Проект "Уроки доброты в школе". «Литература дарит добро»
план-конспект занятия по теме

Петрова Ольга Юрьевна

Писатель Валентин Распутин говорил, что читатель учится у книг не жизни, а чувствам; литература – это воспитание прежде всего доброты, чистоты, благородства.

Николай Чернышевский считал, что, читая художественные произведения, читатель приучается отвращаться   от   всего   пошлого  и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456.docx105.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Литература дарит добро» (1,5 часа)

- Известно, что литература может воспитывать в людях доброту, а каким же образом это происходит? Давайте поразмышляем.

(Через художественные произведения, анализируя опыт героев, литература способна волновать, радовать, вызывать сочувствие, негодование, пробуждать разные чувства…)

- Писатель Валентин Распутин говорил, что читатель учится у книг не жизни, а чувствам; литература – это воспитание прежде всего доброты, чистоты, благородства.

        Николай Чернышевский считал, что, читая художественные произведения, читатель приучается отвращаться   от   всего   пошлого  и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее.

- Тема добра звучит и во многих художественных произведениях. Так у поэта, прозаика двадцатого века Александра Яшина есть, на мой взгляд, замечательное стихотворение «Спешите делать добрые дела».

- Ребята, а как вы думаете, почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?

(В названии  стихотворения нет подлежащего, но присутствует составное глагольное сказуемое  «спешите делать» это просьба, призыв к действиям. Нет обращения к кому-то конкретному, призыв направлен ко всем людям. Указаны и конкретные действия  «добрые дела». 

- Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил –

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, –

Рассказывает мать, –

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

"Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!

- О чём же стихотворение А. Я. Яшина?

(О смысле человеческой жизни, о проявлении заботы, внимания и доброты, о том, что всё должно быть вовремя.) 

- Ребята, а как бы вы выделили строфы в стихотворении? Почему так?

1. Детство с отчимом.

2. Рассказ матери.

3. Бездомная бабушка.

4. Старик.

5. Тысячи дорог.

6. Призыв.

- Ребята, а какие вопросы у вас появились в процессе чтения стихотворения?

- Почему с отчимом жилось «невесело»?

 - Почему лирический герой жалеет, что «недовелось… порадовать» отчима»?

- От чего мог бы спасти Шурка отчима?

- Почему бабушка бездомная?

- Почему после слов «мечтал о многом, много обещал…» стоит многоточие?

- Почему говоря о старике, лирический герой использует глагол условного наклонения «спас б»?

- Что символизирует фраза «теперь прошёл я тысячи дорог»?

- Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела» и заканчивается этими же словами?

- Вместе обсуждаем все вопросы.

- Какова идея стихотворения?

- А для вас, что значит словосочетание «добрые дела»?

- Какие добрые дела способны вы спешить делать, совершать, творить?

(Высказывания учеников.)

- Воспитывает ли это стихотворение в людях доброту? Докажите. (Ученики размышляют.)

- Ребята! Составьте синквейны к словам «Добро», «Доброта», «Добрые дела» и т. д.

И разместите свою работу на слайде в общей презентации (работа в документах Google).

        Не забудьте правила написания синквейна:

        1 строка – Кто? Что? (1 существительное)

        2 строка – Какой? (2 прилагательных)

        3 строка – Что делает? (3 глагола)

        4 строка – Что автор думает о теме (фраза из 4 слов)

        5 строка – Кто? Что? (1 существительное – синоним к первой строке)

C:\Documents and Settings\Vlad\Рабочий стол\11.JPGC:\Documents and Settings\Vlad\Рабочий стол\22.JPGC:\Documents and Settings\Vlad\Рабочий стол\55.JPG

- Добро, доброта, добрые дела – это и ценность, и достоинство, и труд… Это то, что приносит радость, окрыляет, помогает…

Спешите делать добрые дела! Спасибо за работу!

Вас ждёт следующий ДОБРЫЙ УРОК ТВОРЧЕСТВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "Дари добро"

Классный час "Дари добро" направлен на воспитание доброты и милосердия, нравственных качеств, на выявление правильного и ошибочного представления о доброте. Выдержан в форме этической беседы, с игровы...

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Проект "Уроки доброты в школе". «Добрый подарок»

Беседа и изготовление декоративной открытки в технике квиллинг....

Урок доброты в подготовительной группе д/с "Дари добро"

Урок доброты в подготовительной группе д/с "Дари добро"...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...