Все работы хороши,выбирай на вкус
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Лилия Алексеевна Ислентьева

Занятие посвящается выбору профессии в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_raboty_horoshi.rar464.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить знание детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении.

Задачи:

  1. Пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  2. Расширить границы профессионального самоопределения за счет выявления особенностей некоторых профессий.

3.        Разобраться в возможных вариантах мотивации выбора профессиональной деятельности.

4.        Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.

Ход занятия:

Слайд 1                               

1.Вступительное слово.

- Ребята! Мне очень приятно видеть вас на нашем занятии. Не за горами тот день, когда вы покинете порог школы. И уже сейчас  перед каждым из вас встает проблема – «Кем быть?». Это выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной вами профессии.

Слайд 2

« Если  вы  удачно выберете труд и вложите  
                                                      в него душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д. Ушинский

- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся)

      Существует в мире множество (более 40тыс.) разнообразных профессий и специальностей. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!  Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

-Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)

Слайд 3

         Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода.

Слайд 4

-Чтобы человеку было легче  ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов  в зависимости от предмета труда:

1.        Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. слайд 5

2.        Человек – техника;  люди этого типа работают с техническими устройствами. слайд 6

 3.        Человек – человек;  обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. слайд7

4.        Человек - знаковая система;  знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. слайд8

5.        Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта слайд 9

 

- Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек-  техника» и т. д.)

Слайд 10

Примерные ответы детей:

  • Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п  
  • Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель,  автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.
  • Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.
  • Бухгалтер, ученый, экономист,  лингвист. Математик, программист, нотариус и т.п.
  • Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина,  фотограф и т.п.) 

-Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе? (швея, обувщик, столяр, штукатур-маляр, овощевод)

- Нравятся ли вам эта специальность, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?

- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки?

(Няня в детском садике, в школе, дворники, санитарки, на благоустройстве города - озеленители).

При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Слайд 11

Правило первое:

- познай и изучи себя.

- здоровье;

- интересы и склонности;

- способности, знания и умения.

Слайд 12

Правило второе: 

Узнай все о профессии:

- предмет, цель и условия труда;

- пути получения профессии;

- медицинские противопоказания;

- требования профессии к личности (профессионально важные качества);

- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Физкультминутка

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.  (Махи руками)
Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,  (Поднимание плеч)
Наша детвора?

                 

Слайд 13      

- Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, все должно быть по силам, по способностям («могу»).

В-третьих, эта профессия нужна для общества, для страны («надо»).

Слайд 14

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей {показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

        Проблемная ситуация

- Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

  • Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)
  • Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с красками, а у них в поселке постоянно не хватает маляров на стройке. Она и решила стать маляром. И попала в точку. (№2.)
  • Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

Слайд 15

  • Если сложить три слова, «хочу», «могу» и «надо», я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

      Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Слайд 16 

-Сегодня мы поговорим о профессиях, которые предлагают нам училища нашей республики.

  • «Марийский политехнический техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 25

- каменщик

- кружевница

- швея

- резчик по дереву

- штукатур

- станочник деревообрабатывающих станков

Срок обучения – 1 год 10 месяцев.

  • «Строительно-промышленный техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, 5

- маляр (строительный)

- штукатур

- каменщик

- столяр (строительный)

- обувщик по ремонту обуви

- швея

- рабочий зеленого строительства

Срок обучения 1 год 8 месяцев.

  • «Аграрно-строительный техникум»

РМЭ, Советский район, с. Вятское

- штукатур

Срок обучения 1 год 10 месяцев

-Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

Упражнение называется «Викторина: мир профессий»

        

Цель упражнения: пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Инструкция: ученикам предлагается ответить на вопросы викторины:

  1.  Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
  2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки (доктор)
  3. Кем был старик из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (рыбак)
  4. Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик» (столяр)
  5.  Профессия коротышки из Цветочного города по имени Тюбик (художник)
  6. Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)
  7. Профессия хитрецов из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» (порт
  8.  Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова (милиционер)
  9. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать (учитель).
  10.  Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыканты)

- Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.

Мультфильм «Кем стать»

- Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Слайд 17

Рефлексия.

 - Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.

Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их.  Я вижу, что кто выбрал:

Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.

Желтый – сомневаюсь

Красный – определился с выбором.

Слайд 18

Закончить наше занятие хочу на поэтической ноте словами В. Маяковского

Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши,

выбирай на вкус.

-А я от всей души желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

"Все работы хороши,выбирай на вкус!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов, знакомство с профессиями....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательский час о выборе профессий....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательный час о профессиях...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Все работы хороши - выбирай на вкус!

Знакомство с разнообразием специальностей....