Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации и проведению профориентационного занятия в школе
    методическая разработка

    Тамара Васильевна Лисина

    В современном мире происходит быстрая смена профессий  и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений  возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же проблема возникает и у учителей, как научить ребят ориентироваться в сложном мире профессий и выбрать профессию по душе  и востребованную в обществе, которая бы «кормила его семью.

     Для эффективной работы с разными категориями школьников необходимо выстроить систему профориентационной работы в начальном  звене –школе.

    Методические  рекомендации помогут педагогам эффективно проводить  профориентационную работу со школьниками  используя самые распространенные формы и методы работы - профориентационные занятия, беседы, классные часы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2020lisina_t.v._metodich_rekomendatsii_profzanyatie.docx39.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Центр детского(юношеского)технического творчества

     Кировского района   Санкт-Петербурга

    Методические рекомендации по организации и проведению

    профориентационного  занятия в школе

    Разработчик:

    Лисина Тамара Васильевна,

    методист

    Санкт-Петербург

    2019

    Аннотация

    В современном мире происходит быстрая смена профессий  и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений  возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же проблема возникает и у учителей, как научить ребят ориентироваться в сложном мире профессий и выбрать профессию по душе  и востребованную в обществе, которая бы «кормила его семью.

     Для эффективной работы с разными категориями школьников необходимо выстроить систему профориентационной работы в начальном  звене –школе.

    Методические  рекомендации помогут педагогам эффективно проводить  профориентационную работу со школьниками  используя самые распространенные формы и методы работы - профориентационные занятия, беседы, классные часы.

    Пояснительная записка

    Основная тенденция развития современного мира-это переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. В мире,  где происходит стремительное повышение динамики развития технологий и техники, информатизация и цифровизация производства, появляются  новые способы организации деятельности (фриланс, коворкинг и др.), повышаются и  требования к уровню профессиональной специалистов.

    Санкт-Петербург  является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным и культурным центром, а также лидером инновационного развития российской промышленности. В регионе запущенны процессы системной модернизации рабочих мест, потребуются высококвалифицированные кадры, с учетом стратегии развития экономики Санкт-Петербург.

    Обеспечению отраслей экономики квалифицированными трудовыми ресурсами мешают ряд проблем:

    -сохраняется дисбаланс между потребностями экономика в кадрах и выпуску специалистов образовательных организаций:

    -сокращается численность населения трудоспособного возраста;

    - не сформирована полностью   целостная  системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда и повышением эффективности системы профессионального образования;

    - недостаточно компетентных специалистов в сфере психолого-профориентационной работы;

    - не сформирована   единая информационная системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры населения Санкт-Петербурга

    Так, в Государственной программе Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» обозначена экономическая функция профессиональной ориентации- это соответствие  между спросом и предложением рабочей силы, решение вопросов занятости и безработицы. Характеристика эффективности профессиональной ориентации- это комплекс мер, которые бы способствовали полному использованию трудового потенциала населения,   росту производительности  и качеству труда и смягчали бы ситуацию на рыке труда.  связанная с обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации и воздействием на занятость и безработицу. Кроме того, дана характеристика эффективности профессиональной ориентации, как комплекса мер, который способствует более полному использованию трудового потенциала населения, целесообразным структурным сдвигам в экономике, росту производительности и качества труда, смягчению ситуации на рынке труда. [1]

    Цель работы:

    -сформировать представления о процессе профессионального  самоопределения учащихся  разных возрастов;

    -расширить спектр форм и методов профориентационной работы со школьниками;

     Задачи:

    1. Познакомить со структурой профориентационного занятия в начальной школе;
    2.  Дать  представления о формах работы с учащимися средней школы;
    3. Оказать помощь в профессиональном самоопределении учащимся старшей школы

    Ожидаемые результаты:

    Методическая подготовка учителей и педагогов для проведения эффективной профориентационой работы с учащимися школ.

    Содержание

    Профориентация учащихся –важный аспект работа учителя и педагога дополнительного образования. Для подростков сложно сделать выбор  профессии  потому что ему не хватает  ответственности , «взрослого взгляда» на собственную личность; он(она) плохо мотивирована(а) на самостоятельную жизнь и поэтому не слишком задумывается на выбором будущей профессии. [1]

      Психолог Резапкина Г.В определяет профориентацию как научно обоснованная систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. [2]

    Этапы профессионального самоопределения

    1-4 классы –пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;

    -5-7 класс- ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности;

    8-9 класс- поисково –зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание  своих профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

    10-11 класс-этап развития профессионального самоопределения: уточнении личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

    Основные направления деятельности по профориентационной работе в ОУ

    • Профессиональнре просвещение;
    • Профессиональная диагностика;
    • Профессиональная консультация;
    • Профадаптация;
    • Профотбор.

    Система профориентационной работы в школе

    1-4 классы: 

    • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

    5-7 классы: 

    • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
    • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

    8-9 классы: 

    • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
    • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

    10-11 классы 

    • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Профориентационная работа с учащимися 1-11 классов

     Цель  профориентационной работы:  подготовка учащихся обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как его личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

    Задачи:

    1. Формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
    2. Развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
    3. Оказание морально-эмоциональной поддержки воспитанникам (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);
    4. Формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
    5. Диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности.

    Цель профориентации детей младшего школьного возраста: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, предоставление возможности испытать свои силы в доступных видах деятельности.

    Задачи:

    1. Ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить интерес к труду, общественно значимым мотивам труда, элементарным трудовым умениям, навыкам в трудовой деятельности;
    2. Воспитание у детей общей трудовой направленности, раскрытие важности труда, его значения в жизни человека и общества;
    3. Развитие потребности в общественно-полезном труде;
    4. Формировать с помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развить интерес к трудовой деятельности.

    Структура профориентационного занятия в младшем школьном возрасте

    В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. При планировании занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, краткий план или ход занятия, используемые материалы. Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся: учитель, повар и др.

    Цель: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. Можно формулировать три цели: учебную, развивающую и воспитательную: Задачи профессионального самоопределения для младших школьников: дать общие сведения о трудовой деятельности; о содержании труда самых распространенных профессий; о правилах поведения в процессе трудовой деятельности; сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду; воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.

    Задачи профориентационного занятия: сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности); познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества; развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка. Профориентационная работа в этот период заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.

    Формы работы:

    1.Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии.

    2. Игры, связанные с профессией. Игра еще в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклассников должны включаться две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия

    Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

    Игры: «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» , «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»(4)

    При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т.д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию.

     Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии

    3. Беседа. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры.

    -Беседа - рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д.

     -Беседа с приглашенными специалистами.

    Рекомендуем следующий алгоритм проведения встречи со специалистами: заранее договориться с родителями о визите, о цели посещения, сроках; определиться с экскурсоводом (это могут  быть родители) ; экскурсовод рассказывает о работе предприятия в целом и о занятии (деятельности, работе) отдельно взятого работника – родителя. Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, яркие впечатления от коллективной поездки, интересные фотографии, но и гордость конкретного ученика за родителей, профессии которых являются значимыми для современного общества.

    4.Рисунки. Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу.

     Рисуночные методики уместны для учеников 1-2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью.

    5.Профориентационная экскурсия как один из путей изучения профессии Экскурсии

    позволяют формировать представления младших школьников о мире труда и профессий,

    исходя из принципа наглядности.

    К 3 -4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях).

    Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии. Имеет место и другой критерий эффективности профориентационных занятий-активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:  

    - «Профессионального портфолио» (портфолио – это собрание работ определенного человека, иллюстрирующее его знания, навыки в каком-либо виде деятельности. Чаще всего портфолио состоит из краткого описания умений лица, его представляющего, и примеров его работ). 

    -Рабочая тетрадь «Мир профессий» (описание профессий, мини-сочинение «Профессии моих родителей», синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей.

    Цель профориентации детей среднего школьного возраста: сформировать у воспитанников нравственные основы выбора профессии, общественно значимые мотивы трудовой деятельности, первоначальный интерес к каким-либо профессиям.

    Задачи:

    1. Развивать потребности воспитанников в учебном, общественно полезном труде, продолжать ознакомление их с миром профессий, добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формования интереса к ним;
    2. Продолжение работы по формированию положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с более широким кругом ведущих профессий;
    3. Формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям;
    4. Формирование нравственных основ выбора профессии;
    5. Формирование осознания воспитанниками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

    Структура профориентационного занятия в среднем школьном возрасте

     В среднем школьном возрасте учащиеся  развивают  интересы к различных областях и в деятельности оценивают свои способности.

    Цель профориентационного занятия: формировать у учащихся нравственные основы выбора профессии, первоначальный интерес к каким-либо профессиям.

    Задачи профориентационного занятия: познакомить школьников с различными видами труда и профессиями, формировать у школьников общественнозначимые мотивы выбора профессии[3].

    Профориентация через учебный предмет –одно из направлений профориентации школьников. Предметы естественного-научного цикла знакомят с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики региона, формируют знания , умения и навыки , необходимые для успешного овладения этими профессиями.[5]

     Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного , мировозренческого фундамента профессиональной направленности.

     Можно выделить этапы работы учителя-предметника:

    1.Выделение  в программном материале тем в изложении которых можно включить профориентационный материал;

    2. Определить формы подачи профориентационного материала;

    3. Изучить литературу об областях экономики основных профессиях;

    4.Изучить интересы и склонности учащихся;

    5.Провести индивидуальную работу с учащимися;

    6.Углубить   своих знания по профориентации , педагогике, психологии личности.

    Учитель должен уяснить для себя перечень профессий и специальностей, с которыми возможно ознакомить школьников в процессе учебной деятельности .

    Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиграфические карточки[5].

    Таблица 1. Профессиографическиая карточка

    Класс

    Предмет

    Тема урока

    Отрасль профессии(специальность), с которой учитель знакомит учащихся

    Краткое содержание информации о профессиях

    Основными формами работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

    1 Беседы о профессиях:

    2 Решение практических задач;

    3.Учатие в олимпиадах, конкурсах:

    4.Просмотр фрагментов фильмов:

    5.Экскурии на предприятия

    6.Встерчи со специалистами

    7.Проведение тематических, литературно-художественных вечеров

    8.Оформлене стендов, альбомов  

     В рамках дополнительного образования для углубления интересов учащихся  в городе представлена сеть кружков и объединений, в том числе  в Центре  детского (юношеского) технического творчества.

    Цель профориентации воспитанников старшего школьного возраста: оказание профориентационной помощи в подготовке к выбору профессии.

    Задачи:

    1. Психолого-педагогическая диагностика по определению склонностей, способностей и особенностей воспитанников;
    2. Формирование готовности к самоопределению (конкретизация интересов, склонностей и возможностей воспитанника);
    3. Формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;
    4. Осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить со способами достижения результатов в профессиональной деятельности; самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней;
    5. Изучение и осознание личностных особенностей, интересов и склонностей;
    6. Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.[4]

    Структура профориентационного занятия в старшем  школьном возрасте

    Формы профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие клубов, кружков по интересам, профориентационные встречи со специалистами, профориентационная экскурсия, лектории, проведение профессиональных проб, научно-исследовательские работы участников программы, обзор научно-популярной и художественной литературы по профориентации.

     В профориентационной работе необходимо использовать интерактивные методы, поскольку это в игровой форме позволить учащимся познакомится с различными сферами профессиональной деятельности, получить опыт работы в коллективе. [1] Профориентационный тренинг-создает возможность для глубокого самопознания и самоопределения , помогает в активной форме собрать информацию о профессиях;

    Деловая игра-педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которой-обучение  участников игры и групп обладанию навыками принятия решений.

    Для профессионального самоопределения используются игры, моделирующие построение профессионального плана: «Цепочка профессий», «Угадай профессию», викторина «Предмет труда».

    Для моделирования аспектов профессиональной деятельности используются игры:: «Ассоциации», «Защита профессий» , «Профессиональная консультация»! «Приемная комиссия»

    Квест-игра –форма проведения досуга, способствует развитию логики, ловкости, умению работать  в команде.

     Команда или отдельные игроки  в рамках заранее объявленной легенды  за определенное время проходят этапы и выполняют задания,  находят спрятанные организаторами «ключи»(ответы на вопросы, коды) Побеждает команда  или игрок , выполнивший все задания.

    Кейс-стади-(метод ситуационного анализа) –педагогическая технология, основанная на моделировании предполагаемой или использовании реальной ситуации. Сущность метода кейс-стади-самостоятельная  деятельность  учащихся  в искусственно-созданной обстановке, которая дает возможность соединить теоретические и практические знания , необходимые для творческой деятельности  в профессиональной среде. Данный метод   способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, развивает лидерские способности и навыки взаимодействия в команде.

    Планируемые результаты по этапам деятельности:

    Воспитанники - участники программы получат знания по следующим направлениям:

    1. младший школьный возраст:

    - мир профессий;

    - виды труда;

    - терминология.

    1. средний школьный возраст:

    - представление о содержании профессий;

    - знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;

    - получение информации о правилах выбора профессии;

    - терминология профориентации.

    1. старший школьный возраст:

    - требования, предъявляемые к человеку, желающему приобрести данную специальность;

    - пути и условия профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства;

    - получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;

    - знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;

    Приложение 1

    Профориентация школьников - Классные часы, беседы по профориентации

    1-4 классы
    1. Мир моих интересов.
    2. Все работы хороши - выбирай на вкус.
    3. Профессии наших родителей.
    4. О профессиях разных, нужных и важных.

    5. Путь в профессию начинается в школе.
    6. Моя мечта о будущей профессии.
    7. Труд на радость себе и людям.


    5-8 классы
    1. Мир профессий. Человек-техника.
    2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.
    3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.
    4. Мир профессий. На страже закона. 
    5. Мир профессий. Книжная выставка.
    6. Мир профессий. Электронные помощники.
    7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий.
    8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку.

    9-12 классы

    1. Познай самого себя.
    2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
    3. Профориентация и медицинская профконсультация.
    4. Мотивы выбора профессии.
    5. Психологические характеристики профессий.
    6. Они учились в нашей школе.
    7. Выпускники школы-учителя.
    8. Профессии с большой перспективой.
    9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
    10. Что век грядущий нам готовит?

    11. Труд и творчество как главный смысл жизни.               
    12. Сотвори свое будущее.
    13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

    Информационные источники:

    1. Антонова М.В. Методические рекомендации для организации курса по профессиональной ориентации «Профессиональный навигатор» для 9 класса общеобразовательных организаций/М.В. Антонова.-М.:ООО»Русское слово-учебник», 2017

    2.  Резапкина Г.В. Знакомство с миром профессий: методические рекомендации для организации занятий в 1 классе  общеобразовательных организаций /Г.В. Резапкина .- М.: ООО «Русское слово»-учебник», 2018

    1. Резапкина  Г.В. «Беседы о самоопределении , книга для чтения учащихся

    5-7 классов, М. Образовательно-издательский центр «Академия ,

    ОАО «Московские учебники», 2012;

    1. Резапкина  Г.В.« Беседы о самоопределении , книга для чтения учащихся

    8-9 классов, М. Образовательно-издательский центр « Академия ,

    ОАО «Московские учебники», 2012;

    1. Формирование профориентационного самосознания учащихся/составитель О.Е. Ероховец.-Минск.:Красико-Принт, 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

    Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

    Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

    Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

    Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

    Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

    Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе

    Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....

    Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

    Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...