Интегрированный урок по теме "Числительные"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Сударкина Лилия Юрьевна

Интегрированный урок русского языка и математики по теме" Числительные"

Цели урока:

1. Закрепитьправиласклонениячислительныхприрешенииматематическихзаданий.

2.  Обеспечитьпрактическоеиспользованиелингвистическихзнанийнаурокахматематики, способствоватьразвитиюречиучащихсянамежпредметнойоснове. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chislitelnye.zip782.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 6 классе


«Склонение числительных на уроках русского языка и математики»


Цели урока:

1. Закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий.

2.  Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках математики, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе.

                                                                         

Раздаточный материал:

1. Карточки с заданием на склонение количественных числительных.

2. Карточки с заданием на выбор правильного слова.

3. Вырезанные из белой бумаги "ладони" по количеству учащихся в классе.

4. Плакат с определением имени числительного.

5. Магнитная доска.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Технологии:

•    информационно-коммуникативные ( использование компьютерной презентации);

•    организация обучения как освоение нового опыта (устное решение задач, работа с раздаточным материалом, самостоятельное выпол нение заданий, творческая работа учащихся);

•    решение поставленной задачи через выполнение разных заданий разработанных в модуле для учащихся 6-го и 10-го классов;

•    критического мышления (создание синквейнов на стадии рефлексии».

Оформление доски:

На доске пишется название урока, эпиграф:

"И сильно возлюбив искусство

числительное, помыслил я,

что без числа никакое рассуждение

философское не слагается,

всей мудрости матерью его полагая",

(Анания из Ширака, армянский математик VI в.)

Внизу доски размещаются съемные карточки (на магнитах) со словами: "пятерка", "пя так", "пять", "впятером", "пятый".

ХОД УРОКА

1. Слово учителя математики: «Сегодня на уроке вам будет предоставлена редкая возможность "алгебру гармонией разъять". Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания».

2. Индуктор.

Учитель  русского языка читает стихотворение:

"По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног,

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята".

Учитель задает вопрос: "Что придает точность этому тексту?" .

Учащиеся "выходят" на понятие числительного.

3.  Чтение темы и эпиграфа урока.

4. Знакомство учащихся с целями урока.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что грамотная речь должна звучать не  только на уроках русского языка, но и на уроках других учебных предметов и в nовседневной жизни в целом.

5. Выполнение заданий.

Задание 1. Работа со съемными карточками, размещенными на доске*.

На карточках написаны слова разных частей речи. Учитель русского языка просит учащихся определить, какие из данных слов не относятся к числительным, снять  карточки и дать определение числительного. После ответов учащихся на доску вывешивается плакат с определением имени числительного.

Имя числительное – это часть речи, которое обозначает количество предметов, порядок при счете. Отвечает на вопросы сколько? какой? который?

Комментарий учителя русского языка: "К данному определению можно добавить правило-помощник. Числительное - это число, которое можно поставить в ряд натуральных чисел".

Учитель математики повторяет с учащимися определение натуральных чисел ответов учащихся на экран проецируется определение натуральных чисел.

Задание 2.Решение задач.

Учитель математики предлагает устно решить задачу.

Задача. Два соседа-фермера вместе владеют 685 га земли, у одного на 125 га больше, чем другого. Сколько гектаров земли у каждого фермера?

Решение:

1) 685 - 125 = 560 (га) удвоенные владения второго фермера;

2) 560 : 2 = 280 (га) у второго фермера;

3) 280 + 125 = 405 (га) у первого фермера.

Комментарий учителя: "Что было сложнее: решить или прочитать? Почему? В таких трудных ситуациях нам помогут правила склонения числительных. Давайте их вспомним".

На экран проецируется правило склонения количественных числительных.

Задание 3. Практические задания.

Практическое задание № 1. Работа с карточками

Учитель русского языка предлагает просклонять простые числительные (на столе у каждого учащегося находится раздаточный материал - карточка с заданием):

             "Склонять простые числи тельные умеют все. Проверим":

Падеж

Простые числительные

И.

два,две

        три

пять

       восемь

Р.

двух

пяти

Д.

двум

пяти

Т.

двумя

пятью

П.

О двух

О пяти

Практическое задание № 2. На экран проецируются математические задания, математики предлагает решить их в тетради и дать устные пояснения.

Вычислить.

1. -89 + 43 (к  минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три, или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести).

2. (122 + 31) -159 (из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять, разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус сто пятьдесят девять)

3. 27 х 11 (произведение двадцати семи и одиннадцати равно двумстам девяноста семи).

 Решить уравнение.

4. 4 х X = 1000 (произведение четырех и икс равно тысяче, или какое число в произведении  Х  с четырьмя дает тысячу).

Ответ: X = 250.

Задание 4. Выбор правильного слова.

Учитель русского языка предлагает учащимся выбрать правильный вариант употребленного числительного в данных примерах (раздаточный материал):

(пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) случаев.

О (пятистах, пятьюстах) жителях.

В (ста, стах) метрах.

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.

Разотрите масло с {двумястами,  двухстами) граммами сахара.

Три (первые, первых) урока он прогулял".

Комментарий учителя русского языка: "Какое из данных числительных обладает родо выми различиями? (Учащиеся называют порядковое числительное "первых".) А как склоняются порядковые числительные?"

После ответов учащихся на экран проецируется правило склонения порядковых числи тельных.

Порядковые числительные склоняются как имена прилагательные.

Задание 5. Математические задачи с использованием количественных и порядковых числительных.

Учитель математики предлагает решить в тетрадях две задачи по вариантам. Два уче ника работают с данными задачами у доски. Необходимо правильно прочитать задачу, письменно решить ее и грамотно рассказать решение. Решение может быть как выра жением, так и по действиям с пояснениями.

1-й вариант.

Задача. Из города в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 80 км/ч, скорость второго 65 км/ч. Через  сколько часов расстояние между ними будет 290 км?

Решение.

1)80+65 =145( км) скорость удаления.

2)290/145 = 2 (ч) будет между автомобилями через 2 часа.

2-й вариант.

Задача. Со станции А  до станции В между которыми 400 км вышел товарный поезд со скоростью 45 км/ч. Навстречу ему  со станции В вышел пассажирский поезд. С какой скоростью шел пассажирский поезд, если они встретились через 4 часа?

Решение:

1) 45*4 = 180 (км)- прошел до встречи товарный поезд

2)  400 - 180 = 220 (км) – прошел до встречи пассажирский поезд

3) 220/4 = 55 (км/ч) - скорость пассажирского поезда.

Задание 6. Выполнение заданий с дробными числительными.

1. Учитель русского языка читает отрывок из стихотворения:

"Однажды Две Двенадцатых

Позвали Трех Тринадцатых:

- Давайте, Три Тринадцатых,

Пройдемтесь вечерком!"

(С. Погореловский)

Какие числительные использованы в этом  стихотворении. Предложение проецируется на экран. Учащимся предлагается записать данное предложение, выделить окончания в числительных.

Комментарий учителя русского языка: "Обратите внимание, что окончания двух входящих в состав дробного числительного, отличаются, так как первая часть ( числитель) склоняется как количественное числительное, а вторая (знаменатель) форму родительного падежа порядкового числительного".

2. Учитель математики читает стихотворение и задает вопрос: "Что это за число?"

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность верно счесть,

Надо только постараться                                                                                                            

И запомнить все как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.                                                      

(С. Бобров)                                                                                                                                    

Комментарий учителя математики:  "Прочитайте правильно приближенное значение    этого числа, о котором говорится в стихотворении".

(Три целых один миллион четыреста пятнадцать тысяч девятьсот двадцать шесть десятимиллионных, (число пи).

Физкультминутка

3. Учитель математики дает задание с дробными числительными и предлагает решить их самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания правильное решение проецируется на экран.                                                                                                        

Задача. Знаменитый греческий ученый Пифагор на вопрос о числе его учеников ответил так: "Половина моих учеников изучает математику, одна четверть изучает природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девушки". Сколько человек обучалось у Пифагора?

Решение.

  1. 12 + 14 + 17   =  2528 — составляют мужчины;

  1. 1 - 2528 = 328 составляют девушки;

3)  3 : 328 = 28  человек обучались у Пифагора.

Задание 7. Творческая работа учащихся.

Творческий диктант "Вести из леса". Задание - заполнить пропуски в тексте числительными.

Много ли у птицы перьев?

    Самая оперенная птица - лебедь. У него     ...    перьев! Только     ...     часть из них на теле, прочие на голове и великолепной шее. У кряковой утки перьев меньше. А у голубя их всего …

6. Домашнее задание.

   На экран проецируется текст уже звучавшего стихотворения про петухов и поросят (см. выше п. 2). Учащимся нужно кратко записать задание, решить его дома, записать решение и просклонять письменно полученные числительные.

7. Рефлексия.

Учащимся предлагается проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме - написать синквейн на "ладонях", вырезанных из бумаги. Правила написания синквейнов проецируются на экран.

Правила написания синквейнов:

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (cinq (фр.) - пять, veine (фр.) - поэтическое настроение).

1. Первая строчка - описание темы одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.  Третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...).

4. Четвертая строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

    После выполнения задания учащиеся выборочно зачитывают получившиеся синквейны.

Примеры  синквейнов, написанных на проведенных уроках:

числа

сложные, трудные

умножаются, делятся, считаются

мне интересно их считать

считай!

математика

прекрасная, точная

учит, помогает, наставляет

я люблю этот урок

наука!

число

единственное, простое

считает, отвечает, хранит

оно главный сторож счета

порядок

8. Подведение итогов.

Слово учителя: "Сегодня мы убедились, что умение склонять числительные нам необ ходимо. Приобрести это умение непросто, для этого требуются постоянные тренировки, в т. ч. и на уроках математики".

Падеж

Простые числительные

И.

два,две

        три

пять

       восемь

Р.

двух

пяти

Д.

двум

пяти

Т.

двумя

пятью

П.

О двух

О пяти

Падеж

Простые числительные

И.

два,две

        три

пять

       восемь

Р.

двух

пяти

Д.

двум

пяти

Т.

двумя

пятью

П.

О двух

О пяти

Падеж

Простые числительные

И.

два,две

        три

пять

       восемь

Р.

двух

пяти

Д.

двум

пяти

Т.

двумя

пятью

П.

О двух

О пяти

Падеж

Простые числительные

И.

два,две

        три

пять

       восемь

Р.

двух

пяти

Д.

двум

пяти

Т.

двумя

пятью

П.

О двух

О пяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....