"Друг наш - ЛЕС"
классный час по теме

Это экологический информационно–познавательный устный журнал. В разработке представлен богатый материал о значении леса в жизни человека, о природных взаимосвязях. Материал направлен на формирование экологического сознания детей, формирование навыков грамотного поведения в природе. Можно применять на внеклассных занятиях экологической направленности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drug_nash_-_les.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Друг наш – лес

(экологический информационно–познавательный устный журнал)

Цель:

Формирование экологического сознания воспитанников.

Задачи: 1.Показать учащимся значимость леса в жизни человека, что лес и человек нуждаются друг в друге, знакомить с природными взаимосвязями.

2. Расширять кругозор, развивать умения детей рассуждать, отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

3. Воспитывать у учащихся любовь к окружающему миру, лесу, формировать навыки грамотного поведения в природе.

Ход мероприятия

1. Подведение к теме внеклассного занятия. 

-О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, вы узнаете, посмотрев на столы (на столах листья деревьев)  и послушав звуки (звучат звуки леса). Догадайтесь, о чем мы будем говорить?

2. Сообщение темы и задач.

-Тема мероприятия «Друг наш – лес». Сегодня мы будем говорить о лесе, его значимости для человека, чем он нас одаривает, что получает и должен получать взамен от человека.

3. Вступительная беседа.

   Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам. Но лес – это не только деревья и кустарники, это целое сообщество разных растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Слайд. В лесу много животных, которые питаются разными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами.

   Лес составляет основу жизни всех живых существ, в том числе и человека. И поэтому ежегодно 21 марта отмечается Международный день леса, или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. Слайд.

4. Игровая ситуация «Строим лесной дом».

-Каких только растений нет в лесу. Послушайте один стишок.

Лес наш - лучший дом на свете

В три огромных этажа,

В этом доме можно встретить

Зайца, волка и ежа.

-Сейчас мы с вами и построим лесной дом со всеми этажами.

-Вы получаете карточку с названиями лесных растений, становитесь в одну шеренгу. По моему сигналу вам нужно быстро построить ярусы (“деревья” стоят в полный рост, кустарники выстраиваются перед “деревьями” и присаживаются на стулья, а травы и грибы садятся на корточки).

-В лесу растут не только деревья, но и кустарники, и травы, и грибы. И у всех у них есть свое место в лесном доме, свой этаж, где они получают столько солнечного света, сколько им нужно.

Верхний ярус леса занимают деревья, и поэтому он называется древесным.

На среднем этаже растут лесные кустарники, а нижний занимают различные травы, грибы и совсем маленькие кустарники. Поэтому средний ярус мы называем кустарниковым, а нижний: кустарниково-травянистым.

5. Страница «Лес – богаче царя» (работа в группах)      Слайд.

   Каждой из групп предлагается выбрать несколько поговорок о лесе и объяснить, о каком значении леса говорится в пословице.

Леса реки рождают. (Лесная подстилка лучше впитывает и фильтрует осадки, питает грунтовые воды, а затем и реки).

Лес не только волка, но и мужика досыта кормит. (Лес- источник пищи: грибы, ягоды, орехи, звери, птицы, мед).

Лес зимой – второй тулуп. (Поставщик древесины, топлива).

Зеленая ограда – полям отрада. (Лесная полоса защищает урожай на открытых полях от ветров).

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. (Лес дольше задерживает снежный покров и дольше насыщает почву влагой, которая необходима для богатого урожая).

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу - лучшее лекарство. (Лес имеет эстетическое значение для человека и, конечно, оздоравливающее.

Ведущий: Леса стоят на страже нашего здоровья. Их называют зелеными легкими нашей планеты. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей.

6. Страница «Загадки мудрой Совы».   Слайд.

-Наш край – зеленый край. Какие деревья растут в нашем лесу? О них и загадки.

1. Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке,

В белом сарафане (береза)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни бурь, ни туч (дуб)

3. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год  (ель)

4. У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке (сосна).

5. Вроде сосен,

Вроде елок,

А зимою без иголок (лиственница)

6. Никто ее не пугает,

А она вся дрожит (осина)

7. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит –

Никому не говорит (ива)  

 

8. Что за дерево такое?

Угощает снегирей.

Снег стоит, трещат морозы.

Ну а ягоды вкусней (рябина)

9. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают (липа)  

10. Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это

Мы от этого чихаем (тополь)

- Последняя очень сложная загадка. Будьте внимательны!

11.Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

И в отличие от елки

Очень длинные иголки (пихта)

-Молодцы! Отгадки вы знаете. А что вам известно об этих деревьях?

(После короткой беседы, обращаемся в справочное бюро, и слушаются небольшие сообщения об известных деревьях.)

7. Справочное бюро:

   БЕРЕЗА.  Издавна березка считается символом России. Слайд.

   Берёза – единственное в нашей стране дерево с белой корой и тёмными горизонтальными полосками. Это чечевички. Через них внутрь ствола поступает кислород  для дыхания. Живет в среднем до 150 лет.

   В старину дома освещались березовыми лучинами.

   Из почек готовят лекарства. Из ветвей - метлы и веники. Из бересты - туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо, а зола - удобрение для огорода.

   Из древесины изготавливают фанеру для дорогой мебели, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

   Из берёзовой коры получают дёготь. Для здоровья полезно мыться в бане дегтярным мылом.

   Её издавна называли деревом счастья.

   

   ОСИНА. Это лиственное дерево называют « дрожащим тополем». Слайд. Листья у нее дрожат, даже когда нет ветра. Очень красиво дерево осенью: оно украшено и розовыми, и желтыми, и красными, и коричневыми листьями.

   Очень любят осиновую кору лоси и зайцы.

   Древесина этого дерева мягкая и легкая, в старину из нее изготавливали посуду, кадушки для засолки, а также колодцы и бани, потому что древесина дерева не боится влаги.

   Дерево обладает целебными свойствами. Его кора оказывает противовоспалительное действие, и именно из нее были получены первые антибиотики и аспирин. А уж веник из ветвей этого дерева превосходит по эффекту даже березовый.

Из осины изготавливают бумагу, спички.

   РЯБИНА. Дерево, реже кустарник, достигает 12 метров высотой. Слайд. Особенно красиво оно в осеннюю пору. Мы называем рябину ягодой, а на самом деле - это яблочко, потому что плод ее устроен так же, как и яблоко.

   Дерево используется в озеленении городов, устойчиво к дыму и газам.

   Древесина этого дерева служит для изготовления токарных изделий, мебели, украшений.

   Плоды широко применяются в пищевой отрасли (конфеты, компоты и морсы, варенье и мармелад) и в медицине как витаминное и общеукрепляющее средство. Особенно много  в рябине витамина С.

   Ягоды - прекрасный корм для зверей и птиц.

   В старину рябину считали на Руси символом счастья и мира в семье.

   ДУБ. Это высокое дерево с толстым, мощным стволом. Слайд. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому ветви у старых дубов сильно изогнуты.

   Жёлуди – любимая еда лесных обитателей: кабанов, оленей, медведей, полевых мышей, белок, соек.

   В дубраве очень легко дышится, ведь дубы выделяют много кислорода.

   Дерево – долгожитель. Древесина дуба содержит вещества, препятствующие гниению - дубильные вещества. Эти вещества используют в медицине.

   Имеет очень твердую древесину. Она используется в кораблестроении, строительстве деревянных мостов (особенно их подводной основы), в мебельном производстве, для отделки помещений, изготавливают лестницы, паркет.

      СОСНА. Это хвойное дерево очень распространено в России, особенно в Сибири. Слайд. Неприхотлива к почве, но очень требовательна к свету и не выносит затенение.

   Воздух в сосновых лесах особенно чист и целителен, ведь сосна выделяет летучие вещества – фитонциды, губительные для бактерий. Поэтому в сосновых лесах строят санатории для лечения болезней дыхательных путей.

    Древесина этого дерева прочная, твердая и смолистая. Используется

в промышленности: получают строевой лес, используемый даже в кораблестроении, из его смолы получают скипидар, канифоль; а в медицине применяют живицу - специально обработанную смолу. Древняя окаменевшая смола этого дерева дала нам красивейший солнечный камень – янтарь. 

   ЛИПА - удивительное дерево. Слайд. Липа лучше других деревьев уживается с асфальтом в городе. Она может прожить до 300-400 лет.

   Цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцветают. Насекомые 70 видов посещают липу. Липовый  мёд очень вкусный и полезный.

   Из лыка делали мочалки. Мыло раньше в деревнях не употребляли – очищали тело в парной бане берёзовым веником и липовой мочалкой.

   Древесина у липы не трескается и не коробится. Поэтому служит материалом для резчиков по дереву. Из липы делается расписная Хохломская посуда.

   В народе говорят: «Ободрали как липку»? Смысл поговорки – забрать у человека всё, оставить его «голым». Появилась эта поговорка благодаря лаптям. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесу ободранные, совершенно голые.

- А сейчас скажите, какие плоды лесных растений вы знаете?

8. Физкультминутка. Лесная игровая: игра «Шишки, желуди, орехи, ягоды».

Играющие делятся на четверки, строятся колоннами лицом к центру в трех-четырех шагах от водящего, который стоит в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия, например, первые в четверках - это шишки, вторые - орехи и т.д.

По сигналу водящий громко говорит, например, «орехи». Все играющие под этим названием должны поменяться между собой местами, а водящий стремится встать на освободившееся место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

9. Викторина «Лесная карусель».

   Вы попали на лесную карусель. Перед вами викторина, в которой зашифрованы понятия, связанные с лесом. Все эти слова начинаются с буквы «Л».

  • Человек, ведающий лесным хозяйством (лесник)
  • Рыжая плутовка с рыжим хвостом (лиса)
  • Это парнокопытное животное часто называют лесным великаном (лось).
  • У дятла дупло, у лисы - нора, а у волка? (логово)
  • Это один из ядовитых лесных кустарников - Волчье... (лыко)
  • Этот лесной зверек, внешне напоминающий белку, способен планировать над землей на расстояние до 50 метров (летяга)
  • Это самый мелкий зверек в отряде хищных, охотящийся на грызунов. Зимой его

мех чисто белый, а летом двухцветный - сверху коричневый, снизу - белый (ласка)

  • Это красивое дерево с душистыми цветками очень любят пчелы. Поздней осенью вместо цветов появляются плоды - маленькие круглые орешки. Зимой листья этого дерева так искусно укрывают землю, что она не промерзает. Под этими деревьями появляются первые подснежники (липа)
  • Это дерево является основной лесообразующей породой сибирской и

дальневосточной тайги, светолюбиво. Древесина его твердая, смолистая

долговечная. На укороченных побегах - пучки мягкой хвои, ежегодно

сбрасываемой на зиму. Шишки мелкие, созревают в течение года, но

держаться на ветвях несколько лет (лиственница)

  • Густые, пушистые, тяжелые еловые ветки в народе называют

«еловые...»? (лапы)

10. Страница «Войди в лес другом».

   Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. А взамен требует только одного – бережного обращения с ним.

-  Послушайте  небольшой стишок. Главные герои – березы.

Лишь только подснежник  распустится в срок,

Лишь только приблизятся  первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут березы, то плачут березы.

-Ребята, почему березы плачут? Кто их обидел?

-Березовый сок обладает лечебными свойствами. В нем много разных витаминов.

Еще в старину его пили для поддержания жизненных сил.

Березовый сок используют для приготовления напитков: кваса, морсов, киселей.

Вот и отправляются целые семьи по весне в лес за березовым соком. Наделают надрезов, соберут сок и уходят спокойно, а сок продолжает вытекать из ранки.

-Ребята, а как вы думаете, что произойдет с деревом, если из него длительное время будет вытекать сок? (Ответы детей: дерево может засохнуть и погибнуть)

-Как нам быть с этой бедой? (замазать ранку)

-После окончания сборов сока надо закрыть ранку смолой сосны, садовой замазкой или пластилином, чтобы не выделялся сок, и чтобы в ранку не попали микробы. 

Практическая деятельность. Ученик замазывает пластилином  надрез на березовом полене.  Остальные дети отвечают на вопросы.

Вопросы:

— Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры.)

— Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают диких животных без разрешения и не в пору охоты.)

— Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповедниках.)

— Как называется книга, в которую занесены птицы, растения и животные, которым нужна защита человека? (Красная книга.)

— Какие дикие животные занесены в Красную книгу? (Зубр, рысь.)

— Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Потому что их осталось очень мало на Земле.)

— Что надо делать, чтобы поддержать животных зимой? (Подкармливать их.)

---Что представляет главную опасность для леса? (Пожар.) Слайд.

— Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить костёр, собрать мусор.)

Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысячи – пустыню. Отдыхаете на природе – убирайте мусор.

-Обратимся в справочное бюро, что же происходит с мусором в лесу?

Справочное бюро:

Брошенная бумага разлагается 2-4 года, фольга - более 100 лет, консервная банка – не менее 70 лет,   алюминиевые банки - 500 лет, пластиковые бутылки – 180 - 200 лет. Резиновые покрышки 120- 140 лет.

Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков.

Стекло от бутылки будет лежать в земле лет 600 – 1000. Осколки от бутылок могут  травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

 11. Экологические правила.

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что тут он сам по себе и наедине с собой. Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза. Кто это пришел в лес: друг или враг? Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит враг. Хорошие дела – друг.

Задание: У вас на столах лежат листки бумаги. Нарисуйте знак, обучающий человека быть лесу другом.              

Звучит песня «Берегите лес». Дети рисуют.

Далее беседа по рисункам: Что этот знак означает? Почему, так нельзя себя вести в природе? К чему это может привести?

12. Обобщение. Итог. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого  человека. Любой человек не может быть патриотом своей Родины, если он не защищает ее, в том числе в защите нуждается и природа: леса, реки, озера, животные.

(Ученики под звуки природы читают правила поведения в лесу в стихотворной форме)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

                            Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

                            Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,

                            Из рогатки не стрелять.

                            Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Использованные материалы: Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...