Программа гражданско-патриотического клуба "Факел"
рабочая программа

Нечаева Татьяна Николаевна

Настоящая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел» разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса для учащихся 9-х классов  МОБУ Новобурейской СОШ № 3. Программа составлена в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности.В национальной доктрине образования Российской Федерации  сформулирован  социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Сегодня обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные,    грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания. Патриотизм -  категория нравственная, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. На занятиях клуба «Факел» подростки приобретут нравственные, морально-психологические качества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakela.docx90.18 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ НОВОБУРЕЙСКАЯ СОШ № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ФАКЕЛ»http://d3ui957tjb5bqd.cloudfront.net/images/screenshots/products/71/713/713112/3107-1-f.jpg

СОСТАВИЛА:

Нечаева Т.Н., учитель               истории и обществознания

2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ФАКЕЛ»

Возраст обучающихся: 13 – 16 лет

Направление: общеинтеллектуальное

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1  Общие положения

Настоящая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел» разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса для учащихся 9-х классов  МОБУ Новобурейской СОШ № 3. Программа составлена в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
  • Положение о внеурочной деятельности МОБУ Новобурейской СОШ № 3.

В национальной доктрине образования Российской Федерации  сформулирован  социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Сегодня обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные,    грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания. Патриотизм -  категория нравственная, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. На занятиях клуба «Факел» подростки приобретут нравственные, морально-психологические качества. Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к

  • истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
  • национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке;
  • стране на карте мира: ее природе, экономике, месту  собственного жительства, «малой» Родине;
  • государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.

 Участниками гражданско-патриотического клуба «Факел» являются учащиеся 14 лет.  Основными принципами его деятельности  являются:

  • принцип добровольности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип преемственности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип гласности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип ответственности;
  • принцип коллективности;
  • принцип ответственности за собственное развитие.

 Вся деятельность гражданско-патриотического клуба «Факел» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей. Комплекс занятий клуба предусматривает охват детей 8 классов.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, обычаи, природу.  Гражданско-патриотическая деятельность способствует формированию у подростков гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, уважение к людям, милосердие, помогает им социализироваться в современном местном социуме.

Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.

Задачи:

  • воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;
  • осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;
  • воспитание глубокого уважения к воинам-ветеранам, защищавшим интересы Родины в годы ВОВ и в мирное послевоенное время (воины-интернационалисты);
  • воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям
  • воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
  • знакомство с историей и значением государственных праздников;

Организация деятельности кружка:

Деятельность кружка осуществляется на базе МОБУ Новобурейской СОШ № 3.

Основные формы работы кружка:

  • акции;
  • мастер-классы;
  • конкурсы;
  • конференции;
  • исследовательская и поисковая работа;
  • клубные встречи;
  • квесты;
  • викторины;

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают в себя как личностные, предметные, так и метапредметные результаты.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её истории и культуре;

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур;

 – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе);

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка образовательных достижений учащихся.

Оценка образовательных достижений учащихся происходит посредством анализа портфолио учащихся, включая следующие свидетельства:

  • участия обучающихся в социально-патриотических и гражданских акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в области;
  • подготовка и проведение общешкольных мероприятий, акций гражданско-патриотической направленности;
  • участия в муниципальных, региональных,  всероссийских конкурсах творческих работ;  
  • фоторепортажи о посещении социально-значимых мест;
  • педагогические наблюдения и диагностики;

Содержательный раздел

Учебный план курса внеурочной деятельности клуба «Факел»

Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Четверть

Количество часов

1

9

2

7

3

10

4

8

ИТОГО

34

 

Содержание  курса внеурочной деятельности клуба «Факел»

  1. Поисково-исследовательская работа.


«Край ты мой – капелька России». Знакомство с историей становления и развития Амурской области, Бурейского района; с историческими и государственными деятелями, принимавших участие в освоении и развитии Приамурья; с достопримечательностями областного и районного центров; встреча с известными людьми.  Оформление собранного материала в проектные и исследовательские работы, представление их на ежегодной научно-краеведческой конференции «Приамурье – наш общий дом», а так же на выставке в школьной библиотеке.

 «Моя родная школа». Изучение истории школы. Сбор информации о выпускниках школы. Сбор информации о педагогах-новаторах; о ветеранах педагогического труда; о вожатых.   Сбор информации о достижениях школы. Оформление собранного материала в проектные и исследовательские работы, представление их на ежегодной научно-краеведческой конференции «Приамурье – наш общий дом», а так же на выставке в школьной библиотеке. На основе собранного материала создание современного архива школы.

«Боевая и легендарная». Сбор информации  об участниках локальных современных войн, организация встреч с ветеранами боевых действий в Чечне, Афганистане.

  1. Участие в социально-значимых мероприятиях.

  • Акции, проводимые в Бурейском районе ко Дню Победы: «Георгиевская ленточка», «Синий платочек», «Фронтовая кружка».
  • Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, локальных современных войн.
  • Акции, проводимые в Бурейском районе к памятным датам истории: Дни воинской славы, День памяти  жертв репрессий, окончание второй мировой войны, начало Великой Отечественной войны.
  • Торжественные мероприятия, посвящённые памятным датам истории страны и Бурейского района.

 

  1. Просветительская работа членов клуба:

Проведение тематических мероприятий, встреч, по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций.  


Механизмы реализации содержания  курса внеурочной деятельности клуба «Факел»


Механизм реализации программы курса внеурочной деятельности клуба «Факел»  включает в себя: 
- четкое планирование каждую четверть;

- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел;

- пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;

-  разработка цифровых образовательных ресурсов;

- разработка методических рекомендаций, разработок внеурочных мероприятий;

- сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти.

Оценка эффективности внеурочной деятельности клуба «Факел»


В качестве критериев эффективности деятельности клуба используются качественные и количественные  показатели:

Качественные показатели:

 -  социальная адаптивность, социальная активность,  социальная устойчивость;

-  демократический стиль взаимоотношений в детском коллективе;

-  активная жизненная позиция, гражданское самосознание;

-  толерантное отношение к окружающим людям;

- достижения от участия в различных конкурсах, конференциях различного уровня.   

Количественные показатели:

- количество участников клуба;

- количество конкурсов, акций, мероприятий, проведенных участниками клуба;

- количество конкурсов, акций, мероприятий, в которых участники клуба приняли участие;

-  разработка методических рекомендаций и внеурочных мероприятий.


Примерный календарный план-график курса внеурочной деятельности клуба «Факел»

 
№ 


Мероприятия 


Период исполнения 


Ответственные 


1. 


Участие в ежегодном мероприятии, посвящённом окончанию Второй мировой войны 


2 сентября 


Руководитель ГПК «Факел», отдел по делам молодёжи Бурейского района.  

2. 

Мероприятия краеведческой направленности  

октябрь-ноябрь
 

Руководитель ГПК «Факел» 

3. 

Организация исследовательской деятельности учащихся: 
а) определение тем и направлений исследований; 
б) проведение учебных занятий по формированию исследовательской культуры школьников; 
в) ведение самостоятельной работы по изучению тем исследований. 

октябрь-декабрь 


 

Руководитель ГПК «Факел» 

 

4. 

Проведение опросов, анкетирования первых выпускников новой школы № 3, сбор сведений, оформление материалов 

в течение года 

Руководитель ГПК «Факел» 
 

5. 

Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности для учащихся школы 

1 раз в год 

Руководитель ГПК «Факел» 

6. 

Участие в конкурсах, мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых на территории Бурейского района 

в течение года

Руководитель ГПК «Факел», отдел по делам молодёжи  Бурейского района, Совет ветеранов Бурейского района

7. 

Участие в районной научно-практической конференции   «Приамурье – наш общий дом»  

по плану 

Руководитель ГПК «Факел», районный методический кабинет 

Мероприятие патриотической направленности   

декабрь 

Руководитель ГПК «Факел» 
 

9. 

Изучение литературы, сборников документов, периодической печати. 

в течение года 

Руководитель ГПК «Факел»,  школьная и районная библиотека 

15. 

Отчёт, о проделанной работе ГПК «Факел» 

июнь 

Руководитель ГПК «Факел» 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....