Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в искусственный интеллект»
рабочая программа (5 класс)
Современный мир развивается под влиянием цифровых технологий, и особое место среди них занимает искусственный интеллект (ИИ). Сегодня дети сталкиваются с ИИ ежедневно — от голосовых помощников до онлайн-переводчиков и рекомендательных сервисов.
Формирование у школьников базовых знаний о принципах работы ИИ, развитие навыков алгоритмического мышления и ответственного отношения к цифровым технологиям является важной задачей образования.
Данный курс внеурочной деятельности реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Технология и техническое творчество» и соответствует требованиям ФГОС ООО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ямало-Ненецого автономного округа
УО Шурышкарский район
МБОУ "Овгортская ШИСОО"
РАССМОТРЕНО Руководитель МС ________________________ Украинцева О.В. Приказ № 193 от «31» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитанию ________________________ Гребенщикова М.А. Приказ № 193 от «31» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ________________________ Жукова В.Н. Приказ № 193 от «31» августа 2024 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шаг в искусственный интеллект»
5 класс
Учитель: Украинцева О.В.
Учебный год: 2024/2025
с.Овгорт 2024
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шаг в искусственный интеллект» (5 класс, 35 часов)
1. Пояснительная записка
Современный мир развивается под влиянием цифровых технологий, и особое место среди них занимает искусственный интеллект (ИИ). Сегодня дети сталкиваются с ИИ ежедневно — от голосовых помощников до онлайн-переводчиков и рекомендательных сервисов.
Формирование у школьников базовых знаний о принципах работы ИИ, развитие навыков алгоритмического мышления и ответственного отношения к цифровым технологиям является важной задачей образования.
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Технология и техническое творчество» и соответствует требованиям ФГОС ООО.
Цель курса: формирование у обучающихся первоначальных представлений об искусственном интеллекте, его применении в жизни и развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
- познакомить с основными понятиями и направлениями ИИ;
- развивать алгоритмическое мышление и навыки работы с данными;
- освоить простейшие инструменты визуального программирования;
- научить применять онлайн-сервисы ИИ для практических задач;
- развивать творческое и критическое мышление;
- воспитывать ответственное отношение к использованию цифровых технологий.
Место курса в учебном плане: Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- формирование интереса к цифровым технологиям и искусственному интеллекту;
- развитие ответственности при работе с информацией;
- осознание роли человека в цифровом обществе.
Метапредметные результаты:
- умение ставить цели и планировать деятельность;
- развитие коммуникативных навыков в групповой работе;
- умение использовать цифровые инструменты для решения учебных и проектных задач.
Предметные результаты:
- понимание понятий «алгоритм», «данные», «машинное обучение», «искусственный интеллект»;
- умение создавать простейшие алгоритмы в среде Scratch;
- навыки работы с сервисами ИИ (распознавание речи, изображений, текстов, генерация контента);
- способность реализовать мини-проект с элементами ИИ.
3. Содержание курса
Раздел 1. Введение в искусственный интеллект (6 часов)
Раздел 2. Алгоритмы и данные (8 часов)
Раздел 3. Практика работы с ИИ-сервисами (10 часов)
Раздел 4. Человек и искусственный интеллект (7 часов)
Раздел 5. Итоговое занятие (4 часа)
4. Формы организации занятий
Мини-лекции, практические работы, групповые и индивидуальные проекты, игры и дискуссии, защита проектов.
5. Формы контроля
Устные ответы и участие в обсуждениях, выполнение практических заданий, мини-проекты, итоговый проект «Мой первый проект с ИИ».
6. Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ | Тема занятия | Тип занятия | Формы работы | Планируемые результаты |
1 | Что такое искусственный интеллект? | Вводное | Беседа, обсуждение | Понимание термина ИИ |
2 | История ИИ | Изучение нового | Презентация, вопросы | Знание этапов развития |
3 | Где мы встречаем ИИ | Практикум | Групповая работа | Осознание применения в жизни |
4 | Технологии распознавания | Демонстрация | Просмотр примеров | Знание видов распознавания |
5 | Человек и машина | Дискуссия | Работа в парах | Умение рассуждать |
6 | Игра «Научи робота думать» | Практикум | Игровая форма | Освоение принципа обучения |
7 | Алгоритм в жизни | Практикум | Задачи, примеры | Понимание понятия «алгоритм» |
8 | Алгоритмы в компьютере | Практикум | Работа у доски | Умение составлять простые схемы |
9 | Scratch: знакомство | Практикум | Работа за ПК | Базовые навыки Scratch |
10 | Создание алгоритмов | Практикум | Индивидуально | Создание анимации |
11 | Данные: что это | Теория+практика | Примеры | Понимание работы с данными |
12 | Машинное обучение | Практикум | Демонстрация | Понимание принципа «учим на примерах» |
13 | Сортировщик картинок | Практикум | Работа в сервисе | Навык обучения модели |
14 | Мини-проект «Мой первый интеллект» | Проект | Группы | Создание мини-проекта |
15 | Онлайн-сервисы ИИ | Практикум | Обзор сервисов | Умение ориентироваться в сервисах |
16 | Работа с чат-ботами | Практикум | Диалоги | Навык общения с ИИ |
17 | Распознавание изображений | Практикум | Работа с сервисом | Понимание компьютерного зрения |
18 | Обучение моделей | Практикум | Индивидуально | Навык обучения модели |
19 | Голосовые помощники | Теория+практика | Демонстрация | Понимание принципа работы |
20 | Создание голосового ассистента | Практикум | Работа за ПК | Умение создавать ассистента |
21 | Генерация текста | Практикум | Работа с ChatGPT | Умение формулировать запросы |
22 | Генерация изображений | Практикум | Работа с DALL·E, Kandinsky | Умение создавать изображения |
23 | Создание постера с ИИ | Практикум | Индивидуально | Творческое использование ИИ |
24 | Мини-проект «Умный помощник» | Проект | Группы | Создание группового проекта |
25 | Может ли машина думать? | Дискуссия | Обсуждение | Критическое мышление |
26 | Этика ИИ | Дискуссия | Групповая работа | Осознание плюсов и минусов |
27 | Опасности и ограничения | Теория+дискуссия | Примеры | Умение видеть риски |
28 | Профессии будущего | Беседа | Обсуждение | Понимание перспектив |
29 | Практикум: творческие проекты с ИИ | Практикум | Индивидуально | Пробы проектирования |
30 | Подготовка проектов | Проект | Работа в группах | Подготовка итоговой работы |
31 | Консультация перед защитой | Проект | Репетиция | Корректировка проектов |
32 | Защита проектов (1 часть) | Проект | Презентация | Навык публичного выступления |
33 | Защита проектов (2 часть) | Проект | Презентация | Защита идей |
34 | Обсуждение работ | Итог | Дискуссия | Умение анализировать |
35 | Итоговое занятие. Рефлексия | Итог | Круглый стол | Подведение итогов |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
компьютерный класс (или ноутбуки/планшеты) с выходом в интернет;
мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска);
наушники и микрофоны для работы с сервисами распознавания речи;
локальная сеть для совместной работы учащихся.
Программное обеспечение:
операционная система (Windows/Linux/MacOS);
среда визуального программирования Scratch;
доступ к онлайн-сервисам ИИ (Teachable Machine, ChatGPT, Яндекс Алиса, DALL·E, Kandinsky и др.);
офисные программы (Word, PowerPoint или аналоги).
Учебно-методическое обеспечение:
методические рекомендации для учителя по курсу «Шаг в искусственный интеллект»;
презентации и раздаточные материалы по темам занятий;
рабочие тетради или электронные шаблоны для практических заданий;
примеры мини-проектов, выполненных в средах Scratch и онлайн-сервисах ИИ.
8. Используемая литература и интернет-ресурсы
Основная литература
Босова Л. Л., Босова А. Ю. «Информатика. Рабочие программы. 5–9 классы» — М.: БИНОМ, 2020.
Гриншкун В. В., Гриншкун А. В. «Цифровые технологии в современном образовании» — М.: Академия, 2021.
Блинов В. И., Долгова Л. П., Есенина Е. Ю. «Искусственный интеллект: введение для школьников» — М.: Просвещение, 2022.
Дополнительная литература
Минц А. А. «Машинное обучение и искусственный интеллект: доступно школьникам» — СПб.: Питер, 2021.
Кернс М. «Этика алгоритмов. Как ИИ принимает решения и как они влияют на людей» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
Рассел С., Норвиг П. «Искусственный интеллект. Современный подход» — М.: Вильямс, 2020 (адаптированные главы для учителя).
Интернет-ресурсы
https://scratch.mit.edu — визуальное программирование Scratch.
https://teachablemachine.withgoogle.com — обучение моделей без программирования.
https://openai.com — сервисы ИИ (ChatGPT, DALL·E).
https://yandex.ru/alice — голосовой помощник Яндекс Алиса.
https://sber.ai — инструменты ИИ (Kandinsky, GigaChat).
https://code.org — обучающая платформа по программированию.
https://resh.edu.ru — Российская электронная школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
