программа для 10 класса
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Паувлова Светлана Константиновна

программа по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_2015_god_nnnnnnnnnnnnnnnn.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базовый  учебный план  для образовательных учреждений предусматривает 70  учебных часов  из расчета 2 учебных часа в неделю. Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова)  рассчитана на 2 часах  в неделю.  

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В программе представлены следующие разделы: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».

Программа содержит теоретический материал по основным разделам физики,  значительная часть учебного времени отводится на практические формы занятий: выполнение лабораторных работ, решение расчетных, экспериментальных, творческих задач и т.д.  В планировании предлагается использование большого количества задач, алгоритмов решения основных типов задач, использование материалов ЦТ и ЕГЭ.

Программа предусматривает использование таких методов обучения как информационно-развивающий, творчески-репродуктивный, проблемно-поисковый и т.д. Используются проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного, разноуровневого обучения, а также элементы игрового  обучения. Применение данных технологий позволяет приобщить учеников к активным способам получения знаний, активизировать мышление учащихся; способствовать формированию основных учебных навыков и умений (исследовательских, экспериментальных, навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в команде,  умений анализировать факты, делать выводы, высказывать собственные суждения).

Особенности предмета  в учебном плане

 Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова)  рассчитана на 2 часах  в неделю.

Использование вышеперечисленных  технологий позволяет

разнообразить, индивидуализировать учебный процесс, сделать его интересным для учеников, повысить эффективность обучения.

        Результаты обучения отслеживаются с помощью промежуточных самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов, работ по карточкам. Итоговый контроль по темам осуществляется в форме контрольных работ, зачетов по теории. По отдельным темам предусмотрены домашние контрольные работы, в которых учащимся предлагаются задачи повышенной сложности.              Для реализации данной программы используются учебник «Физика10».  Классический курс. Авторы учебника Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н,Н.Соцкий. Данный  учебник рекомендован, Министерством образования Российской Федерации.

                     Учебно-методический комплект для 10 класса

п\п

Авторы и составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1

П.Г.Саенко, В.С.Данюшенков, О.В.Корщунева, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан, В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин.

Программы общеобразовательных учреждений

2007

М. Просвещение

2.

Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев, Н,Н.Соцкий

Физика-10кл .Классический курс.

2009

М. Просвещение

3.

Рымкевич А.П.

Сборник задач по физике 10-11кл.

2012

М.Дрофа

Электронные ресурсы:

  • 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий
  • Открытая физика. Версия 2.6. Полный интерактивный курс физики. «Физикон», 2005
  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

      1.Движение и взаимодействие тел.

      2 Движение и силы

      3 Работа. Мощность. Энергия.

      4 Гравитация. Закон сохранения энергии.    

      5. Внутренняя энергия

6.  Электрические поля                

  1. Электрический ток                                              

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

Виртуальная физика Кирилла и Мефодия. Уроки физики 10класс

Астрономия «Физикон»,2002г.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение ( 1 час)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины  и их измерение  связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира:эксперимент- гипотеза- модель-(выводы- следствия с учетом границ модели) .Физическая теория. Научное мировоззрение.

Механика (22 урока)

Механика. Кинематика.

Классическая механика как фундаментальная физическая теория

Механическое движение. Относительность движения. Относительность покоя. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Координата. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение тел.

 Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

 Поступательное движение.  Вращательное движение твердого тела. Движение тела по окружности. Равномерное движение по окружности. Период обращения (вращения).угловая и линейная скорость вращения. Центростремительное ускорение.

Демонстрации

Относительность движения

Прямолинейное и криволинейное движение.

Механика. Динамика и силы в природе

 Основное утверждение механики. Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная и неинерциальная система отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Масса. Сила.  Связь между силой и ускорением. Сложение сил. Равнодействующая сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Гравитационные силы. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, вес тела, центр тяжести.   Невесомость. Ускорение свободного падения.Движение искусственных спутников. Первая и вторая  космические скорости.

Сила упругости. Закон Гука.. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали..

Сила трения, коэффициент трения скольжения.

Условие равновесия твердого тела. Плечо силы. Момент силы. Правило моментов. Виды равновесия.

Демонстрации

Взаимодействие тел.

Проявление инерции.

Сравнение масс тел.

Измерение сил.

Сложение сил, действующих на тело под углом к друг другу.

Третий закон  Ньютона.

Центр  тяжести тела.

Невесомость.

Виды равновесия тел.  

Лабораторные работы

Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости  и тяжести.

Механика. Законы сохранения. Статика

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы.  Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии и импульса  в механике.  Использование законов  механики для объяснения  движения небесных тел и для развития космических исследований. Условие равновесия твердого тела. Плечо силы. Момент силы. Правило моментов. Виды равновесия.

Демонстрации

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Переход  потенциальной энергии в кинетическую  энергию и обратно.

Лабораторные работы

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика.(21часа)

Основы МКТ . Термодинамика 

Возникновение атомистической  гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства газов, жидкостей  и  твердых тел. Диффузия. Броуновское движение. Количества вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Масса и размеры молекул. Силы взаимодействия молекул строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул модель идеального газа.  Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.Идеальный газ – упрощенная модель реального газа.  Границы применимости модели идеального газа. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения молекул.

Изопроцессы в газах. Абсолютная температура. Тепловое равновесие.  Определение температуры. Температура и ее измерение. Температура- мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скорости движения молекул.  Связь средней кинетической энергии поступательного движения молекул и абсолютной температурой. Средняя квадратичная скорость молекул газа. Опыты Штерна. Зависимость  давления от абсолютной температуры и концентрации молекул.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы. Его применение к изопроцессам. Графики изопроцессов в различных координатах.

Термодинамика.  Внутренняя энергия.  Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Работа газа при изобарном процессе. Первый закон термодинамики. Графическая интерпретация работы газа. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос.  Изопроцессы.

 Необратимость процессов в природе.  Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Принцип действия теплового двигателя.  КПД теплового двигателя.  Роль теплового двигателя в народном хозяйстве. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

 Испарение. Кипение.Изменение агрегатного состояния вещества. Ненасыщенные насыщенные пары. Давление насыщенного пара. Условие кипение жидкости приданной температуре. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Свойства насыщенных паров.

Изопроцессы

Кипение воды.

Устройство и принцип действия психрометра.

Рост кристаллов.

Упругая и остаточная деформация. Модель двигателя внутреннего сгорания.

Необратимость явления диффузии.

 Лабораторная работа

Опытная проверка закона  Гей-Люссака

Основы электродинамики (часов)

Электростатика

Постоянный электрический ток.  Электрический ток в различных средах .

   Электрическое взаимодействие. Элементарные частицы. Электрический заряд. Дискретность электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Кулоновская сила.  Электрическое поле. Напряженность электрического поля.. напряженность поля точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Однородное электрическое поле..

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Проводники в электрическом поле.

Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением  и напряженностью электрического поля.

Электрическая ёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Сила тока. Сопротивление проводника. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома для участка цепи и для полной цепи. Применение закона Ома для участка цепи к последовательному и параллельному соединению проводников. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Ток короткого замыкания

Электрический ток в металлах .Электрическое поле в вакууме. Полупроводники. Собственная и примесная  проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход (р-п Электрический ток в жидкостях переход). Полупроводниковые приборы.  Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Демонстрации

Устройство и принцип действия электрометра.

Электрическое поле двух заряженных пластин. материальная точка

Электризацию малых тел.

Проводники в электрическом поле.

Зависимость электроёмкости от площади пластин, расстояния между ними,  диэлектрической проницаемости среды.

Распределение токов и напряжения в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

Зависимость силы тока от ЭДС  источника  и полного сопротивления  цепи.

Зависимость сопротивления металлов, полупроводников от температуры.

Лабораторные работы

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, перемещение, пройденный путь, импульс, работа, мощность,  абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля,  индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами,  линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу  линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

(2учебных часа в неделю, всего 70 часов)

Контрольных работ: 10

Лабораторных работ: 5

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание, элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

знаний

ЦОР

Д.з

сроки проведения

урока

1. Кинематика

12

план

факт

  1. 1

Что такое механика. Классическая механика Ньютона и ее применение

1

Комбинированный

механическое движение, примеры механического движения

знать и различать различные виды движения

Фронтальный опрос

§1, 2

 сентябрь

1 неделя

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета.

1

Комбинированный

основная задача механики.  Система отсчета.

знать/понимать смысл физических величин: скорость, координата, иметь представление об системе отсчета

Фронтальное решение задач№1,3 к §1

Электронные уроки и тесты «Движение и взаимодействие тел»

§3,-85

Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

1

Комбинированный

уравнения и графики для равномерного движения

знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при равномерном движении

Кратковременная самостоятельная работа

Таблицы «Кинематика и динамика материальной точки»

№2

§9,10 упр.1

Относительность механического движения

1

Повторение. Изучение нового материала

относительность механического движения. Решение задач на данную тему.

Фронтальная работа

§11,12.

2 неделя

Ускорение. Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением

1

Изучение нового материала

уравнения и графики для равноускоренного движения

знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при равнопеременном движении

Индивидуальное выполнение заданий

§13-14

Свободное падение тел.

1

Урок применения знаний и умений

свободное падение как частный случай прямолинейного  равноускоренного движения

уметь решать задачи кинематики при свободном падении.

Фронтальный опрос

Таблицы «Кинематика и динамика материальной точки»

№5

§15,16

Равномерное  движение точки по окружности.

1

Урок применения знаний и умений

путь и перемещение при равномерном движении по окружности. Частота и период обращения, центростремительное ускорение.

знать/понимать смысл величин: частота, период, центростремительное ускорение. Уметь определять величину и направление скорости и центростремительного ускорения.

Самостоятельная работа

§17.

Контрольная работа №1«Основы кинематики»

1

Урок применения знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

2. Динамика

13

Масса и сила. Законы Ньютона

1

Комбинированный

взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Закон инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон  Ньютона.

знать/понимать смысл понятий: инертность, инерциальная система отсчета.

знать/понимать смысл величин: масса, сила, ускорение.

Фронтальный опрос

§22,23,24

октябрь

1 неделя

Решение задач на законы Ньютона

1

Комбинированный

Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон  Ньютона. Взаимодействие тел.

знать/понимать смысл понятий: инертность, инерциальная система отсчета.

знать/понимать смысл величин: масса, сила, ускорение.

Индивидуальный опрос

Таблицы «Кинематика и динамика материальной точки»

№8

М.§26-28,упр.6

Силы в природе. Гравитационные силы

1

Комбинированный

гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые силы.

иметь представление о существовании четырех видах сил

эвристическая беседа

М§29

Сила тяжести и вес тела.

1

Комбинированный

сила тяжести и вес тела при движении тела равномерно, с ускорением. Невесомость.

знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, смысл

Фронтальный опрос

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

 М§33

Деформация и сила упругости. Закон Гука.

1

Лекция

электромагнитная природа силы упругости.  Закон Гука. Сила упругости.

знать/понимать смысл понятий: упругость, деформация,

знать/понимать смысл величин: жесткость. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра.

фронтальный опрос

Таблицы «Кинематика и динамика материальной точки»

№11

М§34,35

Лабораторная  работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

1

Лабораторная работа

Определение ускорения и скорости движения тела. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Уметь проводить эксперимент и находить искомую величину

Фронтальная лабораторная работа

 Упр.4

4 неделя

Роль силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

1

Урок закрепления знаний и умений

электромагнитная природа силы трения. Коэффициент  трения..

знать/понимать смысл понятий: трение,

знать/понимать смысл величин: коэффициент трения.

Фронтальный опрос

Таблицы «Киниматика и динамика материальной точки»

№12

М§36,37

Октябрь

4 неделя

Контрольная работа №2

«Основы  динамики»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

Законы сохранения в механике

14

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

импульс тела. Импульс силы. Определение импульса тела. Закон сохранения импульса тела

знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы, смысл закона сохранения.

эвристическая беседа

Фронтальная работа

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

М§39,40

Ноябрь

2 неделя

Реактивное движение.

1

Комбинированный

применение закона сохранения импульса. Реактивное движение.

знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы, смысл закона сохранения. Уметь определять изменение импульса.

Фронтальный опрос

М§41

Работа силы. Мощность

1

Комбинированный

Механическая работа и мощность.  Мощность при равномерном движении.

знать/понимать смысл величин: механическая работа, мощность

Индивидуальное выполнение заданий

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

     Работа. Мощность. Энергия.

М§43,44

Ноябрь 3неделя

 Теорема о кинетической и потенциальной энергии.

1

Комбинированный

кинетическая энергия. Изменение кинетической энергии. Решение задач  

знать/понимать смысл величин: импульс тела,

Индивидуальный опрос

Таблицы

«10 класс»

М§46

Закон сохранения энергии

1

Комбинированный

закон сохранения энергии. Применение закона сохранения энергии при упругом и неупругом взаимодействии.

знать/понимать смысл величин: импульс тела,

Кратковременный тест

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

   Гравитация. Закон сохранения энергии

М§50.

36

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии.»

1

Лабораторная работа

Определение потенциальной энергии пружины.

Закон сохранения энергии. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Уметь проводить эксперимент и находить искомую величину

Фронтальная лабораторная работа

 Упр.9

40

Контрольная работа №3

«Законы сохранения»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

4. Молекулярная физика

Тепловые явления

30

41

Основные положения МКТ. Размеры молекул.

1

Комбинированный .

основные положения МКТ. Атомы и молекулы. Определение масс и размеров молекул.

знать/понимать смысл  понятий: атом, молекула, диффузия. Знать и понимать основные положения МКТ  и их опытное обоснование

Фронтальный опрос

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Молекулярная структура материи

М§55,56

декабрь

3 неделя

42

Масса молекул. Количества вещества.

1

Семинар

Количество вещества, масса молекулы, молярная масса.  Броуновское движение.

знать/понимать смысл величин:  масса молекулы, молярная масса, количество вещества. Иметь представление об броуновском движении.

Отчет групп

М§57,58

45

Температура и тепловое расширение. Определение температуры. Абсолютная температура.

1

Семинар

Тепловое равновесие. Температура. Жидкостные термометры. Абсолютная температура.

знать/понимать смысл величин: температура, ,  постоянная Больцмана. Уметь описывать и объяснять  принцип измерения температуры.

Отчет по индивидуальным заданиям

Виртуальная физика Кирилла и Мефодия. Уроки физики 11класс

М§64-66

46

Измерение скоростей молекул газа.

1

Лекция

Среднеквадратическая скорость. Зависимость скорости от температуры.

знать/понимать смысл величин: среднеквадратическая скорость

фронтальная работа

§67

Упр.12(1,2)

47

Контрольная работа №5

«Основы молекулярной

физики»

1

Урок проверки

знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по

вариантам

Не задано

2 полугодие

45,

46

Уравнение состояния идеального газа.

2

Лекция

Связь между основными макроскопическими параметрами идеального газа. Вывод уравнения состояния идеального газа.

знать/понимать смысл газовой постоянной. Знать уравнение состояния идеального газа и  уметь использовать при решении задач.

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

4.Свет. Оптические явления  

М§68

Январь

2 неделя

 47,

48

Газовые законы

Опытная проверка закона Гей- Люссака( лабораторная работа №3

2

Урок-эксперимент

Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.

уметь описывать и объяснять изопроцессы. Знать и понимать законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля.

Фронтальная работа. Эвристическая беседа.

Таблицы «Молекулярно-кинетическая теория»

М§69

Упр.13(3-5)

49

Насыщенный пар.

1

Лекция.

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации.

М§70

январь

3 неделя

50

Зависимость давления насыщенного пара от  температуры. Кипение

1

Лекция с элементами беседы

кипение.  Зависимость температуры кипения от давления.

уметь описывать и объяснять свойства насыщенных паров,  изотерму насыщенного пара.

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

М§71,

51

Влажность воздуха.

1

Лекция с элементами беседы

Абсолютная и относительная влажность воздуха.  Гигрометр психрометрический.

знать/понимать устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

экспериментальная исследовательская работа

М§72

Упр.14

52

Контрольная работа №6 «Газовые законы»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

Январь 4 неделя

53

Кристаллические тела.

1

лекция

кристаллические тела. Анизотропия . полиморфизм.

знать/понимать свойства кристаллических тел.

Кратковременная самостоятельная работа

Таблицы «10 класс»

Агрегатные состояния вещества.

Кристаллические тела

М§73

54

Аморфные тела.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Плавление и отвердевание.

знать/понимать свойства аморфных тел.  Отличие аморфных тел от кристаллических тел.

Физический диктант

Виртуальная физика Кирилла и Мефодия. Уроки физики 11класс

М§74

Термодинамика

13

55

Внутренняя энергия.

1

Урок-эксперимент

методы термодинамики. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Уметь описывать и объяснять  способы изменения внутренней энергии.

Фронтальная работа

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

4.Свет. Оптические явления

М§75

Февраль

1 неделя

56

Работа в термодинамике

1

Урок закрепления знаний и умений

Работа газа при  изобарном расширении. Графический способ  вычисления работы. Работа  при циклических процессах.

уметь  вычислять работу газа  аналитическим и графическим способом.

Фронтальное решение задач

Таблицы «Термодинамика»

М§76

57,

58

Количество теплоты

2

Урок проверки знаний и умений

Теплоемкость  газов, жидкостей  и  твердых тел. Работа газа при адиабатном процессе. Уравнение теплового баланса

знать смысл понятия  теплоемкость. Иметь представление об адиабатном процессе.

Контрольная работа по вариантам

М§77

февраль

2 неделя

59,

60

Первый закон термодинамики

2

Лекция с элементами беседы

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов.

Уметь формулировать первый закон термодинамики для  изопроцесов.

Индивидуальный опрос

Виртуальная физика Кирилла и Мефодия. Уроки физики 11класс

М§78

61

62

Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам.

2

Лекция с элементами беседы

Применение первого закона термодинамики для изопроцессов. Графическое решение задачи.

уметь объяснять изменение внутренней энергии газа  в изопроцессах и в адиабатном процессе.

Индивидуальный опрос

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Внутренняя энергия  

М§79, 80

3 неделя

63,

64

Принцип действия тепловых двигателей.

КПД тепловых двигателей.

2

проблемная лекция

Тепловая машина. КПД  тепловой машины.  Цикл Карно. Второй закон термодинамики.

знать/понимать  устройство и принцип действия тепловой машины,  смысл  второго закона термодинамики. Уметь вычислять  КПД  тепловых двигателей.

Индивидуальный опрос

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

М§81, 82, 83

65,

66

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «Газовые законы и термодинамика»

2

Урок закрепления знаний и умений

Тепловая машина. КПД  тепловой машины.  Цикл Карно. Второй закон термодинамики.

знать/понимать  устройство и принцип действия тепловой машины,  смысл  второго закона термодинамики. Уметь вычислять  КПД  тепловых двигателей.

Индивидуальный опрос

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

Подготовиться к контрольной работе.

4 неделя

67

Контрольная работа №7 «Основы термодинамики»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

 Электродинамика

Электростатика

33

11

68

Что такое Электродинамика Электрический заряд. Электризация тел

1

Лекция с элементами беседы

Электрический  заряд. Два вида электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Процесс электризации тел.

знать/понимать смысл величины: и электрический заряд, элементарный электрический заряд. Уметь  объяснять  процесс электризации тел.

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрические поля

М§83-85

Март

1 неделя

69

Закон сохранения заряда. Основной закон электростатики – закон Кулона. Единица электрического заряда.

1

Лекция с элементами беседы

Взаимодействие электрических зарядов. Закон  Кулона. Основная формула силы тока. Единица измерения электрического заряда

Знать и уметь применять закон Кулона, закон сохранения электрического заряда при решении задач.

Талицы

«Электростатика»

М§86,87,

88

70

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

1

Комбинированный. Семинар

Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Напряженность электрического поля. Принцип  суперпозиции. Однородное поле.

знать/понимать смысл  понятий:  материя, вещество, поле. Уметь определять величину  и направление напряженности  электрического поля, создаваемого  точечным зарядом.

Индивидуальный опрос

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрические поля

М§89,90,

91

Март

2 неделя

71

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара

1

Комбинированный

линии напряженности электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

Уметь определять величину  и направление напряженности  электрического поля, создаваемого  заряженного шара.

Индивидуальный опрос

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

М§92

72

Проводники в электростатическом поле.

1

эвристическая беседа

Строение проводников. Электростатическая индукция.  Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита.

уметь описывать  и объяснять свойства проводников в электрическом поле.

Фронтальный опрос

 М§93

пр.17(1-3)

73

Диэлектрики в электростатическом поле.

1

эвристическая беседа

диэлектрики. Строение полярных и неполярных диэлектриков.

уметь описывать  и объяснять свойства  диэлектриков в электрическом поле.

Отчет по индивидуальным заданиям

Таблицы

«10 класс»

№6

М§94,95

март

3 неделя

74

Потенциальная энергия и потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

1

Лекция

Работа сил электростатического поля при перемещении заряда. Потенциальная энергия поля.  потенциал.  Разность потенциалов.

Уметь вычислять работу поля и изменение  потенциальной и кинетической энергии заряда при перемещении в электрическом поле. Знать/понимать смысл величины  «потенциал», разность потенциалов

Таблицы

«Электростатика»

№6

М§96,97

75

Связь между напряженностью и разностью потенциалов электростатического поля.

1

Урок закрепления знаний и умений

Вычисление  напряженности, потенциала и работы поля.  Связь между потенциалом и напряженностью электрического поля.

Уметь вычислять работу поля , потенциал, изменение  потенциальной и кинетической энергии заряда при перемещении в электрическом поле.

Фронтальное решение задач

М§98

76

Электроемкость. Конденсаторы

1

эвристическая беседа

Электрическая ёмкость проводника.  Конденсатор. Виды конденсаторов. Ёмкость плоского конденсатора

знать/понимать смысл величины  электроемкость знать строение, свойства и применение конденсаторов. Уметь вычислять ёмкость плоского конденсатора.

Контрольная работа по вариантам

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрические поля

М§99, 100

Апрель

1 неделя

77

Энергия заряженного конденсатора

1

Комбинированный

энергия заряженного конденсатора

знать/понимать  смысл величины энергия конденсатора.

Фронтальное решение задач

Таблицы

«Электростатика»

№7,8

М§101

78

Контрольная работа №8

«Основы электростатики»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

апрель

2 неделя

Постоянный электрический ток

9

79

Электрический ток. Сила тока.

1

Лекция

Условия существования  электрического тока. Источник тока.

знать/понимать смысл понятий: электрический ток, источник тока;

Таблицы

«Электродинамика»№1

М§102,103

80

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

Урок закрепления знаний и умений

сила тока. Напряжении.  Сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

знать/понимать смысл понятий: электрический ток, источник тока; смысл величин: сила тока, напряжение, сопротивление.

Фронтальное решение задач

Таблицы

«Электродинамика»№2

М§104

81

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

Комбинированный

Условные обозначение применяемые в электрических цепях. Последовательное и параллельное соединение.

знать и уметь использовать при решении задач законы последовательного и параллельного соединения.

Индивидуальный опрос

Таблицы

«Электродинамика»№4

М§105

апрель

3неделя

82

Работа и мощность постоянного тока.

1

Комбинированный

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Полезная мощность. КПД.

знать/понимать смысл понятий : мощность тока, работа тока.  Уметь вычислять мощность и работу электрического тока.

Кратковременная самостоятельная работа

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрический ток

М§106

83

Электродвижущая сила.

1

Комбинированный

Сторонние силы. Работа сторонних сил. ЭДС.

знать/понимать смысл  величин : электродвижущая сила,  внутреннее сопротивление источника тока; смысл понятия сторонние силы.

Индивидуальный опрос

М§107

84

Закон Ома для полной цепи.

1

исследовательская работа

Состав полной электрической цепи. Закон Ома для полной цепи.

знать/понимать смысл  величин : электродвижущая сила,  внутреннее сопротивление источника тока. Знать и уметь применять закон Ома для полной цепи.

Таблицы

«Электродинамика»№5

М§109

Подготовиться к лабораторной работе №3

апрель

4 неделя

85

Лабораторная работа  №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

Лабораторная работа

Экспериментально измерить ЭДС  источника тока и вычислить внутреннее сопротивление. Инструктаж по ТБ и ПБ.

уметь собирать электрические цепи, работать с электрическими приборами.

Фронтальная лабораторная работа

 Подготовиться к лабораторной работе №4

86

Лабораторная работа№5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

Лабораторная работа

Экспериментально измерить силу тока, напряжение вычислить  сопротивление. Исследовать параллельное и последовательное соединение. Инструктаж по ТБ и ПБ.

уметь собирать электрические цепи, работать с электрическими приборами.

Фронтальная лабораторная работа

Подготовиться к контрольной работе

май

1 неделя

87

Контрольная работа №9 «Закон Ома для замкнутой цепи»

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

Электрический ток в различных средах

8

88

Электрическая проводимость различных веществ

1

лекция

Проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах, полупроводниках, электролитах, в  газах.

Уметь  объяснять природу электрического тока в металлах.

Фронтальный опрос

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрическийток

§109,110

89

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

Урок проверки знаний и умений

Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов от температуры. Иметь представление об значении сверхпроводников в современных  технологиях.

опорный конспект

Таблицы

«11 класс»№3

§111, 112

Май

2 неделя

90

Электрический ток в полупроводниках.

1

Семинар

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Донорная и акцепторная примесь.

Уметь объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках.

Отчет по индивидуальным заданиям

Таблицы

«11 класс»№4

М§113,114

91

Электрический ток через контакт полупроводников р-  и п-типов. Транзисторы

1

Лекция ,

эвристическая беседа

Свойства p-n  перехода. Полупроводниковые диоды и транзисторы.

Иметь представление о полупроводниковых приборах и об их практическом применении.

Фронтальный опрос

Таблицы

«11 класс»№5

М§115,116

92

Электрический ток в вакууме.

1

Лекция

Электронная эмиссия. Электронные вакуумные приборы

Уметь объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме.

Фронтальная работа

Таблицы

«11 класс»№2

М§117,118

Май 3 неделя

93

Электрический ток в жидкостях. Закон Электролиза

1

эвристическая беседа

Растворы и    расплавы электролитов. Закон Фарадея электролиз. Определение заряда электрона.

знать/понимать: закон Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

Фронтальная работа

М§119,120

п. консп.

94

Электрический ток в газах.

Несамостоятельный и самостоятельные разряды.

1

Лекция

Ионизация газа. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного разряда.

Уметь объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в  газах

Фронтальная работа

М§121,122

п. консп.

95

Плазма

1

Лекция

Плазма – четвертое состояние вещества.

Высокотемпературная и низкотемпературная плазма.

иметь представление о том, что более 99% Вселенной это плазма.

Фронтальная работа

  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

Электрический ток

М§123

п. консп.

Май

4

 неделя

96,

97

Итоговая контрольная работа №10

1

Урок проверки знаний и умений

задания по вариантам

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа по вариантам

Не задано

Резерв 8  уроков.

ЦОРы

Готовые ресурсы:

  • 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий
  • Открытая физика. Версия 2.6. Полный интерактивный курс физики. «Физикон», 2005
  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе»

      1.«Электрические поля»

      2. «Магнитные поля.»

      3..Колебания и волны

4.Свет. Оптические явления  

5.Элементы атомной физики

6.Земля и её место во Вселенной.

7.Электрический ток.

8.Получение и передача электроэнергии

Физика 7-11 классы. «Физикон»,2005г.

Виртуальная физика Кирилла и Мефодия. Уроки физики 11класс

Астрономия «Физикон»,2002г.

Интернет-ресурсы:

  • Коллекция: естественно-научные эксперименты  http://experiment.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog.page
  • Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...