Кл.час "Великий и могучий"
классный час (9, 10, 11 класс) на тему

Кл.час                               Цель классного часа-

борьба со сквернословием.

 

Задачи:

 

1.Заинтересовать студентов в работе над своим словарным запасом.

2.Убедить обучающихся, что сквернословие негативно влияет на здоровье людей.

3.Показать красоту русского литературного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кл.час "Великий и могучий"74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Цель классного часа-

борьба со сквернословием.

Задачи:

1.Заинтересовать студентов в работе над своим словарным запасом.

2.Убедить обучающихся, что сквернословие негативно влияет на здоровье людей.

3.Показать красоту русского литературного языка.

                                                -1-

 Классный час «О, великий, могучий…»  

                                                                                                                                                        Душа словами добрыми жива-

Не говорите мёртвые слова!

                                                        Н.Данилина « Осторожно, слово!»

Речь - это показатель ума. 

 Сенека 

Родная речь - Отечеству основа:

Не замути Божественный родник!

Храни себя: душа рождает слово-

Великий святорусский наш язык!

(Иеромонах Роман Матюшин)

1. «Процессы, которые происходят сейчас в русском языке, лингвисты называют «третьей варваризацией» (первая была в Петровскую эпоху, вторая - после революции 1917 года).Точнее, следовало бы говорить о тотальной жаргонизации, ибо именно жаргон правит сегодня свой мерзкий бал в речи большинства представителей всех слоёв общества», -сказала профессор университета  г.Архангельска Елена Галимова.

2. - Давайте вспомним, как нынче  называются сетевые магазины, например , в Нижнем Новгороде?

( «Ашан», «Мега», «Икеа», «Гранд»и т.д.)

- а всевозможные закусочные?  Допустим, вы решили  слегка подкрепиться- выпить чайку – кофейку, съесть блинов – пирожков. К вашим услугам, однако, не чайные, кофейни, шашлычные, блинные да пирожковые, куда там, столовых да пельменных след давным - давно простыл.

(«Макдональдс», «Пицца – хат»,  «Стардогс»,  «Баскин Роббинс» и т.д.

3.  Пожалте ныне на бизнес – ланч в кофе – хаусы, кебаб – хаусы и даже произнести неловко – блин – хаусы. Причём любителям ночных развлечений не избежать фейс – контроля)

                                        -2-

4. -А как называется профессия юношей и девушек, которые  в магазинах снуют по залу?

мерчендайзер»)

-А что это значит?

Как тут не согласиться с Пушкиным: «чем непонятней, тем учёней». Наверняка, это что – то сродни приказчику, или, на худой конец, младшему товароведу. Но, увы, русские слова нынче не в чести.

5. Вот и стали в одночасье наши конторы и учреждения – офисами, а всевозможные руководители – менеджерами всех уровней, главный среди которых – топ – менеджер, не оттого ли , что топает, как иные ретивые начальники, когда что не по нему?! А  добрые слова благодетель и попечитель заменили    словцом прилипчивым заморским спонсор. Форма у нас теперь – дресс – код.

6. Ну как тут не вспомнить гневную отповедь Министра просвещения и президента  Российской Академии наук, адмирала и госсекретаря, верой и правдой служившего четырём царям, Александра Семёновича Шишкова, обращённого сквозь столетия к нам, нынешним носителям великого языка:

7. «Полезно ли Славенский превращать в Греко – татаро – латино – французско – немецко – русский язык? А без чистоты и разума языка может ли процветать словесность?»

Нельзя не согласиться, что заимствования из других языков – процесс неизбежный. Вот как об этом говорит в своём стихотворении Ярослав Смеляков:

8.  Вы , прадеды наши,  в недоле,  

                        Мукою запудривши лик,

                        На мельнице русской смололи

                        Заезжий татарский язык.

                        Вы взяли немецкого малость,

                        Хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась  

                        -3-

учёная важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и чёрной лучиной,  

И белым лебяжьим пером.

Ты- выше цены и расценки-

В году сорок первом, потом

Писался в немецком застенке

На слабой извёстке гвоздём.

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

        Ярослав Смеляков «Русский язык»

9. Но в наше  время заимствование приобрело угрожающий размер. Дрожь пробирает, когда слышишь из уст молодого человека о том, что ему надо апгрейдить машину или дачу, т.е. усовершенствовать. Соглашение называют консенсунсом. Музыку к кинофильму теперь называют саундтрек, фильмы обернулись блокбастерами и римейками, а актёров подбирают не через привычные фото- и кинопробы, а устраивая кастинг.

Удачный экшн обеспечат промоушном и прокрутят по тиви в прайм-тайм. С крутым хедлайнером – это нон проблем. А как вам, к примеру такой разговор:

                                        4-

Сценка:

-Классный тюнинг у тачки!

-Фарэва!

-Это бой-френд той бизнес-вумен?

-Да.

-Вау!

-Как насчёт бодибилдинга и фитнеса?

-А может, дайвинг? Хочешь построить коттедж? Определись с бизнес-планом, сайдингом…

-Ты геймер? Хакер или юзер?

- Фифти-фифти!

- О-кей!

- Как насчёт шопинга в уик-энд? Или пати?

-А может, махнём на биеннале?

-cкажи, прикольно?

-Жесть…

10. Многие вульгаризмы и слова сорняки, прежде нежели получить «постоянную регистрацию» в нашем лексиконе, поначалу употреблялись нами же как некая лёгкая издёвка над речью тех, кого мы невольно пародировали, подспудно выражая тем самым над ними превосходство: интеллектуальное, эстетическое, лексическое. Далее же  случилось то, что и должно было случиться: мы и не заметили, как словечки, произносимые нами с подчёркнутой иронией, весь этот мусор: чисто, как бы, конкретно, в натуре, ващще, типа того, короче, вроде как, а мне параллельно, фиолетово, по фене, жесть и т.д. - тихой сапой  вошли в нашу речь, беззастенчиво вытеснив из неё нормальные русские слова. Как тот же пресловутый блин, не сходящий с уст даже малышей, который - не будем себя обманывать - есть всё та же слегка переиначенная, вульгарная брань. Как и все эти на фига, до фига, по фигу... «Для непосвящённых поясним, - делится на страницах увлекательнейшей книги «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги» один из её авторов Игумен Н., что «фига» означает

                                                5-

именно ту часть тела, которую на древнегреческих статуях прикрывал листок фигового дерева».

Личина, как обнаруживается со временем, намертво прирастает к лицу. Вот и получается, что вовсе не безопасная штука - пародия.

11. Вспоминается опять Шишков: « Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен, надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может.»                                                         

12. Коль уж мы начали наш разговор о языке, то нельзя не сказать о таком явлении, как мат.

Увы и ах! Но с некоторых пор эта грязь стала ещё и неким штампом, чуть ли всенепременным атрибутом русскости- вроде пресловутых мишек да балалаек, водки да селёдки. Какой ты, дескать, мужик, если не можешь загнуть что-нибудь эдакое? Сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят стар и млад: отцы семейства и хранительницы семейного очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики, недавно расставшиеся с памперсами, и ангелочки с белокурыми локонами. Причём слабая половина нашего общества (ею почему-то упорно продолжают считать женскую) ныне даёт фору мужской. Ожидающие своего благословенного появления на свет Божий младенцы ещё в утробе своих матерей вместе со смрадом удушливого сигаретного дыма заглатывают грязь брани. Слово, предваряющее их начало, омерзительно и богохульно. Женщина во все времена была важнейшей опорой семьи, этого, по словам Святых Отцов, осколка рая на земле. Если же русская женщина утрачивает свою воспетую в веках святость, на что более рассчитывать?

13. Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично

                        -6-

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал сквернословить в разговоре.

Мужья - пример для жен своих,

А дети учатся у них.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть детей

На нехороший путь.

14. Что такое сквернословие?

Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`. В словаре великорусского  языка В.И.Даля сказано: «Скверна-…грязь и гниль, …мертвечина, …разврат, нравственное растление; всё богопротивное»

15. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

16.  Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать,

вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

                                -7-

История возникновения сквернословия.

17. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы.

18. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

19. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

20. В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к `своим`. Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).                                 -8-

21. Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

(Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

22. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

23.  Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

24. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования.

25. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

26.  К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

27.  Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

28. Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Вот слово «мама» ласково и нежно

Малыш впервые в жизни произносит.

А мама, как Небесная Царица,

Младенцу песню колыбельную поёт:

                                        -10-

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасёт.

У этих слов – энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

 Куда бы нас на ней не заносило.

Но человеку посылает беды

Другая речь (и бесы рады ей!):

Слова-убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова-укусы ядовитых змей.

Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.

Где ад и смерть, там солнышко не светит:

Душа идёт безропотно во тьму,

Но неизбежно человек ответит

За злобный вызов Богу Самому.

Душа словами добрыми жива-

Не говорите мёртвые слова! (Н.Данилина « Осторожно, слово!»)

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

                                        -11-

Анкетирование        

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ ___ Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? __________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ____________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ___________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ___________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

                                        -12-

                        Литература:

1.Василий (Фазиль) Ирзабеков «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник. М., 2007 г.

2. «Толковый словарь живого великорусского языка»       В.И.Даль (1863-1866).

3.Анисимов В.»Обойдёмся без выражений» . Здоровье детей. № 1  2009 г.

4.Фромм А. «Азбука для родителей. Пер.с англ. И.Константиновой. М.: Астрель, 2003 г.

5.Н. Данилина «Путь к себе». г.Кстово, 2011 г.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

Вечер-конкурс по русскому языку "О, великий, могучий..".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для среднего класса....

Презентация. "О, великий, могучий...".

Готовая презентация к внеклассному меропритию по русскому языку для среднео звена....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...