Музейный урок "Никто не забыт, ничто не забыто"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)

Ушакова Ольга Александровна

Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей и рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.

Подготовка к мероприятию способствует формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, публичных выступлений, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивает мыслительные, творческие, коммуникативные способности учащихся. Проведение музейного урока дает возможность больше узнать о жителях села Долганка, показать поисковую работу и приобщить школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе уроженцев села Долганка в Победу.

В ходе урока используются экспозиции музея, семейные архивы.Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей и рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.

Презентация "Книги Памяти" часть 1"Пропавшие без вести" в МКОУ "Долганская СОШ" - YouTube

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Долганская средняя общеобразовательная школа»

Крутихинский район Алтайский край

Музейный урок, посвященный Дню Победы

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов

Ушакова О.А. - учитель русского языка и литературы

Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей и рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.

Подготовка к мероприятию способствует формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, публичных выступлений, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивает мыслительные, творческие, коммуникативные способности учащихся.

Ожидаемые результаты: проведение музейного урока дает возможность больше узнать о жителях села Долганка, показать поисковую работу и приобщить школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе уроженцев села Долганка в Победу.

В ходе урока используются экспозиции музея, семейные архивы.

Целевые группы: учащиеся 8-11 классов

Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.

В подготовке и проведении задействованы учащиеся 8 класса - активисты музея, активисты РДШ

Цель урока:

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи:

1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой

Отечественной войны, своего края, района, села.

2. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах села.

3. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал.

4. Формировать чувство уважения к старшему поколению.

Ожидаемые результаты:

формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;

 охват школьников чтением художественной патриотической литературы; развитие творческих способностей учащихся.

 Наличие необходимых ресурсов:

- информационный ресурс: фонд школьной библиотеки, периодические

издания, материалы музейного пространства школы;

 использование мультимедийного проектора (презентация, видеоролики).

Место проведения: музейное пространство школы

Время проведения: 40 минут

Ведущий

Добрый день! Рады видеть вас в нашем школьном музее «Истоки».

На музейном уроке присутствуют учащиеся 8-11 классов, педагоги, заместитель прокурора района Капралова Наталья Александровна

Учащиеся
1.Гори, свеча, не затухай, не проходящей болью будь,
Пусть в пламени твоем встают, чей оборвался путь.


2.Кто из спокойных мирных дней шагнул в наземный ад
И кто до гробовой черты нес звание – солдат.


3.Кто в восемнадцать с небольшим познал цену потерь,
Кто за Россию, жизнь отдав, открыл в бессмертье дверь.


4.Гори, свеча, не затухай, не дай нахлынуть тьме,
Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне.


Ведущий

9 МАЯ – особенный день и для России, и для каждого из нас. В День Победы мы вспоминаем о страшной войне, в которой погибли около 27 миллионов советских людей. 1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков, 70 тысяч сел и деревень.

Почти не осталось тех, кто участвовал в боевых действиях, пережил все трудности войны. Теперь мы должны хранить память о подвигах солдат и командиров, их доблести и мужестве, благодаря которым была одержана победа.

Мы в вечном долгу перед ними, потому что за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. И отдать этот долг мы можем только памятью и уважением.

НАША ШКОЛА СОХРАНЯЕТ ПАМЯТЬ О НАШИХ ЗЕМЛЯКАМ, В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ МЫ РЕАЛИЗУЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: КНИГА ПАМЯТИ, СОЛДАТСКИЙ ПЛАТОК, БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК, МУЗЕЙ «ИСТОКИ» (краткий рассказ о проектах)

Презентация «ПАМЯТНИКИ»

Ведущий: Памятники Великой Отечественной войны, посвященные мужеству и героизму советских солдат, сражавшихся против фашистов, установлены во многих городах России и Европы. С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. На защиту Родины встала вся страна. Сегодня мы вспомним о самых важных памятниках Великой Отечественной войны

Дети рассказывают  о памятниках

Слайд 1

1.Историко-мемориальный комплекс «Мамаев курган» в Волгограде. 
Самый монументальный, величественный и знаменитый мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне. На верхнюю точку кургана ведет дорожка из 200 ступеней. Количество ступеней выбрано неспроста. Ведь именно столько дней продолжалась Сталинградская битва — самая страшная и самая кровопролитная за всю историю человечества.

Слайд 2

2. «Воин-освободитель» — монумент в берлинском  Трептов-парке — символ победы советского народа над нацизмом.  Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Согласно задумке, меч Победы, выкованный на Урале, был поднят в Сталинграде и опущен в Берлине.

Слайд 3

3. Памятник  советскому солдату-освободителю – солдату Алеше в болгарском городе Пловдив.
Монумент установлен на горе Бунарджик. Памятник является напоминанием последующему поколению о мужестве и героизме советских солдат, проявленных в ожесточенных боях за освобождение Европы от фашизма.

Слайд 4

4. Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у Кремлевской стены в Александровском саду праха неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву. Останки были перенесены из братской могилы на 41 км Ленинградского шоссе. Памятник состоит из надгробной плиты, покрытой бронзовым боевым знаменем, на котором лежат солдатская каска и лавровая ветвь. А в центре горит Вечный огонь славы, привезенный с Марсова поля. Рядом расположена надпись "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен". Так же композиционной составляющей мемориала является гранитная аллея со специальными блоками, где хранятся капсулы с землей из городов-героев.

Слайд 5

5. В нашем селе тоже имеется Памятник воинам, нашим землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник открыт в 1980 году. На фотографии выступает ветеран Великой Отечественной войны Гридин Петр Григорьевич.

Ведущий:

Советские солдаты освобождали не только Россию, но и другие страны. И везде им поставлены были памятники. В  Европе насчитывается около 4 тыс. памятников и мемориалов советским солдатам, из них около 1 тыс. - в Венгрии, более 500 - в Польше, по 250 - в Австрии и Словакии, около 50 - в Норвегии. К сожалению, сейчас мы наблюдаем вандализм и разрушение памятников в разных странах

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАГРАДЫ ВОВ»

Ведущий: Сейчас мы немного расскажем об орденах и медалях, которыми за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга, награждались герои тех лет.

Учащиеся рассказывают

Слайд 1

Орден «Победа» является высшим военным орденом. Им награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.

Слайд 2

2. Учреждён 6 апреля 1930 года для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. В годы Великой Отечественной войны орден Красной Звезды был выдан около 2900 тысяч раз. Ветеран Великой Отечественной войны, наш земляк Фатеев Андрей Семенович награжден тремя орденами Красной Звезды.

Слайд 3

3. Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги. Орден Славы имеет три степени.

Слайд 4

4. 20 мая 1942 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении ордена Отечественной войны I и II степени» и вместе с ним статут нового ордена. Впервые в истории советской наградной системы были перечислены конкретные подвиги, за которые выдавалась награда представителям всех основных родов войск. Особо оговаривалось право на этот орден гражданских лиц, награждавшихся за вклад в общую победу над врагом. Орденом I степени награждается тот, кто лично уничтожит 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника, либо в составе орудийного расчета - 3 тяжелых или средних танка или 5 легких. Орден II степени мог заслужить тот, кто лично уничтожит 1 тяжелый или средний танк или 2 легких, либо в составе орудийного расчета 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника.

Уроженцы села Долганка награждены Орденом I степени -66 человек, Орденом II  степени -185 человек, а всего 251 участник.

Слайд 5

5. Медаль учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза» для граждан, удостоенных высшей степени отличия — звания «Герой Советского Союза». Первоначально медаль также называлась «Герой Советского Союза», однако согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года внесено изменение в статьи 2-4 Указа от 1 августа; отныне она стала именоваться как медаль «Золотая Звезда».

Слайд 6

6. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ей награждали исключительно за храбрость, проявленную в бою. Государственная награда СССР и Российской Федерации. Была учреждена 17 октября 1938 года для награждения воинов Красной Армии, Военно-Морского Флота и пограничной охраны за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза при защите неприкосновенности государственных границ или при борьбе с диверсантами, шпионами и прочими врагами Советского государства.

Ведущий: Это небольшая часть наград, которых удостаивались участники войны.

Трек «От героев былых времен» -фоном
– В России нет семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Практически у всех наших соотечественников есть родственники, которые побывали на фронте или работали в те годы тылу, приближая победу. И сегодня мы вспомним их имена.

ГЕРОИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

1.Кобылина Даша начинает, остальные подхватывают

КОБЫЛИН ГАВРИЛ ИВАНОВИЧ, 1917 года рождения

Работал в колхозе «Факел Революции» учетчиком на ферме, комсомолец, был секретарем комсомольской организации колхоза.

Был призван в июле 1941 года, рядовой

Пропал без вести в январе 1942 года

Дети называют своих прадедов

Видеролик «Письма из будущего. Письма на фронт»

(Ученик нашей школы обращается к своему прадеду)

Ведущий: Мы помним уроки истории и чтим память погибших за мир, в котором живем!

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Светлов «ИТАЛЬЯНЕЦ» Русаков Роман

Ведущий: Читаем нашу Книгу Памяти. Прошкина Полина

 ФАТЕЕВ А.С.

Ведущий: БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК НАШЕГО СЕЛА  

 

Видеоролик «Пропавшие без вести»

(Видеоролик создан по материалам Книги Памяти, в нем 272 фамилии уроженцев села Долганка, не вернувшихся с поля боя)

Ведущий: С 2005 года проводится патриотическая акция «Георгиевская ленточка» с целью вернуть и привить ценность праздника молодому поколению. Лента возникла в 1769 году, когда императрица Екатерина II утвердила орден Святого Георгия. Этот знак отличия вручали офицерам за подвиги в Русско-турецкой войне. Награду следовало носить на полосатой ленте государственных цветов — чёрного и жёлтого. По названию ордена она получила имя георгиевской.

В канун празднования дня Победы каждый может повязать «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом СССР, как символ воинской доблести, Победы, боевой славы и признания заслуг фронтовиков.

Активисты раздают георгиевскую ленточку всем присутствующим

Слово предоставляется засместителю прокурора района Капраловой Н.А.  

 Ведущий: День Победы наша страна празднует так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Прошло уже 77 лет со Дня Победы, но мы до сих пор чтим память павших, кланяемся живым. И давайте будем лично причастны к этому великому событию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Награды Великой Отечественной войны 1941 - 1945

Слайд 2

Орден «Победа»

Слайд 3

Орден Красной Звезды

Слайд 4

Орден Славы

Слайд 5

Орден Отечественной войны

Слайд 6

Медаль «Золотая Звезда»

Слайд 7

Медаль «За отвагу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никто не забыт, ничто не забыто.

Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...

Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Тема: 60-летие победыЦели:1.  Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2.  Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....

Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"

Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....

Никто не забыт, ничто не забыто.

10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....