Учебно-исследовательский проект "Армии самых страшных врагов"
проект по теме

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Задачи:

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного Советского района»

направление – экологическое

Учебно-исследовательский проект

«Армии самых страшных врагов»

                                                                                 Проект выполнила:

                                                            Турканова Людмила,

                                                          учащаяся 11 класса

                                                  Руководитель:

           Сологуб Любовь Михайловна,

                                                        учитель биологии

2014г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………2.

Глава 1. Современные экологические проблемы.

  1. Как защитить матушку землю?..................................................3-4

Глава 2. Несанкционированные свалки села Отказного

2.1. Состав свалок села Отказного……………………………… 5-7.

2.2. Результаты анкетирования жителей села Отказного……… 7-8

2.3. «Бытовые отходы нашей семьи» …………………………… 8-9

Заключение……………………………………………………………9

Список использованной  литературы………………………………10

Приложение

Введение

Человек – существо активное. Он пытается что-то сделать, ответить на волнующие вопросы, разобраться в чем-то, заработать денег, отдохнуть. Все это наносит свой отпечаток на природу, в которой ми живем. Несмотря на то, что мы не можем существовать вне природы, мы четко и размеренно уничтожаем ее: загрязняем, разрушаем, портим и уничтожаем. Сейчас человечество на порядке дня имеет глобальные экологические проблемы атмосферы, гидросферы и планеты в целом.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители  на территории села и на  ближайшие холмы, где когда-то были прекрасные места. Такие участки холмов  уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки холмов . Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Задачи:

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в селе Отказном  может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Глава 1. Современные экологические проблемы.

  1. Как защитить матушку землю?

С древних времен люди занимались «защитой природы». Но то, что происходит сегодня, нельзя назвать гармоничным балансом сосуществования. Увеличилось количество пустынь, высохших рек, загрязненных водоемов. Заметно сократилось число редких птиц, животных. В скором будущем наши дети будут знакомиться с ними лишь с помощью картинок. Предки лишили их возможности воочию наслаждаться красотой и разнообразием природной среды.

Для сохранения богатств матушки Земли недостаточно тех мер, которые применялись нашими предками. Необходимо коренным образом изменить метод хозяйственной деятельности человека. Нельзя забывать, что потеря любого вида растений и животных – глубокая трещина в биологическом балансе Земли.

Современные экологические проблемы – это загрязнение окружающей среды промышленными отходами, бесконтрольные полигоны мусора, а также халатность человека по отношению к природе. Всего этого можно избежать, если человек будет отвечать за свои поступки, в первую очередь, перед собой. Нельзя думать только о выгоде, необходимо обезопасить ту землю, по которой все мы ходим. Это наш общий дом и другого у нас нет и не будет. Об этом всегда надо помнить, прежде чем совершать необдуманные действия. Тем боле, если это может привести к экологической катастрофе.

        До эры агломераций утилизация отходов была облегчена благодаря всасывающей способности окружающей среды: земли и воды. Крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили мало отходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось или использовалось в виде навоза как удобрение почвы для урожая будущего года. Передвижение в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большего удобства. Количество накапливающегося мусора постоянно растет. Сейчас на каждого человека приходится от 150 до 600 кг в год.

Ежегодно в среднеразвитых странах образуется около 30 млн. тонн бытовых и промышленных отходов. Если тенденция будет развиваться в том же направлении, то ничего хорошего ожидать не следует. Подобная экологическая ситуация в промышленных центрах провоцирует повышение среднегодовой температуры на планете. Что можно говорить тогда о воздействии на людей.

Стоит также отметить, что треть из вышеуказанного количества отходов приходится на бытовые загрязнители природы. Так как практически во всех среднеразвитых странах отсутствует нормально функционирующая компания по переработке и безопасной утилизации мусора, весь мусор вывозится на необорудованные свалки и полигоны.

Нельзя сказать, что влияние этих свалок на население не волнует правительство. Однако решение «мусорной проблемы» всегда откладывается на задний план. Во многих странах начали изучать эти мусорные полигоны и их влияние на общее состояние экологии, а также человека.

Выяснились очевидные вещи: сильное загрязнение почвы, на которой выращиваются продукты питания; загрязнение водоемов, в которых люди купаются летом. А также стоит отдельно выделить загрязнение атмосферы, чей воздух мы ежесекундно вдыхаем.

Глава 2. Несанкционированные свалки села Отказного

2.1. Состав свалок села Отказного.

Ужасы экологии в облике болезней, наводнений, пожаров, нашествий вредителей не дают опомниться людям. И чем сильнее мы будем «давить» на экосистему Земли, тем сильнее будет её контрответ. Видя своими глазами контрасты гармонии и хаоса в природе, постепенно проникаясь любовью ко всему живому, можно отодвинуть экологическую катастрофу. Красота и любовь спасут нашу планету. Сегодня нас волнует вопрос не только глобального масштаба, а локального. Да, количество отходов в городах намного больше, чем в сельской местности, но там и больше обращается внимания на этот вопрос.

  А что у нас, да и в каждом сельском населенном пункте Советского района…

Наша школа находится в центре села Отказного. Рядом со школой расположились невысокие холмы, которые мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские»  свалки, хотя в селе организован вывоз мусора,  все улицы села снабжены мусорными баками для бытовых отходов.

 На первом этапе нашего проекта была поставлена цель - собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– Люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе мы подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе их 4. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 50 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Поднявшись на холмы, мы ужаснулись. Люди не пощадили и эту экосистему. Перед нами открылась ужасная картина – свалка размером 30 кв. метров. Таким образом, суммарное количество свалок – 6.

         Теперь обратимся  непосредственно к мусору.

Что бы определить состав мусора  мы  посетили 4 из  6 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3)

Мы определили его состав:   одноразовая посуда (в большом количестве),    полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки,  игрушки пластмассовые,  игрушки мягкие (тряпочные),  консервные банки,   бутылки, банки (стеклянные),  платья, верхняя одежда,  кирпичи, тетради, книги, чугунные плиты, сломанные стулья, табуретки, кастрюли, бочки

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (65%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (30%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Мусор не сортируется, место его расположения не огорожены, свалки не редко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.

 Используя теоретический материал, мы знаем, что для разложения различных материалов требуется разное количество времени.

 Разлагается :

 Бумага – 2-3 года

 Изделия из ткани -2-3 года

 Деревянные изделия - несколько десятков лет

 Консервная банка - более 90 лет

 Полиэтиленовый пакет - более 200лет

 Пластмасса -500 лет

Стекло -1000лет

 

Утилизация мусора - одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор, так как помимо проблем, характерных для утилизации мусора вообще, возникает проблема сбора неорганизованно выброшенного мусора.

 Пока что человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.

 Вторичное использование отходов - наиболее ресурсосберегающий путь, но он не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Вывоз мусора на свалку - самый дешевый, но при этом самый недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остается мусором.

2.2. Результаты анкетирования жителей села Отказного.

Был проведен опрос населения «От кого зависит чистота нашего села?» (Приложение 2), который показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 30 жителей села: 5 – в возрасте от 13-17 лет, 5 – от  18-25 - лет, 7 - от 26-35 лет;  8- 36-50 лет;  5 –старше 50 лет. Социальная категория: учащиеся – 17 % ,36 %– рабочие, 30% – служащие, 17 % – пенсионеры. На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит» 7  человек ответили, что это молодежь, 5 человек – что это подростки, 18 человек – указали на взрослых. Не задумываясь выбросили бы в общественном месте: 5 – пустую банку, 5 – обертку от жевательной резинки, 20 не выбрали никакие варианты. мы отметили это как признак экологической культуры у части взрослого населения. Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).

2.3. «Бытовые отходы нашей семьи»

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

На этом  этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения: 

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 2-4  классов планируется организовать экологическое мероприятие «Земля - наш общий дом» с просмотром  фильмов по экологии «Планета задыхается от мусора»  и др. и мультиков на экологическую тему.  

На следующем этапе мы  окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации,

Заключение

При реализации данного проекта мы постарались изучить одну из самых острых   экологических проблем села Отказного -  несанкционированные свалки.  

И пришли к выводу, что они занимают  большие  площади на территории села и за его пределами. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, термометрах и т.д., а также в гниющих пищевых отходах и разлагающихся пластмассах), проникают в подземные воды, которые часто используются в  качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым  наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы  (метан, этилен, сероводород, фосфид), которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения (в первую очередь дифосфин Р2H4) способны самовоспламеняться, поэтому па свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, бензапирен и прочие ядовитые вещества.

На разных этапах проекта мы постарались выяснить мнения жителей села на проблему загрязнения, определить количество  бытовых отходов нескольких семей села, изучили состав  свалок.

Итоги проведенных исследований мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения села Отказного: 

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.

Давайте вместе решать экологические проблемы современности!

Список используемой литературы:

  1. Безрукова В.С. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  3. Дахин А.Н. Эффективность педагогического моделирования.
  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  5. Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  6. «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  7. «Народное образование»№2 2005, №4 2005.

 «Армии самых страшных врагов»

                                                                     Проект выполнила:

                                           Турканова Людмила, учащаяся 11 класса

                             Руководитель:

                                                      Сологуб Любовь Михайловна, учитель биологии                                            

Человек – существо активное. Он пытается что-то сделать, ответить на волнующие вопросы, разобраться в чем-то, заработать денег, отдохнуть. Все это наносит свой отпечаток на природу, в которой ми живем. Несмотря на то, что мы не можем существовать вне природы, мы четко и размеренно уничтожаем ее: загрязняем, разрушаем, портим и уничтожаем. Сейчас человечество на порядке дня имеет глобальные экологические проблемы атмосферы, гидросферы и планеты в целом.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители  на территории села и на  ближайшие холмы, где когда-то были прекрасные места. Такие участки холмов  уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки холмов.  Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

 Приступая к работе, мы поставили перед собой цель исследования, задачи, которые помогут ее осуществить. ( слайд

Проблемой исследования стало  увеличение количества мусора в селе Отказном, что   может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

На первом этапе нашего проекта была поставлена цель - собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Мы убедились, что не только наше маленькое село, но и вся планета Земля серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека.  Люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе мы подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе их 4. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 50 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Поднявшись на холмы, мы ужаснулись. Люди не пощадили и эту экосистему. Перед нами открылась ужасная картина – свалка размером 30 кв. метров. Таким образом, суммарное количество свалок – 6.

         Теперь обратимся  непосредственно к мусору.

Что бы определить состав мусора  мы  посетили 4 из  6 свалок и заполнили «паспорт» на каждую.

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (65%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (30%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Мусор не сортируется, место его расположения не огорожены, свалки не редко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.

 Используя теоретический материал, мы знаем, что для разложения различных материалов требуется разное количество времени. Посмотрите на слайд

 Следующим этапом стало проведение анкетирования жителей села отказного  «От кого зависит чистота нашего села?» (Приложение 2), которое показало, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 30 жителей села: 5 – в возрасте от 13-17 лет, 5 – от  18-25 - лет, 7 - от 26-35 лет;  8- 36-50 лет;  5 –старше 50 лет. Социальная категория: учащиеся – 17 % ,36 %– рабочие, 30% – служащие, 17 % – пенсионеры. На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит» 7  человек ответили, что это молодежь, 5 человек – что это подростки, 18 человек – указали на взрослых. Не задумываясь выбросили бы в общественном месте: 5 – пустую банку, 5 – обертку от жевательной резинки, 20 не выбрали никакие варианты. Мы отметили это как признак экологической культуры у части взрослого населения. Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).

               Еще одним этапом  выполнения проекта стала  практическая  работа «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

На этом  этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами,  предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения проблемы по загрязнению села Отказного:

Пути решения проблем мусорного загрязнения: 

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 2-4  классов планируется организовать экологическое мероприятие «Земля - наш общий дом» с просмотром  фильмов по экологии «Планета задыхается от мусора»  и др. и мультиков на экологическую тему.  

Мы думаем, что полученные результаты будут востребованы на занятиях  биологии, географии и на внеклассных мероприятиях, посвященных проблемам экологии.

Давайте вместе решать экологические проблемы современности!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ НАШЕЙ СЕМЬИ»

     Цель работы – определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения или рециклизации каждой категории отходов. Необходимую информацию вы получите, выполнив следующие задания.

  1. В течение недели собирайте все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металлы, пластмасса, стекло, прочее. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивайте ежедневно, перед тем как их выбросить.

Примечание. Упаковку из-под пищевых продуктов тщательно промывайте и собирайте в чистом виде. Думаем, что объяснение этому требованию вы дадите сами.

  1. Составьте список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.

  1. Взвесьте отходы каждой категории и определите общий суммарный вес.

  1. Разделите полученное число на количество членов вашей семьи. Так вы установите количество отходов, приходящееся в семье на одного человека.

  1. Определите процентную долю каждой категории (№):

  1. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом можно:
  • снизить их количество;
  • найти им новое применение;
  • вторично использовать.

     Полученные данные используйте при обсуждении проблемы накопления бытовых отходов, методах их утилизации и рециклизации.

     Составьте характеристику основных видов бытового мусора, в которой по возможности укажите их химический состав; сроки разложения в естественных условиях; продукты разложения; ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью человека. Подготовка выставки (стенд) «Музей мусора», («Бытовой мусор от А до Я») и провести экскурсии для учащихся младших и средних классов школы.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

«ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЧИСТОТА НАШЕГО  СЕЛА?»

     Цель – изучить мнение жителей села о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием.

     Методы: проведение опроса жителей села различных возрастных групп и социальных категорий с последующим обобщением и анализом полученных данных.

Опросный лист

на тему__________________________________________________________

     Мы собираем информацию о том, как жители нашего села относятся к проблеме его замусоривания.

     Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «Х» в соответствующих вашим данным пунктам:

     Пол: _________Муж.__________Жен.

     Возрастная группа: ____7-12 лет; ____13-17 лет; ____18-25 лет; ____26-35 лет; ____36-50 лет; ____старше 50 лет.

     Социальная категория: ____учащийся ____рабочий  ____служащий ____пенсионер.

     Ответьте, пожалуйста, «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить» на приведенные ниже вопросы:

  1. Считаете ли вы, что наше село замусорено?
  2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего села?
  3. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка села от мусора?
  4. Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?
  5. Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?
  6. Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках различной продовольственной и промышленной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры?
  7. Влияют ли эти напоминания на ваши действия?

Следующие вопросы предполагают от одного до нескольких возможных вариантов ответа.

  1. Как вы считаете, какие места нашего села больше всего замусорены:
  • улицы,
  • дворы жилых домов,
  • центры,
  • школьные территории,
  • зоны отдыха горожан,
  • иные места? (Если возможно, укажите, какие именно).______________
  1. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:
  • дошкольники и ученики младших классов,
  • подростки,
  • молодежь,
  • взрослые?
  1. Что бы вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте:
  • пустую картонную коробку,
  • пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.п.,
  • обертку от жевательной резинки,
  • прочитанную газету,
  • бумажный стаканчик,
  • шкурки от банана, апельсина и т.п.,
  • что-либо иное_______________________,
  • вообще ничего.
  1. В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего села:
  • недостаточное количество контейнеров для мусора,
  • низкий уровень культуры жителей нашего села,
  • иные причины? (Если можно, кажите, какие именно).

Благодарим вас за участие в опросе!

Опрос провел_____________________________________________________

Дата проведения опроса____________________________________________

     Завершив опрос общественного мнения, составьте сводную таблицу и обобщите полученные результаты.

     Анализируем итоги опроса, обсудив следующие вопросы:

  1. Совпадают ли мнения респондентов:

а) мужчин и женщин,

б) различных возрастов,

в) одной и той же возрастной группы?

  1. Как вы думаете, в чем причина сходства (различия) мнений различных слоев населения по тем или иным вопросам?
  2. Какие выводы о мнении сельчан (горожан) по проблеме замусоривания села позволяет сделать проведенное анкетирование?
  3. Если в ходе опроса выяснилось, что проблема замусоривания села стоит очень остро, какие рекомендации для ее решения вы могли бы предложить?
  4. Считаете ли вы, что проблема может быть решена каким-либо однократным действием или требует совместных усилий всех жителей села(города) в течение длительного времени?

     Полученные цифры и практический материал используем в качестве аргументов при обсуждении различных аспектов проблемы утилизации и рециклизации твердых бытовых отходов в селе.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

КАРТОЧКА ПОСЕЩЕНИЯ СВАЛКИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕВОГО ПОХОДА

Дата ______________________ Ваше имя_______________________________________

  1. Опишите местоположение свалки. Размеры свалки в акрах или гектарах.

  1. Как пользуются живущие поблизости люди этой захламленной площадью в качестве свалки? (составьте список основных видов отходов).

  1. К какому типу относится свалка для свалки грунта, сжигания отходов, открытая свалка?

  1. Отведен ли этот участок для свалки администрацией?

  1. Обитают ли животные на свалке? Если да, то какие? Есть ли у них проблемы в смысле безопасности или здоровья?

  1. Кратко опишите, как используется земля в непосредственной близости к свалке. Расположены ли на ней поселок, ферма или что-то другое?

  1. Проходят ли какие-нибудь водостоки через свалку или вблизи нее? Если да, то какие проблемы могут возникнуть в связи с этим у жителей, живущих поблизости?

  1. Наблюдаются ли другие антиэкологические проявления на участке свалки (загрязнения воздуха, шум, пыль)?

  1. Как долго жители окружающих участков намерены мириться с существующей свалкой? Каковы дальнейшие планы по вывозу отходов?

  1. Существуют ли альтернативы избавления от отходов для жителей, пользующихся свалкой? Если есть, то в чем это заключается?

  1. Можно ли эту свалку как-то переделать? Как должно быть это сделано? Принимаются ли официальные меры по ограничению или регулированию использования свалки?

  1. Какие средства улучшения потенциальной или сложившейся ситуации вы (или ваш класс) могли бы предложить? Участвовали бы вы или ваш класс в протесте против образовавшейся неразрешенной свалки?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя образовательная школа №7 с. Отказного Советского района» Проект выполнила Турканова Людмила, учащаяся 11 класса Руководитель Сологуб Любовь Михайловна учитель биологии Учебно-исследовательский проект «Армии самых страшных врагов»

Слайд 2

«Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб .

Слайд 5

Цель : изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека. Задачи: Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду. Определить проблемы утилизации мусора; Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе Социологическое исследование населения;

Слайд 6

Этапы работы над проектом 1. Сбор информации 2.Состав свалок села Отказного 3. Анкетирование жителей села Отказного 4. Бытовые отходы нашей семьи 5. Пути решения проблемы.

Слайд 7

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Слайд 8

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 метров .

Слайд 13

Разлагается : Бумага – 2-3 года Изделия из ткани -2-3 года Деревянные изделия - несколько десятков лет Консервная банка - более 90 лет Полиэтиленовый пакет - более 200лет Пластмасса -500 лет Стекло -1000лет

Слайд 14

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЧИСТОТА НАШЕГО СЕЛА?» опрошено 30 человек: 5 человек – от 13-17 лет 5 человек – от 18-25 лет 7 человек- 26-35 лет 8 человек – от 36-50 лет 5 – старше 50 лет

Слайд 15

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЧИСТОТА НАШЕГО СЕЛА?»

Слайд 16

Как вы считаете, кто больше всего мусорит? 7 человек – молодежь, 5 человек- подростки, 18 человек – взрослое население села

Слайд 17

Главная причина 1. Недостаточное количество контейнеров для мусора – 65% 2. Низкий уровень культуры – 35%

Слайд 18

Бытовые отходы нашей семьи 1 место – пищевые отходы 2 место- пластмасса 3 место- стекло

Слайд 19

Пути решения проблем мусорного загрязнения : Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне). Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков) Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место. Установка штрафов за нарушения. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Самые страшные животные мира.

Презентация расширяет кругозор учащихся 7 класса о видах животных, мифах и легендах, связанных с их происхождением и образом жизни....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Публикация методической пособии для жителей МО № 6 Санкт-Петербурга "Терроризм - страшный враг и угроза общества"

Одна из основных целей террористической акции - посеять страх у как можно большего числа людей. Разновидности.Как действовать,Телефоны экстренных служб....

Урок чтения в 4 классе. Е. Пермяк. Самое страшное.

Презентация урока чтения в 4классе корекционой школы VIII вида по теме "Е.Пермяк. Самое страшное"...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...