РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ «К истокам духовности»
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Костюхина Алена Николаевна

Пояснительная записка

   Как защитить ребёнка от обрушившейся лавины зла и насилия, перемешанной с интересными и полезными явлениями в нашей жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КРУЖОК32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.С.Маркелова с.Максимовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Беспалова Л.А

Протокол №      

От                       2018г

«Согласовано»

Зам.дир.по УВР МБОУ «ООШ с. Максимовка»

________Евграшина М.В

«Принято»

На педагогическом совете

Протокол № 1

От    28.08 2018г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ с. Максимовка»

_______Е.Н.Симонова

Приказ № 77 от 31.08.2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО РПАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ

«К истокам духовности»

учителя: Костюхиной Алены Николаевны

Класс(ы):        5

2018-2019 уч год

Пояснительная записка

   Как защитить ребёнка от обрушившейся лавины зла и насилия, перемешанной с интересными и полезными явлениями в нашей жизни?

Духовность, нравственность, здоровье, почему этим категориям большое внимание уделяют специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности. Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д.

«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Проектирование мною программы «К истокам духовности» в школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Кружок «К истокам духовности» проводится в 5 классе в объеме 1 ч  в неделю. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Программой предусмотрено ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православной культуры, духовными традициями России в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Программа имеет культурологическую направленность. Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, – в единое образовательное содержание.

Общая цель: нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Планируемые результаты:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований.
  • развитие познавательной деятельности младшего подростка в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение описывать памятные события родного края, школы, семьи,
  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; 
  • знание имён и подвигов величайших просветителей, героев и святых людей России;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; 
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Краткое  содержание.

(православное воспитание) позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ученик может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Календарно - тематическое планирование кружка

п/п

Дата

Наименование раздела и тема урока

Количество часов

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие.

1

I.Четверть.

1

2

Красота в окружающем мире.

Рисование

3

Вначале было слово.

Работа с природным материалом

1

4

Вначале было слово.

Работа с природным материалом

5

Бог — Творец красивого мира (Изучение истории слова «спасибо»)

Интерактивная пирамида вежливых слов

1

6

Сотворение человека (Чтение и пересказ отрывков из Библии)

Изготовление фигурок человека из ниток

1

7

Правила жизни, данные людям (Запись современными понятиями)

Видеофильм Закон Божий, обсуждение

1

8

Иконы Божией Матери. Как изобразить доброе и красивое?

Рисование на тему «Доброта»

1

9

Древнейшая книга в России — Евангелие.

Мудрые мысли. Лампадка.

1

II.Четверть

10

Как люди покинули Рай.

Чтение и пересказ отрывков из Библии

1

11

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Просмотр и обсуждение мультфильмов

1

12

Добрые и злые люди. (Жизнеописание святых : Серафима Саровского и др)

Проект: Рисование древа добродетелей

1

13

За что были наказаны люди. (Чтение и пересказ отрывков из Библии)

Творческая работа: рисование на тему «Счастье»

1

14

Нравственные категории. Человек- созидатель культуры. Человек — хранитель культуры.

Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»

1

15

Нравственные категории. Человек- созидатель культуры. Человек — хранитель культуры.

Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»

1

16

Экскурсия в храм.

1

17

Всегда живое: Иконы. Храмы.

Проект: Возведение храма из цветной бумаги

1

III.Четверть

18

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. (конкурс рисунков)

Рисование русский орнамент

1

19

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. (конкурс рисунков)

Рисование русский орнамент

1

20

Зимние радости. Святки. (Рождественские посиделки)

Колядки и стихотворения - наизусть

1

21

раздник Крещения. (Из истории России)

Чтение – Лампадка, Незабудка

1

22

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. (Моя родословная)

Поделки: ангелочки

1

23

Праздник дня защитника Отечества.

Чтение рассказов о патриотах

1

24

Радости масленицы. Прощеное воскресенье. (Народные традиции)

Рисование

1

25

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. Радости православной веры

Проект: панно «Храм»

1

26

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. Радости православной веры

Проект: панно «Храм»

1

IV.Четверть

27

Весенние радости.

Конкурс рисунков

1

28

В ожидании праздника. (Традиции православного праздника Пасхи)

Разучивание пасхальных песен и стихотворений

1

29

Какого цвета праздник Пасхи?

Составление кроссворда

1

30

Праздник Дня Победы.

Мини сочинение

1

31

Родословие моей семьи. (Составление фамильного древа) Доброта и милосердие христианина

Проект: картина Мира

1

32

Мои обязанности. Радость послушания. Дети и родители

Проект: сочиняем сказку «О послушании

1

33

 Экскурсия.

1

34

 Экскурсия.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"

Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации....

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)

Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...