Программа кружка " За здоровый образ жизни"
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Гусева Вера Борисовна

  Актуальность и практическая значимость  данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркивается высокими статистическими показателями.  Среди появившихся младенцев здоровы только около 30%. К моменту поступления в школу здоровыми остаются около 15% детей. Оканчивают школу здоровыми менее 5% подростков. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается почти   в 4 раза!  Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программ кружка44.21 КБ
Microsoft Office document icon Технологическая карта .62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Здоровье – это еще не все,

                                                                  но без здоровья,

                                                                  все - ничто

                                                                       Артур  Шопенгауэр

Пояснительная записка

    Обстановка общего кризиса социально – экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа – все это требует неотложных  контрмер,  активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ.

   По выражению академика Амосова, «что бы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

   Вспоминается невеселая шутка: « Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет – навыков – эти основы не заложены с детства.

   Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили « В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

  Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

   Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

                                                                                                               

Программа кружка « За здоровый образ жизни» имеет интеллектуально – познавательную направленность.

    Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

  • Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье;
  • Привлечь учеников к активной деятельности по профилактике правонарушений, по искоренению вредных привычек в подростковой среде, к волонтерскому движению
  • Педагог учитывает психологические, физические и возрастные особенности детей.

  Актуальность и практическая значимость  данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркивается высокими статистическими показателями.

  Среди появившихся младенцев здоровы только около 30%. К моменту поступления в школу здоровыми остаются около 15% детей. Оканчивают школу здоровыми менее 5% подростков. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается почти   в 4 раза!

  Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

 Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие, – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

  Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

  Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ?  Профилактику вредных привычек родителей – задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖ ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, то есть с 2 –3 лет. И этот процесс должен  непрерывно продолжаться  всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении   должен закладываться  фундамент трезвого поколения.

  В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с                                                                              

конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя.

 Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

  Младший школьный возраст – это период интенсивного  усвоения

самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы  поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязчивым и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

 Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготавливают наркотики, как их применяют, их внешний вид и т.д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

Программа разработана для учащихся 8 класса, так как именно в программе по биологии 8 класса происходит  подробное знакомство с анатомо – физиологическими особенностями человеческого организма, а так же вводится курс экологии человека « Культура здоровья». В возрасте 13 – 15 лет дети находятся под  большой угрозой употребления алкоголя и других наркотических веществ, они нуждаются в более подробной информации о них. Они нуждаются в более сильных побудительных стимулах, чтобы избежать их злоупотребление. Этот возраст считается критическим для учащихся, им нужна более  серьезная информация, навыки

повышения самооценки. Ученикам следует прививать сознание принадлежности к социуму, не прибегая к вызывающему поведению.

В этом возрасте молодые люди стремятся быть независимыми. Их обучение протекает наиболее успешно в обстановке, которая позволяет им мыслить критически и принимать решения,

основанные на формирующихся нравственных ценностях и убеждениях, на знаниях анатомо – физиологических особенностей организма. Именно в этом возрасте дети часто остаются без присмотра, считают себя взрослыми, контактируют друг с другом, при этом возрастает опасность привития вредных привычек.

 Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в волонтерскую  деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  1. Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем.
  2. Формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.
  3. Формирование экологического мировоззрения.
  4. Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.

Воспитательные:

1.  Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.

2.  Формирование установки на здоровый образ жизни.

3.  Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

4.  Воспитание личности, умеющей жить в разных условиях и передавать свой опыт другим.

5.  Воспитание общечеловеческих качеств – сочувствие, ответственность, доброта, любовь к природе.

  1. Эстетическое воспитание через творческие задания.

Развивающие:

  1. Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
  2. Развитие личностного мышления на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.
  3. Совершенствовать логику мышления.

Возраст детей – участников программы – учащиеся 8 класса

Срок реализации программы – программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная форма работы – групповая

Учебная нагрузка – 1 час в неделю – 34 часа в год

   Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся должны знать

  • Анатомо – физиологические особенности человеческого организма
  • Возрастные особенности детского организма
  • О влиянии  наркотических веществ на организм человека и подростков, в частности.
  • О последствиях этого влияния
  • О правовой стороне злоупотреблений наркотическими веществами
  • О причинах возникновения СПИДа
  • О рациональном  питании

Учащиеся должны уметь

  • Формулировать и принимать

 альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

  • Объяснить, почему так важно помогать людям, живущим рядом, в том числе и сверстникам.
  • Составлять меню.
  • Составлять презентации.
  • Проводить устные журналы, презентации  для учащихся начальной школы.
  • Проводить анкетирование, тестирование, соц. опросы.
  • Участвовать в волонтерском движении.

Методическое  обеспечение

                           

Раздел

(наименование)

Используемые формы организации процесса

Методическое оснащение

Формы подведения итогов

Введение

Беседа, знакомство с программой кружка

Выставка книг о здоровье

Собеседование

Составляющие здорового образа жизни

Беседа, проведение мониторинга

 Анкеты                    « Ценность здоровья и ЗОЖ в представлениях учащихся»                

Обработка материала, определение ценности ЗОЖ

Алкоголь и организм

Беседа, тестирование членов кружка, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

Анализ тестирования, конкурс презентаций

Наркотики и организм

Беседа, работа в группах

Научная литература, раздаточный материал

Принятие альтернативных решений и предвидение результатов этих решений

Курение и организм

Беседа, дискуссия, опрос учащихся, работа в группах, постановка опыта

Научная литература, анкеты, раздаточный материал, модель легкого курильщика

Анализ анкетирования,

обсуждение принятых решений, обсуждение результатов опыта,  обсуждение выводов по рекламе и антирекламе, конкурс листовок

СПИД, причины и профилактика

Беседа. Дискуссия, тестирование, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

Анализ тестирования, выработка рекомендаций, конкурс презентаций

История развития взаимоотношений человека с природой

Беседа

 Научная литература, фильм

Собеседование

Влияние климатических факторов на здоровье

Беседа

Научная литература

Собеседование

Рациональное питание

Беседа, конкурс пословиц и загадок

Научная литература, презентация

Составление меню на неделю

Инфекционные заболевания

Беседа

Научная литература, фильм

Разработка правил личной гигиены

Итоговое занятие

экскурсия

Экспонаты  с патологически измененными органами

Эссе «мои впечатления о посещении музея»

Оборудование

1.Телевизор.                                  

2.Дивиди плеер.

3.Касеты

4.Диски.  

5.Компьютер.

7.Научная литература.

8.Дидактический материал

Содержание  программы.

Введение. Знакомство с планом работы кружка « За здоровый образ жизни».

Раздел 1.

Занятия 1 – 5.Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.

     Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:

  • двигательная активность
  • рациональное питание
  • отказ от вредных привычек
  • умение управлять своим здоровьем.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов.

Раздел 2.

Занятия 6 – 10.

Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или  реальность.

Виноделие зародилось в Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисает, но раз перебродив и став вином, долго сохраняется, не портясь. У египтян были проблемы с сильным загрязнением питьевой воды. Позднее, в Римской католической церкви на всей территории Европы вино стало использоваться при совершении таинства святого причастия. Постепенно употребление алкогольных напитков перешло в злоупотребление. В настоящее время алкоголь – это наркотическая проблема № 1. Алкоголь – это непосредственная причина заболеваний печени, нарушения функций головного мозга, язвы желудка, панкреатита и других болезней внутренних органов. Стадии опьянения; 1-приподнятое настроение, 2 – сумасбродное поведение, 3 – замешательство, 4 – потеря самоконтроля, 5 – бессознательное. Стадии алкоголизма; 1 – знакомство с алкоголем, 2 – регулярное употребление, 3 – навязчивая идея, 4 – химическая зависимость. Миф или реальность, факторы риска.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: тестирование, с последующим обсуждением, составление презентаций.

Раздел 3.

Занятия 11 - 17

 Наркотики, с которых начинается злоупотребление. Влияние наркотиков на организм. Признаки злоупотребления. Решения, которые я принимаю. Как помочь другим. Наркотики и закон.

Наиболее употребляемыми являются кокаин и амфитамины. Они стимулируют центральную  нервную систему, вызывают возбуждение, быструю  неясную речь, учащенное дыхание, дрожь, потливость, учащение пульса, повышение давления, бессонницу, смерть. Признаки злоупотребления;  спиртом, пивом, вином, вдыхание клея, героином, лекарствами, травой,  амфитаминами,  барбитуратами и т.д. Подростки ищут способы принятия решений и разрешения проблем, которыми  можно  было бы пользоваться в разных ситуациях. Изучение законов (об употреблении наркотиков, об управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и т.д.).

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: работа в группах с карточками примерных ситуаций, учащиеся учатся принимать альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

Раздел 4.

Занятия 18 – 25.

 «Курить –  здоровью вредить». Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика.   В борьбе за чистый  воздух. Реклама и антиреклама.

В каждой сигарете содержится около 15 различных  известных канцерогенных веществ. Курильщик с нормой «пачка в день» за год вбирает в свои легкие литр смолы.  Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут. В результате курения может возникнуть как физическая, так и психическая зависимость от никотина. 90%  курящих утверждают, что хотели бы бросить курить.

В сигаретах содержится смола, она налипает на легкие. Приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Возникает эмфизема легких и хронические бронхиты. Появляется кашель  - курильщика. Сигаретный дым вреден  как для курильщика, так и для некурящих  (пассивных курильщиков). Портрет курильщика составляется в результате опроса большого количества курящих подростков по разработанным вопросам. Не всегда реклама сообщает достоверные факты, когда убеждает купить тот или иной товар, необходимо научиться распознавать приемы, особенно при продаже табачных изделий. Выставляют курение в качестве символа взросления, связывают курение с вином и пивом, демонстрируют, что люди курящие сигареты, экстравагантные и интересные, и т.д.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть:  1 составление портрета курильщика (опрос учащихся). 2 выбор решения (работа с карточками). 3 демонстрация опыта с помощью самодельного прибора, имитирующего влияния курения  на поверхность легких. 4 реклама и антиреклама  (сочинение листовок  « За здоровый образ жизни»).

Раздел 5.

Занятия 26 - 28

 СПИД. Признаки и пути передачи. Влияние ВИЧ  на организм.

СПИД – заболевание, которое человек может приобрести, то есть, надо,   что–то сделать, что бы заразиться. Вирус ослабляет иммунную систему,  которая защищает организм от инфекции и болезней. Организм не может противостоять сопутствующим инфекциям. Признаки;  увеличение лимфатических сосудов, кашель, усталость, частые поносы, потоотделение, потеря аппетита, веса, непрекращающиеся инфекционные заболевания, саркома Капоши.

Пути передачи: контакт с кровью, контакт с выделениями половых органов, через плаценту матери к плоду, во время родов, при вскармливании грудью.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть: предварительный тест, презентация

Раздел 6.

Занятие 29

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

Человечество – это часть природы. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это наука, которая помогает найти пути выхода из возникающего кризиса, изучая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди все глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природой средой. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, то есть от связей внутри человеческого коллектива.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма

   

Раздел 7.

Занятие 30

Влияние климатических факторов  на здоровье. Влияние температуры, давления, влажности.

Биометеорология – это наука, которая изучает влияние погоды  и климата на самочувствие и здоровье человека. Впервые влияние климата на здоровье человека описал в своих работах «отец медицины» Гиппократ: « организмы ведут себя различно в отношении времени года… и болезни протекают различно – хорошо или плохо – в разные времена года, в разных странах и условиях жизни…»

Теоретическая часть: беседа

Раздел 8.

Занятия 31 -32

 Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.

Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные  питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.

Согласно теории аппетита (И.П.Павлов), пища, съеденная с аппетитом, переваривается и усваивается организмом быстрее и приносит большую пользу. Правила питания и вред переедания.

Теоретическая часть: беседа, конкурс пословиц и загадок

Практическая часть: составление меню на неделю

Раздел 9. 

Занятие 33

Инфекционные заболевания. Причины и профилактика.

 

Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, грибками) – называются инфекцоинными. Пути передачи: грязные руки, воздушно – капельный, при контакте, через воду и продукты питания, от животных и т.д. Профилактика: соблюдения правил личной гигиены, закаливание, профилактические прививки.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма.

Раздел 10

Занятие 34

Итоговое занятие в анатомическом музее медицинской академии.

Экскурсия.

                             

                           

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Кружок                            « За здоровый образ жизни»

Руководитель  -              Гусева В.Б.

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата

теоретические

практические

1.Составляющие ЗОЖ

1

1

2.Резервы организма.

1

1

3.Физический аспект здоровья.

1.

1

4.Функциональные пробы.

1

1

5.Нравственный аспект здоровья.

1

1

6.История виноделия.

1

1

7.Воздействие алкоголя на организм человека.

1

1

8.Подвержены ли  вы риску алкоголизма.

1

1

9.Стадии алкоголизма.

1

1

10.Миф или реальность, факторы риска.

1

1

11.Миф и реальность

1

1

12.Влияние наркотиков на здоровье человека.

1

1

13.Признаки злоупотребления наркотиками.

1

1

14.Решения, которые я принимаю.

1

1

15.Стресс и физическая активность.

1

1

16.Как помочь другим людям.

1

1

17.Наркотики и закон.

1

1

18.Курить – здоровью вредить.

1

1

19. Анатомо – физиологические последствия курения.

1

1

20.Побочные явления курения.

1

1

21.Портрет курильщика.

1

1

22.Принятие решения и роль среды.

1

1

23.Здоровье и выбор образа жизни.

1

1.

24. «Да здравствует чистый воздух»

1

1

25.Реклама курению и реклама здоровью.

1

1

26.Что вы знаете о СПИДе?

1

1

27.Влияние ВИЧ на организм.

1

1

28.Симптомы и пути передачи.

1

1

29.Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

1

1

30.Влияние климатических факторов на здоровье.

1

1

31-32.Рациональное питание и культура здоровья.

2

1

1

33.Инфекционные заболевания, причины и профилактика.

1

1

34.Посещение анатомического музея мед.академии.

1

1

Участие в НОУ.

34

21

13

Литература.

1.  Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни, Волгоград Издательство « Учитель», 2001г.                                                                                                                     2.  Биолгия – учебно–методическая и научно – популярная газета для преподавателей биологии,  экологии и естествознания, издательский дом « Первое сентября», стр. 12 – 13, №6 – 2006г.

3. Журнал « Русский дом», стр. 50 – 51, № 12 – 2002г.

4. Касаткина В.Н.. Щеплягина Л.А, Здоровье. Учебно – методическое  пособие для учителей 1-11 классов, Москва 2005г.

5. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркомания. Ростов – на Дону, Феникс 2001г., стр.211-212.

6. « Культурная инициатива» Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Алкоголь и другие наркотические вещества. Курение. СПИД (учебная программа для школ) Н.Новгород, 1994 г.

7. Клуб Юнеско « Оптималист Подмосковья». Как избежать беды 2, методические материалы по антинаркотическому воспитанию школьников, М., 2007г.

8. Лалаянц И., Милованова Л., Медицина. « Знание» 1990г. Спид: катастрофа 20 века.

9. Науменко Ю., Здоровьесберегающая  деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, Москва Издательство « Глобус», 2009г.

10. Смирнов Н.К.. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования, Москва Издательство « Аркти», 2008г.

11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М. 2004г.

12. Сайт w.w.w. Acetrussia. Ru. Лекции профилактики (первая лекция).

13. Тверская С.С., Утешинский Д.Д., Здоровье человека. Учебное пособие для дифференцированного обучения 9-11 классы, Москва 2002г.

                                                                                                                Приложение

Таблица 1.Оценка исследования курения подростков (%)

Уровни оценок

   Девочки    мальчики

           (курящие)

Девочки    мальчики

      (некурящие)

Нет ответа

9                             7

16                          9

Узнают родители

4                             1

5                            4

Появление привычки

1                             2

3                            5

Появление зависимости

68                          70

62                          61

Появление смертельной зависимости

8                             20

4                            15

Таблица 2.  Перечень обстоятельств, затрудняющих с точки зрения подростков, прекращение курения сверстников  (%).

Тип обстоятельств

Девочки                   мальчики

                ( курящие)

Девочки           мальчики          

       ( неурящие)

Нет ответа

26                                20

30                      38              

слабоволие

11                                8

23                      15

Личные проблемы

6                                  6

7                         4

Влияние окружающей среды

34                                47

20                       30

Зависимость от курения

23                                19

20                        13

Таблица 3.Мотивы начала курения сверстников, по мнению подростков (%.)

Вид мотива

Мальчики    девочки

  (курящие)

Мальчики   девочки

   ( некурящие)

Слабость воли

9                                  10

10                                         5  

Личные проблемы

9                                  14        

3                                          12

Пдражание курящим родителям

23                                30

22                                        30

Любопытство

20                                15

22                                   5

Желание приобрести друзей, выделиться среди сверстников                                  

35                                 22          

20                                         22

Доказать свою взрослость и независимость

4                                    8

8                                           27        

 

 Приложение. Портрет курильщика  юноша).

1.Начал  курить  до 17 –ти  летнего возраста.

2.Курят  члены семьи, даже мать.

3.Курят друзья.

4.Курит, чтобы повысить свой авторитет среди сверстников.

4.В день выкуривает  от 1 до 2 пачек.

5. « Прокуривает обеденные деньги».

6. Успеваемость ниже среднего.

7. Подросток не работает.

8.Учиться в  техникуме и Вузе не собирается.

( девушка)

1.Начала курить в 15 – 22 года (12 – 18).

2.Так как ослаб контроль со стороны родителей.

3. А так же курит ее знакомый юноша.

4. В день выкуривает меньше пачки.

5. Курит чаще не на свои.  6. Успеваемость средняя и ниже.



Предварительный просмотр:

                                                                                              Технологическая карта

Урок№

Тема урока

Цели урока

Формы и методы обучения

Оборудование

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

17

Вредные привычки. Мифы и реальность

Учебные – 1.познакомить

обучающихся  с реальными и мифическими представлениями о курении

2. целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к вредным привычкам

Воспитательные –

1.вызвать стремление принимать активное участие в поиске нового знания

2.возбудить потребность в самостоятельной поисковой деятельности

Развивающие –

1.развить в себе привычку к здоровому образу жизни

Словесный (беседа)

Толковый словарь (Ожегов), раздаточный материал со сказаниями и  легендами, тест.

1.Орг. момент

2.Актуализация опорных знаний

3.Мотивация урока

4.Изложение новых знаний

5.Рефлексия

6.Итог урока

Приветствует учеников,

обеспечивает раздаточным материалом, проверяет наличие словарей

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» – спросили мудреца. Он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Вопрос - прав ли мудрец? В чем?

Рассказывает о «видах» здоровья (физическом, моральном, этическом, психологическом, нравственном и т.д.) Приводит примеры из реальной жизни.

Предлагает в словаре найти понятия: миф, мифология, вымысел.

Сопровождает примерами.

Предлагает тест  о вреде курения « Миф и реальность»

Предлагает обсудить совместно вопросы

Здороваются

Пытаются дать ответ, приходят к выводу, что существуют разные «виды» здоровья

Приходят к выводу, что здоровье надо беречь смолоду, а не тогда, когда произошел «сбой».

Работают со словарями, записывают определения.

Отвечают самостоятельно, используя полученные знания.

Анализируют свои ответы

18

Курить – здоровью вредить

Учебные –

1.узнают  о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости

2.должны знать как противостоять давлению среды в приобщении к курению

воспитательные –

1.осознают  последствия курения

развивающая –

1.учатся выделять главное

Анкета «курение и здоровье

1.Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

3.Мотивация урока

4. Изложение нового материала

5. Рефлексия

6.Итог урока

19

Влияние табачного дыма на организм

Учебные

1.уточнить представления учащихся о вреде  табакокурения на организм человека

2.сформировать негативное отношение к курению

воспитательные

1.понимают важность изучаемой темы

развивающие

1.учатся  выявлять причинно – следственные связи

«курение – здоровье», навыки групповой работы

Работа в группах, дискуссия, демонстрация опыта

Компьютер, мультимидийный проект, экран, презентация «Мишени табака», раздаточный материал – карточки с органами систем человеческого организма,        тест « выбери правильные суждения»

1.Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

3.Мотивация урока

4. Изложение нового материала

5. Рефлексия

6.Итог урока

Приветствие учеников

Вопросы для повторения

1.назовите системы организма

2. предлагает разделиться на группы

Вопрос

Какие органы в данной системе организма страдают от табакокурения?

Показывает презентацию  « Мишени табака»

Предлагает тест

« Выбери правильные суждения»

 Предлагает обобщить представления учащихся о влиянии табачного дыма на организм

Здороваются

1.Перечисляют системы организма

2. делятся на группы, каждая выбирает систему организма

Выбирают карточки с органами , раскладывают на столе.

Записывают,  как влияет табак и его составляющие на конкретные органы

Отвечают самостоятельно, используя полученные знания

Делают обобщение и выводы о  вреде табачного дыма для организма

20

За облаком табачного дыма

Учебные

1.узнають масштабы вреда, наносимые курением

2.узнать обстановку в МОУ « Сош №190» по вопросу курения

воспитательные

1. понимают необходимость борьбы с пагубной привычкой

развивающие

1.учиться  вести аргументированный  разговор

Лекцоинно информационная, групповая.

Объясни тельно – иллюстративный с элементами проблемно го обучения

Компьютер, мультимидийный проект, экран, презентация

1. Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Мотивация

4.Изложение нового материала

5.Рефлексия

6. Итог урока

Здоровается, желает успешной, интересной работы

 Оглашает результаты анкетирования  по вопросам эффективности разработанной в школе политики курения (проводили сами ученики)

Рассказывает о необходимости проведения просветительской работы,, так как только 60% учащихся высказывают недовольство, когда в их присутствии курят

Раздает вопросы

« Согласны ли вы с утверждениями»

Показ презентации

« Органы -мишени

Выступление групп

Предлагает зафиксировать совпадение  и ошибочные высказыванийя во время просмотра

Предлагает анкету

Здороваются, проявляют интерес, делятся на группы

Узнают, что 75%- не курят, 10% -бросили курить, 12% -хотят бросить, 3%- пытаются сократить кол – во выкуриваемых сигарет. А так же 16% пытаются курить в школе, 14% - на ее территории, 70% за территорией школы.

Вспоминают о «пассивном курении»,

Отвечают на вопросы в течении 5 мин.  

Внимательно смотрят и слушают

Фиксируют.

Заполняют анкету:

впечатления, чувства, заинтересованность, значимость данного занятия

21

Портрет курильщика

Учебные.1.узнают особенности привычек курильщика и его отношение к курению

2.узнают о мотивах курения Воспитательная

1.осознают опасность курения

Развивающая

1.учатся  проводить и анализировать результаты анкетирования

Беседа, эксперимент

Тесты, доска,мел

1.Орг. момент

2Актуализация знаний

3.Мотивация

4.Изложение нового материала

5.Рефлексия

6. Итог урока

Приветствует, проверяет наличие  результатов

Предлагает учащимся огласить результаты анкетирования

Какой мотив наиболее часто встречающийся в ваших анкетах?

Рассказывает о разных видах мотивов,

Предлагает  на доске сделать сводную таблицу

Предлагает составить портрет курильщика.

Предлагает сделать выводы.

Здороваются

Рассказывают о том, что многие курят, мотивы и обстоятельства разные

Приходят к выводу, что  основным мотивом является подражание.

Каждый  заносит результаты  своего анкетирования  в сводную таблицу

Составляют портрет курильщика

(см. приложение)

Делают выводы.

(см. приложение)

22

Профилактика курения

Учебные

1. Сформировать установку « За жизнь без табака»

Воспитательная

1.понимают важность профилактических мер среди учащейся молодежи

Развивающая

1. Учатся разрабатывать программу по профилактике курения.

Беседа

1.Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

3.Мотивация урока

4. Изложение нового материала

5. Рефлексия

6.Итог урока

23

« Да здравствует чистый воздух»

Учебные

1сформировать осознанную экологическую культуру

2.сформировать представления о чистоте окружающей среды – важной составляющей здоровья и всего живого на земле

Воспитательная

1.понимают  важность данной темы.

Развивающая

1.развить экологическое сознание детей

2.исследовательские навыки

3. умение анализировать и делать выводы

Эксперимент, беседа., рассказ, работа с книгой

анкеты, таблицы, иллюстрации, рисунки

1.Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

3.Мотивация урока

4. Изложение нового материала

5. Рефлексия

6.Итог урока

Приветствует, проверяет готовность группы к данному занятию

Предлагает вспомнить  химические составляющие табачного дыма.

Предлагает таблицу  с органами – мишенями.

Предлагает формулу для расчета зависимости заболеваемости от курения

Приводит статистические данные:

Зависимость заболеваний, зависимость смертности  от количества выкуриваемых сигарет.

Предлагает  записать данные на доске

Предлагает составить памятки « как бросить курить»

Здороваются

Рассказывают о свойствах никотина, угарного газа, оксида азота и тд.

По таблице повторяют  влияние  химических веществ на органы и системы организма.

Производят пробные расчеты

Слушают, записывают коэффициенты, продолжают вести расчеты.

Записывают даны.

Составляют памятки

 ( см. приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов

Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...

Психопрофилактическая программа по формированию здорового образа жизни, культуры гражданина "Жизнь без сигарет"

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние...

Программа по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья кадет

В данной презентации представлена программа по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья кадет....

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...

Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ "Здоровая молодежь"

Программа по формированию ценностей здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ «Здоровая молодежь», реализуемая в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и с...

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...