Организация и содержание работы с одарёнными детьми в МОУ СОШ № 1
статья на тему

   Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивает актуальность и необходимость данной программы развития одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brylyova_ka_statya_odaryonnye_deti.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание работы с одарёнными детьми

в МОУ СОШ № 1

К.А. Брылёва  

заместитель директора по НМР

МОУ СОШ № 1

    Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одарённости, начиная с самого раннего детства.

   Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивает актуальность и необходимость данной программы развития одарённых детей.

  Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, включая возрастную и скрытую одарённость, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования.

        После проведения ряда семинаров  «Одарённые дети – наше будущее!» получили результаты:  в нашем образовательном учреждении

  1. ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приёмов  организации образовательного процесса с учётом современных требований;
  2. решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;
  3. осуществляется профильная подготовка по отдельным предметам;
  4. формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
  5. широко развёрнута научно – исследовательская деятельность учащихся и педагогов;
  6. учащиеся имеют определённые успехи в  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня.

   Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:

  1. психолого-педагогической диагностики одарённых детей;
  2. адресной поддержки учащихся и учителей для развития способности и таланта;
  3. работы с семьями одарённых детей;
  4. адаптации в социуме одарённых детей.

     Кроме того, коллектив нашей школы  считает, что вопросы обучения и развития одарённых детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребёнка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения.

   К примеру, Ломоносов и Леонардо да Винчи, Пушкин и Ньютон - эти имена мы знаем с детства. Талантливых людей мы видим по телевизору, читаем о них в книгах и учебниках, но часто не задумываемся о том, что гениями их считали не всегда. Когда-то все они были детьми - не похожими на своих сверстников. 

   И далеко не всегда человек с высоким интеллектом хорошо учится. Менделеев, например, имел "тройку" по химии, а Эйнштейн - по физике. Творческая одаренность также не всегда способствует успехам в школе. Вот, например, какую характеристику дали Н. В. Гоголю его учителя: "В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв".

   От талантливых спортсменов тоже не нужно требовать, чтобы они хорошо учились. Ведь не ожидают же учителя от отличников, что они будут ставить спортивные рекорды.

  Одаренных людей отличает склонность к юмору и сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе - решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы,

  Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

  Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:

  1. Традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.
  2. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.
  3. Наличие  в классе детей с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Это требует  от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

  Коллектив школы поставил перед собой цель: создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.

    На методическом совете школы было разработано положение о работе с одарёнными детьми, в котором подробно были прописаны  участники реализации данного проекта и их функционал, принципы работы с одарёнными детьми, формы проведения мониторинга реализации положения.

  Также был разработан календарный план работы  в данном направлении, в котором прописаны основные мероприятия, позволяющие выявить способности учащихся в той или иной сфере.

   Ожидаемый результат:

1. Обеспечены условия для развития всех учащихся школы.

2. Изменены показатели социального статуса, социального интеллекта и школьной

   успеваемости.

3. Повышение показателей успешности детей на городских, краевых, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

4.Повышение качества образования.

5.Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

       Выводы:     Проделанный анализ реализации проекта «Одарённые дети» в МОУ СОШ № 1  позволил сделать следующие выводы:

  1. процесс работы в данном направлении в школе начал реализовываться;
  2. педагогический коллектив проявляет интерес к этому направлению деятельности;
  3. ведётся постоянная работа по созданию  благоприятных условий для интеллектуального, морально – физического развития одарённых детей
  4. повышается педагогическое мастерство в освоении инновационных технологий;
  5. увеличивается количество учителей и учащихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах разного уровня;
  6. при реализации данного проекта заметно повышение качества обучения.

   Итак, одаренными мы считаем таких детей и подростков, уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им добиться в будущем высоких профессиональных и творческих достижений.

    Главное отличие одаренных детей от обыкновенных – умственная активность. Самая яркая характеристика любого одаренного ребенка, которая не зависит  от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья – стремление к познанию. Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей, так как способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, т. е. приносить радость, удовольствие.

  Пренебрежение, безразличие к познавательной деятельности ребенка пагубно для него. При сильной потребности в познании запрещение творчества может более положительно влиять на развитие ребенка, чем равнодушие.

  Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах. 

   Поэтому данная работа имеет большую практическую направленность, позволяет разработать такую программу, которая была бы направлена на максимальное развитие умений, навыков, способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря « Способности – объяснение вашего успеха».

  Ресурсы: Ресурсами к  осуществлению заявленных мероприятий будут являться: научно-методические разработки, приёмы, методы; информационные коммуникативные технологии; кабинет информатики; кабинеты, оборудованные видео -  и мультимедиа аппаратурой; компьютерные программы; ЦОР,  ИНТЕРНЕТ

Литература

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М. – РАО. – 1994. – 228
  3. Землянская Е.Н. Организация работы с одарёнными учащимися в начальной школе.
  4. Никишина И.В. – диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. –В.- Учитель. – 2007.-141 с.
  5. Проекты и исследования в развивающей школе/Авт.-сост. и науч.ред. А.С. Сиденко.-М.- АПКиППРО, 2007. – 80 с.
  6. Прохорова С.Ю. «Организация работы с одарёнными детьми в сельской начальной школе полного дня». – Развитие школы, 2007
  7. Рычкова В.В. Одарённость: диагностика и развитие (психологический аспект) в 2-х частях, Чита, 2005.
  8. http://festival.1.september.ru 
  9. http://pedsovet.org 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...

"Работа с одарёнными детьми" - содержание выступления на вебинаре РУМО

Основные этапы в работе учителей МО с одарёнными детьми....

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Презентация "Содержание и методика работы с одарёнными детьми"

Презентация "Принципы работы с одарёнными детьми"...

Приложение 1 Формы организации и содержание работы с одарёнными детьми на школьном, муниципальном всероссийском уровнях

Приложение 1 Формы организации и содержание работы   с одарёнными детьми на школьном, муниципальном  всероссийском уровнях...