Рабочая программа по математике 7 класс тестовые задачи
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)

Першина Галина Евгеньевна

Тестовые задачи для 7 класса (электив)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_7_kl_tekstovye_zadachi.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Таловская СОШ»

Рабочая программа

«Решение текстовых задач»

7класс.

(Элективные курсы)

2016-2017 учебный год

                          Учитель математики: Козырева Л. В.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • расширить рамки школьной программы;
  • способствовать развитию логического мышления.

Цели элективного курса: 

Обучающие:

  • рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
  • овладение научной терминологией;
  • эффективное использование терминологии;
  • формирование логических навыков выделения главного;
  • формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
  • овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач.

Развивающие: 

  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развития интереса к предмету;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся;
  • эстетическое восприятие;
  • навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
  • воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.

Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, защиту решений, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание презентаций и защита презентаций.

Используется проектная работа учащихся, используются элементы деловой игры. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи,
  • знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
  • проводить полные обоснования при решении задач,
  • приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
  • перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.

Тематическое планирование 

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема урока

Кол часов

Дата по плану

Фактическая дата

1.

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

7.09

2.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

14.09

21.09

3.

Задачи «на проценты».

28.09

5.10

12.10

4.

Задачи «на проценты».

19.10

26.10

16.11

5.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

23.11

30.11

7.12

6.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

14.12

21.12

11.01

7.

Задачи «на абстрактную работу».

18.01

25.01

1.02

8.

Задачи «на конкретную работу».

8.02

15.02

22.02

9.

Задачи «на «сухопутное» движение»».

1.03

8.03

15.03

10.

Задачи «на движение по реке».

22.03

5.04

12.04

11.

Задачи «на числа».

19.04

26.04

12.

Задачи с геометрическим содержанием.

3.05

10.05

13  Задачи на все типы                                2ч     17.05

                                                                                19.05

13.

Итоговое занятие.

24.05

  Всего

34

Содержание занятий 

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. 

  • понятие текстовой задачи
  • история использования текстовых задач в России
  • этапы решения текстовой задачи.
  • наглядные образы как средство решения математических задач
  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. 

  •  этапы математического моделирования
  • этапы решения задач
  • виды текстовых задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
  • понятие о математическом моделировании.
  • алгоритм решения текстовых задач
  • -оформление решения задач

3. Задачи на проценты. 

  • понятие процента
  • вводные задачи на доли
  • задачи на дроби
  • задачи на пропорции.
  • процентное отношение
  • нахождение числа по его процентам
  • типы задач на проценты
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

4. Задачи на проценты. 

  • примеры решения задач
  • процентные расчеты на ЕГЭ
  • процентные изменения
  • простой и сложный процентный рост
  • задачи, связанные с изменением цены
  • задачи о вкладах и займах
  • формула сложных процентов

5. Задачи на процентное отношение, концентрацию. 

  • задачи на смеси и сплавы
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»

6. Задачи на процентное отношение, концентрацию. 

  • объёмная концентрация
  • исследовательская работа
  • процентное содержание
  • формула сложных процентов

7. Задачи на работу. 

  • понятие работы
  • понятие производительности
  • алгоритм решения задач на работу
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

8. Задачи на работу. 

  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
  • система задач, подводящих к составной задач

9. Задачи на движение. 

  • движения навстречу друг другу.
  • движение в одном направлении.
  • движение в противоположных направлениях из одной точки.
  • движение по реке.

10. Задачи на движение. 

  • движение по кольцевым дорогам.
  • относительность движения.
  • чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

11, 12. Задачи на числа. 

13. Задачи с геометрическим содержанием. 

  • треугольники
  • четырёхугольники
  • исследовательская работа

14. Задачи с геометрическим содержанием. 

  • многоугольники
  • окружности
  • презентация

15. Итоговое занятие. 

                                             Литература

  1. «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
  2. И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
  5. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  6. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
  7. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
  8. Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
  9. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
  10. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  11. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. - М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
  12. В.В. Ткачук Математика - абитуриенту. - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: МЦНМО,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике "Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение"

Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме "Задачи на движение" всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс

   Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений  по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...

Программа элективного курса «Математика в тестовых задачах»

Элективный курс “Математика в тестовых задачах” разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...

Рабочая программа Предмет: математика Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: математика...