Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в искусственный интеллект»
рабочая программа (5 класс)

Украинцева Ольга Викторовна

Современный мир развивается под влиянием цифровых технологий, и особое место среди них занимает искусственный интеллект (ИИ). Сегодня дети сталкиваются с ИИ ежедневно — от голосовых помощников до онлайн-переводчиков и рекомендательных сервисов.
Формирование у школьников базовых знаний о принципах работы ИИ, развитие навыков алгоритмического мышления и ответственного отношения к цифровым технологиям является важной задачей образования.
Данный курс внеурочной деятельности реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Технология и техническое творчество» и соответствует требованиям ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Ямало-Ненецого автономного округа‌‌

‌УО Шурышкарский район‌

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МС

________________________

Украинцева О.В.

Приказ № 193 от «31» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по воспитанию

________________________

Гребенщикова М.А.

Приказ № 193 от «31» августа   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

________________________

Жукова В.Н.

Приказ № 193 от «31» августа   2024 г.

 

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шаг в искусственный интеллект»
5 класс



Учитель: Украинцева О.В.

Учебный год: 2024/2025

с.Овгорт‌ 2024


Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шаг в искусственный интеллект» (5 класс, 35 часов)

1. Пояснительная записка

Современный мир развивается под влиянием цифровых технологий, и особое место среди них занимает искусственный интеллект (ИИ). Сегодня дети сталкиваются с ИИ ежедневно — от голосовых помощников до онлайн-переводчиков и рекомендательных сервисов.
        Формирование у школьников базовых знаний о принципах работы ИИ, развитие навыков алгоритмического мышления и ответственного отношения к цифровым технологиям является важной задачей образования.
        Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Технология и техническое творчество» и соответствует требованиям ФГОС ООО.

Цель курса: формирование у обучающихся первоначальных представлений об искусственном интеллекте, его применении в жизни и развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

Задачи курса:
- познакомить с основными понятиями и направлениями ИИ;
- развивать алгоритмическое мышление и навыки работы с данными;
- освоить простейшие инструменты визуального программирования;
- научить применять онлайн-сервисы ИИ для практических задач;
- развивать творческое и критическое мышление;
- воспитывать ответственное отношение к использованию цифровых технологий.

Место курса в учебном плане: Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- формирование интереса к цифровым технологиям и искусственному интеллекту;
- развитие ответственности при работе с информацией;
- осознание роли человека в цифровом обществе.

Метапредметные результаты:

- умение ставить цели и планировать деятельность;
- развитие коммуникативных навыков в групповой работе;
- умение использовать цифровые инструменты для решения учебных и проектных задач.

Предметные результаты:

- понимание понятий «алгоритм», «данные», «машинное обучение», «искусственный интеллект»;
- умение создавать простейшие алгоритмы в среде Scratch;
- навыки работы с сервисами ИИ (распознавание речи, изображений, текстов, генерация контента);
- способность реализовать мини-проект с элементами ИИ.

3. Содержание курса

Раздел 1. Введение в искусственный интеллект (6 часов)

Раздел 2. Алгоритмы и данные (8 часов)

Раздел 3. Практика работы с ИИ-сервисами (10 часов)

Раздел 4. Человек и искусственный интеллект (7 часов)

Раздел 5. Итоговое занятие (4 часа)

4. Формы организации занятий

Мини-лекции, практические работы, групповые и индивидуальные проекты, игры и дискуссии, защита проектов.

5. Формы контроля

Устные ответы и участие в обсуждениях, выполнение практических заданий, мини-проекты, итоговый проект «Мой первый проект с ИИ».

6. Календарно-тематическое планирование (35 часов)

Тема занятия

Тип занятия

Формы работы

Планируемые результаты

1

Что такое искусственный интеллект?

Вводное

Беседа, обсуждение

Понимание термина ИИ

2

История ИИ

Изучение нового

Презентация, вопросы

Знание этапов развития

3

Где мы встречаем ИИ

Практикум

Групповая работа

Осознание применения в жизни

4

Технологии распознавания

Демонстрация

Просмотр примеров

Знание видов распознавания

5

Человек и машина

Дискуссия

Работа в парах

Умение рассуждать

6

Игра «Научи робота думать»

Практикум

Игровая форма

Освоение принципа обучения

7

Алгоритм в жизни

Практикум

Задачи, примеры

Понимание понятия «алгоритм»

8

Алгоритмы в компьютере

Практикум

Работа у доски

Умение составлять простые схемы

9

Scratch: знакомство

Практикум

Работа за ПК

Базовые навыки Scratch

10

Создание алгоритмов

Практикум

Индивидуально

Создание анимации

11

Данные: что это

Теория+практика

Примеры

Понимание работы с данными

12

Машинное обучение

Практикум

Демонстрация

Понимание принципа «учим на примерах»

13

Сортировщик картинок

Практикум

Работа в сервисе

Навык обучения модели

14

Мини-проект «Мой первый интеллект»

Проект

Группы

Создание мини-проекта

15

Онлайн-сервисы ИИ

Практикум

Обзор сервисов

Умение ориентироваться в сервисах

16

Работа с чат-ботами

Практикум

Диалоги

Навык общения с ИИ

17

Распознавание изображений

Практикум

Работа с сервисом

Понимание компьютерного зрения

18

Обучение моделей

Практикум

Индивидуально

Навык обучения модели

19

Голосовые помощники

Теория+практика

Демонстрация

Понимание принципа работы

20

Создание голосового ассистента

Практикум

Работа за ПК

Умение создавать ассистента

21

Генерация текста

Практикум

Работа с ChatGPT

Умение формулировать запросы

22

Генерация изображений

Практикум

Работа с DALL·E, Kandinsky

Умение создавать изображения

23

Создание постера с ИИ

Практикум

Индивидуально

Творческое использование ИИ

24

Мини-проект «Умный помощник»

Проект

Группы

Создание группового проекта

25

Может ли машина думать?

Дискуссия

Обсуждение

Критическое мышление

26

Этика ИИ

Дискуссия

Групповая работа

Осознание плюсов и минусов

27

Опасности и ограничения

Теория+дискуссия

Примеры

Умение видеть риски

28

Профессии будущего

Беседа

Обсуждение

Понимание перспектив

29

Практикум: творческие проекты с ИИ

Практикум

Индивидуально

Пробы проектирования

30

Подготовка проектов

Проект

Работа в группах

Подготовка итоговой работы

31

Консультация перед защитой

Проект

Репетиция

Корректировка проектов

32

Защита проектов (1 часть)

Проект

Презентация

Навык публичного выступления

33

Защита проектов (2 часть)

Проект

Презентация

Защита идей

34

Обсуждение работ

Итог

Дискуссия

Умение анализировать

35

Итоговое занятие. Рефлексия

Итог

Круглый стол

Подведение итогов

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение:

компьютерный класс (или ноутбуки/планшеты) с выходом в интернет;

мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска);

наушники и микрофоны для работы с сервисами распознавания речи;

локальная сеть для совместной работы учащихся.

Программное обеспечение:

операционная система (Windows/Linux/MacOS);

среда визуального программирования Scratch;

доступ к онлайн-сервисам ИИ (Teachable Machine, ChatGPT, Яндекс Алиса, DALL·E, Kandinsky и др.);

офисные программы (Word, PowerPoint или аналоги).

Учебно-методическое обеспечение:

методические рекомендации для учителя по курсу «Шаг в искусственный интеллект»;

презентации и раздаточные материалы по темам занятий;

рабочие тетради или электронные шаблоны для практических заданий;

примеры мини-проектов, выполненных в средах Scratch и онлайн-сервисах ИИ.

8. Используемая литература и интернет-ресурсы

Основная литература

Босова Л. Л., Босова А. Ю. «Информатика. Рабочие программы. 5–9 классы» — М.: БИНОМ, 2020.

Гриншкун В. В., Гриншкун А. В. «Цифровые технологии в современном образовании» — М.: Академия, 2021.

Блинов В. И., Долгова Л. П., Есенина Е. Ю. «Искусственный интеллект: введение для школьников» — М.: Просвещение, 2022.

Дополнительная литература

Минц А. А. «Машинное обучение и искусственный интеллект: доступно школьникам» — СПб.: Питер, 2021.

Кернс М. «Этика алгоритмов. Как ИИ принимает решения и как они влияют на людей» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.

Рассел С., Норвиг П. «Искусственный интеллект. Современный подход» — М.: Вильямс, 2020 (адаптированные главы для учителя).

Интернет-ресурсы

https://scratch.mit.edu — визуальное программирование Scratch.

https://teachablemachine.withgoogle.com — обучение моделей без программирования.

https://openai.com — сервисы ИИ (ChatGPT, DALL·E).

https://yandex.ru/alice — голосовой помощник Яндекс Алиса.

https://sber.ai — инструменты ИИ (Kandinsky, GigaChat).

https://code.org — обучающая платформа по программированию.

https://resh.edu.ru — Российская электронная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...