные» перемены под руководством специалистов (психологов и логопедов). В зависимости от погоды и времени года динамические паузы проводятся либо на свежем воздухе, либо в помещениях школы.

        Психологической службой школы с 2010 года организовано несколько психологических проектов:

Проект «Психологическая почта» - для средней и старшей школы - позволяет каждому ученику задать психологу свой вопрос, разрешить конфликт, найти выход из сложной ситуации;

Проект «Комната психологической разгрузки» предполагает возможность релаксации не только для обучающихся, но и для сотрудников школы, с помощью «арт-терапии», «сказкотерапии», «песочной терапии», «мозартики».

Школа работает по направлению, которое было заложено в период участия в ГЭП «Создание системы мониторинга развития способностей и формирования компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями»   (2008 – 2010 гг). Результатом работы в ГЭП стала оптимизация содержания воспитательных мероприятий в соответствии с современным компетентностным подходом. В течение всего учебно-воспитательного процесса проводится мониторинг сформированности  у учащихся базовых компетенций, к которым мы  отнесли:

  • социальную, включающая в себя  социально-бытовые навыки, коммуникативные умения, способность к работе в группе, способность к разрешению конфликтов и проблем, ответственность, эмпатию, ролевую гибкость;
  • эмоционально-психологическую -  это способность воспринимать и понимать окружающий мир, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, исходя из нравственного опыта.

Мониторинги уровня развития компетенций у учащихся проводятся в начале, середине и конце учебного года. Для определения у учащихся уровня сформированности базовых компетенций педагогами школы были разработаны протоколы наблюдений, куда заносятся данные  обследований учащихся. Протоколы хранятся в Портфолио учащихся. Такая форма работы дает возможность педагогам и специалистам школы осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся с интеллектуальными нарушениями, индивидуально подходить к планированию и подготовке мероприятий, занятий, вовлекать в общешкольные КТД учащихся со сложной структурой дефекта в соответствии с их психофизическими возможностями.

Педагогический коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы современный выпускник   коррекционного учреждения стал самостоятельной личностью, рассчитывающей, прежде всего, на свои силы и смог бы  взаимодействовать с окружающими для решения собственных проблем.

«Портрет» выпускника школы

Заключение.

        В законе об образовании сказано, что «… под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней…»

        Воспитание сегодня – наиважнейшая проблема, требующая рассмотрения в первоочередном порядке [9]. Таким образом, государством и обществом задача выработки стратегии развития воспитания, как общенациональной системы  находит свое отражение как в традиционном содержании воспитательного процесса, так и в новых технологиях, методиках, методах, подходах к воспитанию подрастающего поколения.

В настоящее время в школе создана система воспитательной работы, которая строится на основе общих и специальных задач, традиционных мероприятиях и инновационных проектах, и соответствует основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.

Развитие воспитательной системы образовательного учреждения, как демонстрирует теория и практика образования – процесс динамический, в котором традиции и инновации образуют сплав, придающий системе целостность и обеспечивавший ее жизнеспособность в изменчивых условиях современной жизни.

Проанализировав итоги воспитательной работы за последние три года можно сделать вывод, что в школе проведена большая работа по  созданию единого воспитательного пространства, которое включает в себя  все виды урочной и внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы.  

                   Это реализуется через организацию клубной работы, занятий по интересам во время динамических перемен, проектной деятельности,  экскурсий, работу творческих объединений, кружков, спортивных секций и др. Педагоги дополнительного образования стараются привлечь к совместной деятельности  всех участников образовательного процесса, поэтому большое внимание уделяется организации и проведению интерактивных занятий, мастер-классов, творческих мастерских, в которых задействованы не только ученики, но и их родители.

Наблюдается положительная динамика в посещении кружков, творческих мастерских и других объединений дополнительного образования за последние три года. Во всех программах дополнительного образования присутствуют  новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, что создает условия для развития творческой активности учащихся с ОВЗ, реализуя при этом собственные личностные и профессиональные возможности педагога.

        Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и воспитания         определяется         рядом         обстоятельств.                
        Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы воспитания, методологии и технологии организации воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной         политики.
        Во-вторых, с каждым годом увеличивается количество учеников, имеющих множественные нарушения развития, что свидетельствует об изменении контингента учащихся коррекционной школы в сторону «утяжеления» их медицинского диагноза требуют постоянного поиска новых форм и методов  воспитания.
        В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания воспитательного процесса учитель был ограничен в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе школы становится создание условий для успешной разработки         инноваций         и         их         применения.
        Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: 1996.
  2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиск. [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Знание, 1989.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.
  5. Инновационная деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья / Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007, 240 с.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва,1996.Ф.Л. Ратнер Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г., 175 с.
  7. Ковалько В. И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «Вако», 2004, 296 с.
  8. Кондракова Э.Д.  Традиции и инновации в воспитательной работе: // Вопросы воспитания: теория и практика. - Пятигорск, 2001. - Вып. 7. - C. 14-22.
  9. Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, форма, структура учебного плана.
  10.  Макаренко А.С. Сочинения [Текст]: в т.4. – М.: АПН РСФСР,1957. – Т 4.
  11.  Миронова Г.В.  Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. -Уфа, 2001. - C. 92-97.
  12.  Нечаев М.П.Теория и практика управления воспитанием. – М., 2005. – 144с.
  13.  Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М., 1994.
  14.  Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.        
  15.  Педагогика//Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 2003.
  16.  Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  17.  Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000.
  18.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль традиций в воспитательном процессе.

Данная статья рассказывает о традициях и их роли в формировании нравственного сознания человеческой личности. В ней дается описание  школьной практике по профилактике отклоняющегося поведения сре...

Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....

проект "Внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс"

Данный проект был разработан мною при прохождении курсов повышения квалификации. Основная цель проекта рассмотреть алгоритм внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Данная работа не просто...

Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации

Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению  на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...

Педагогические инновации как компонент учебно-воспитательного процесса колледжа - конференция семинар как способ формирования мировоззрения студентов

Статья обосновывает возможность организации практической учебной деятельности в форме конференции-симинара, с целью накопления студентами  опыта исследовательской деятельности. Формирования устой...