внеклассное мероприятие ко Дню матери подготовила М.Хайруллина, учитель русского языка и литературы МБОУ "Дубъязская СОШ Высокогорскогорайона РТ"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

МИР РУССКОГО ЯЗЫКА

материал предназначен для проведения праздника День матери с учащимися среднего и старшего звена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мероприятие ко Дню матери24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мать - это окно в  большой мир

Милауша Фаткрахмановна  ХАЙРУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы  Дубъязской средней школы Высокогорского района Республики Татарстан

    Внеклассное мероприятие, посвященное  Дню  Матери  или Международному женскому дню  - 8 Марта, проведённое  с учащимися

5-9 классов.

     Организуются выставки проектных работ учащихся на темы «Моя семья» и «Фотографии из семейного альбома», также стенды «Наши мамы» и «Наши папы» с фотографиями. Празднично оформляется актовый зал, заранее разучиваются стихи и музыкальные номера.

Ход мероприятия:

Первый  ведущий. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к малышу своему для нее так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь согревает всю жизнь ребенка. Мать приобщает дитя к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его духовной силой, помогает достичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений?

  У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. Об этом и стихотворение Л.Николаенко «Доброта».

Чтец (ученик).

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты:

 Приживаются цветы.

 Рыбки, ежики, цветы?

Я тебе отвечу прямо:

Это — мама, мама, мама!

(Исполняется песня «Мама» на слова Ю.Энтина и музыку Ж.Буржоо)

1.Так бывает ночью бессонною,

Мама потихоньку всплакнет.

Как там дочка, как там сынок ее?

Лишь под утро мама уснет.

Припев: тот же

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе.

Мама землю и небо, жизнь подарила мне и тебе.

2.Так бывает, если случится вдруг

В доме вашем горе, беда.

Мама — самый лучший, надежный друг

Будет с вами рядом всегда.

Припев: тот же

3.Так бывает, станешь взрослее ты,

 И как птица, ввысь улетишь.

Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,

 Как и прежде, милый малыш.

Припев: тот же

Второй  ведущий. Мать не только недосыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд.

   Мать – чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребенку чувство надежности, защищенности.

   Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни все равно обращаетесь к ним. Вспомним вопрос писателя Александра Фадеева: «Кого мы больше всего обижаем?» И его ответ — матерей наших. Вот как об этом же написал шестнадцатилетний школьник Сергей Плотов.

Чтец.

Легче всего обидеть мать.

Она обидней не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись — сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать...

Пройдут века...

Мы станем выше.

Но кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать».

...И, может быть, его услышат.

Первый  ведущий. Да, родители на наших глазах стареют. Дотошные американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью, самочувствию. Поэтесса Татьяничева Людмила написала так:

Но у старых силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей,

 Без которых не было б нас...

        Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что иногда бываем невнимательны к ним. Никогда не забывайте о том, что пообещали. А это стихотворение  Джамалдина  Яндиева пусть для вас станет напутственным:

Чтец.

Сердце маленькое упрямо

Бьется, бьется, глаза горят.

Слово первое, слово «Мама!»

Губы нежные говорят.

 Ведь у белых, у чернокожих

В первом слове — одна любовь,

И недаром оно похоже

 На любом из земных языков.

Неужели настанет время,

Сын забудет, как слово звенит,

 И тягчайшим из преступлений

Против детства, людей, растений

Сердце матери оледенит?

Не дадим ему волчьей рысью

Пробегать меж людей во мгле!

Должен быть самым ясным и чистым

Материнский и отцовский взгляд на земле!

Второй  ведущий. Как же не обижать родителей? А давайте вспомним волшебные слова. Не скажу, что это легко. Но культуре общения рано или поздно все равно придется учиться. Для начала предлагаем отгадать загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит («добрый день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы («спасибо»).

Когда бранят за шалости,

Говорим («прости, пожалуйста»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят («до свидания»).

   Вот вы все убедились, что с помощью волшебных слов можно даже грустным или обиженным родителям вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Первый  ведущий. Ребята, знаете ли вы, что такое великодушие? Великодушный человек не подсчитывает чужих ошибок, не хранит их «про запас» в тайнике души, чтоб в один прекрасный момент призвать неправого к ответу. А самое главное — в любой конкретной ситуации он обязательно ищет свою вину, собственную ошибку. И представьте себе, находит, как бы ни был хорош сам по себе. Потому что, к сожалению, нет среди нас людей абсолютно безгрешных и всегда правых.

   Какая же сила помогает человеку оставаться великодушным? Кто-то называет эту силу добротой, кто-то — любовью к ближнему и дальнему, кто-то — справедливостью и честностью. Как бы ты ни называл эту силу, главное, чтобы родилось стремление воспитать ее в себе. Ведь только тогда ты почувствуешь: несмотря ни на какие сложности — большие и маленькие — тебе и твоим близким неплохо живется в родном доме.

Второй  ведущий. А теперь послушаем, как относились к своим родителям писатели и поэты, какие находили слова для выражения чувств. Звучит романс на слова Сергея Есенина «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я... Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне , что ты , тая тревогу,

 Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул  под сердце нож...

Первый ведущий. Самые близкие люди –родные. И каждый из нас хочет увидеть себя в зеркале, но не в простом, а в зеркале истории своей семьи. Для этого вы попытайтесь написать историю своей семьи, ведь родословная есть не только у великих людей.

  В каждом роду –  свои захватывающие страницы о любви, трагедиях, героизме. Попробуйте узнать от родителей, бабушек, дедушек о том, кто были предки, чем занимались, в какие исторические времена и в каких городах и селах жили. Надо хранить семейные реликвии и традиции, чтобы передать их потомка Помнить дни рождения всех членов семьи.

Многие учащиеся уже начали такую работу. С «Древом жизни» своей семьи сегодня познакомят вас несколько учеников (Во время выступления этих учащихся их рисунки с «Древом жизни» появляются на экране, красочные и увеличенные.)

Чтец (младшеклассник).

 Папа, мама, сестра и я,

Вместе — дружная семья.

С нами — бабушка и брат,

 Каждому из нас я очень рад.

А когда мы всей семьей

Соберёмся за столом,

Счастьем, радостью, улыбкой

Наполняется наш дом.

В новый год  вступили мы

Дружною семьей.

Всем желаю, чтобы счастье

Воссияло над страной.

Второй ведущий.

Внашем классе учащиеся и родители организовали поход на реку Ашить, который оставил в нас незабываемые впечатления. На классных часах шла защита творческих работ под рубриками «Фотографии из семейного альбома» и «Моя дружная семья». А сейчас некоторые из них вы послушаете сами. (Ребята знакомят со своими работами.)

В заключение нашего вечера мы хотим исполнить песню про наших пап. Она так и называется: «Про папу» (слова М.Танича, музыка В.Шаинского):

Сколько песен мы с вами вместе

 Спели маме своей родной.

А про папу до этой песни

Песни не было ни одной.

Припев:

Папа может, папа может

Плавать брассом, спорить с басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть, кем угодно.

Только мамой, только мамой

Не может быть.

Папа дома, и дом исправный:

 Газ горит, и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,

 Если мамы случайно нет.

Припев:тот же

И задачкою трудной самой

Папа справится, дайте срок.

 Мы потом уж решаем с мамой

Все, что папа решить не смог.

Припев:тот же

Чтец.

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно, но по-прежнему уверены в том

 Что нас встретит с любовью и нежностью,

Наша пристань — родительский дом.

Помни свято об этом всю жизнь.

И пускай наше детство не кончится

Хоть мы взрослыми стали людьми,

Ты в жизни моей начало начал,

 Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

 И отцу до земли поклонись.

Мы перед ними в долгу неоплаченном,

 Помни свято об этом всю жизнь.

(М.Рябинин  «Родительский дом»-песня может исполняться и хором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....