Рабочая программа для 10 класса
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Максутова Надежда Викторовна

Рабочая программа по теме "Решение текстовых задач" предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_tekstovyh_zadach.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач приучают детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Такие задачи включены в материалы единого государственного экзамена.

        Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ.

        Он предназначен для учащихся 10-го класса.

        Содержание этого элективного курса рассчитано на 34 часа.

Цели курса:

1. Обобщение, углубление и систематизирование знаний по решению текстовых задач.

2. Формирование и совершенствование навыка решения задач различных типов.

3. Развитие логического мышления учащихся.

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся системой знаний по решению текстовых задач.

2. Сформировать умения и навыки при решении разнообразных задач различной сложности.

3. Способствовать формированию познавательного интереса к математике, развитию творческих способностей учащихся.

4. Повысить уровень математической подготовки учащихся.

5. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать:

алгоритмы решения задач различных видов;

способы решения задач различного уровня сложности;

приёмы рационального решения задач.

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи различных видов и уровня сложности;

применять приёмы рационального решения задач;

решать нестандартные задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

п/п

Тема занятия

Дата

проведения

занятия

I триместр

1.

Введение. Роль текстовых задач в школьном курсе

06.09

2.

Арифметические текстовые задачи «от конца к началу»

13.09

3.

Арифметические текстовые задачи на нахождение среднего арифметического

20.09

4.

Задачи на пропорциональность

27.09

5.

Задачи на движение  из разных пунктов навстречу друг другу

04.10

6.

Задачи на движение из одного пункта в другой в одном направлении

18.10

7.

Задачи на движение из одного пункта в разных направлениях

25.10

8.

Задачи на движение из разных пунктов в разные направления

01.11

9.

Задачи на движение из разных пунктов в одном направлении

08.11

10.

Задачи на движение по воде

15.11

II триместр

11.

Задачи на движение по окружности

29.11

12.

Задачи на совместную работу

06.12

13.

Задачи на нахождение времени, затраченного на выполнение объема работы

13.12

14.

Задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно

20.12

15.

Задачи на планирование работы

27.12

16.

Задачи на прохождение производительности труда

10.01

17.

Задачи на определение объема выполненной работы

17.01

18.

Задачи на проценты (теоритические аспекты)

24.01

19.

Задачи на нахождение процента от числа

31.01

20.

Задачи на нахождение целого от части

07.02

21.

Задачи на процентное отношение

14.02

III триместр

22.

Задачи на сложные проценты

28.02

23.

Задачи, с позиционностью десятичной системы счисления

07.03

24.

25.

Задачи, решаемые с помощью уравнений

14.03

Задачи, решаемые с помощью систем уравнений

26.

27.

Задачи, решаемые с помощью неравенств

21.03

Задачи, решаемые с помощью систем неравенств

28.

29.

Задачи на смеси и сплавы

28.03

Задачи на  растворы

30.

Задачи на последовательное снижение (повышение) цены товара

04.04

31.

Задачи на повышение (понижение) банковского кредита

18.04

32.

Задачи на последовательное выпаривание и высушивание

25.04

33.

Нестандартные задачи

16.05

34.

Итоговый урок курса

23.05

ИТОГО

31    

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Арифметические текстовые задачи

Привить навыки решения задач «от конца  началу», подсчет среднего арифметического, на определение прямой и обратной пропорциональности.

Задачи на движение

Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение.

Задачи на работу

Дать основные соотношения, используемые при решении задач на производительность. Рекомендовать составлять схемы-условия. Привить навыки решения таких задач при рассмотрении частей всей работы.

Задачи на проценты

Дать основные соотношения, используемые при решении задач на проценты. Дать формулу «сложных процентов». Рекомендовать составлять таблицу-условие. Привить навыки решения задач на основании условия всевозможными способами.

Задачи, с позиционностью десятичной системы счисления

Дат таблицу ситуаций, возникающих при решении задач, в которых используется запись чисел в десятичной системе. Дать аналитическую запись утверждения. Привить навыки использования этих данных при решении задач.

Задачи, решаемые с помощью уравнений и систем уравнений

Сформировать требование «естественности» неизвестных. Приучить к стандартному обозначению неизвестных. Привить навыки создания математической модели ситуации и ее решения. Научить делать проверку по условиям задачи.

Задачи, решаемые с помощью неравенств и систем неравенств

Дать основное соображение при выборе неизвестных, обратив внимание на необходимость прослеживания использования всех данных и условий в процессе перевода условий задачи в неравенство или систему неравенств. Показать, что необходимо следить за тем, чтобы вычисления не приводили к результатам, противоречащим физическому смыслу. Привить навыки идей и приемов решения.

Задачи на смеси и сплавы

Преодолеть психологические трудности, связанные с нечетким пониманием химических процессов, показав, что никаких химических процессов, влияющих на количественные соотношения задачи, не происходит. Дать основные допущения, отношения и формулы концентрации, процентного содержания и весового отношения. Рекомендовать запись условия с помощью таблицы. Привить навыки решения таких задач.

Нестандартные задачи

Дать понятие нестандартных задач и приемы их решения. Рассмотреть примеры решения нестандартных задач.

 Итоговое занятие 

        Обобщить и систематизировать знания учащихся по решению различных текстовых задач.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Список литературы

Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: уч. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич – М.: Просвещение, 2009.

Дорофеев, Г.В., Седова, Е.А. Процентные вычисления, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – М. Дрофа, 2008.

Козина, М.Е. Сборник элективных курсов / М.Е. Козина – Волгоград: Учитель, 2009.

Крамов, В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа / В.С. Крамор – М. Просвещение, 2009.

Кузнецова, Л.В. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др. М.: Просвещение, 2011

Симонов, А.С. Сложные проценты. / Математика в школе. – 2008.

Шарыгин, И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. / И.Ф. Шарыгин – М. Просвещение, 2009.

Шевкин, А.В. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 2007.

10. Журналы «Математика в школе» №4/2007, №9/2008, №8/2010, №5/2011, №5/2012, №8/2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...