Конспект урока алгебры в разновозрастном 8-9 классе-комплекте
план-конспект урока по алгебре (8, 9 класс)

Петрова Ольга Георгиевна

 

Конспект урока алгебры  в разновозрастном 8-9 классе-комплекте.

8 класс Тема урока: «Обратная пропорциональность».

9 класс Тема урока: «Квадратичная функция».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Ольга Георгиевна

учитель математики филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ»

Джидинского района Республики Бурятия

Конспект урока алгебры  в разновозрастном 8-9 классе-комплекте.

8 класс Тема урока: «Обратная пропорциональность».

9 класс Тема урока: «Квадратичная функция».

Цели урока:  повторить тему учащимся 9 класса и познакомить учащихся 8 класса с квадратичной функцией. Показать, что все функции изучаются по одному и тому же плану, что изучение математики идёт «по спирали»; формировать навыки самоорганизации, коммуникативных умений и навыков, рефлексивного отношения к собственной деятельности; развивать внимание, мышление, интерес к предмету.

Тип занятия: закрепление изученного материала, повторение.

Оборудование: доска, мел, ноутбук, специальные карточки с координатной плоскостью, заготовленные плакаты с графиками квадратичной функции, линейной, обратной пропорциональности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

8 класса

9 класса

1.

Организационный момент (приложение 1)

Целеполагания

Слушают

Слушают

2.

Актуализация знаний (приложение 2)

Опрос учащихся

Отвечают

Отвечают

3.

Создание проблемы (приложение 3)

Постановка вопросов

Отвечают

Отвечают

4.

Повторение материала (приложение 4)

Беседа о способах задания функции

Работают

Работают

5.

Сходство и различие между функциями (приложение5)

Объяснение условий работы, наблюдение за работой, контроль.

Проверка учениками 9 кл выполнение заданий учеников 8 кл

Проверка учениками 8 кл выполнение заданий учеников 9 кл

6.

Вывод

Постановка вопросов.

Делают вывод

Делают вывод

7.

Домашнее задание (приложение 6)

Объяснение д/з

Записывают д/з

Записывают д/з

8.

Подведение итога урока (приложение8)

Постановка вопроса

Отвечают

Отвечают

Приложение 1. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы проследим аналогию в изучении функций. А сначала догадайтесь о графике какой функции можно сказать: «То, поднимаясь в гору, то опускаясь круто, ведёт дорога наша и не видно ей конца» (о параболе).

- А эта частушка: «У нас улочки прямые, заулки косоватые, вдоль по улице пойти - далеко можно уйти» (о прямой).

- «Тише едешь - дальше будешь» (о гиперболе).

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сегодня мы будем говорить о линейной функции, об обратной пропорциональности и о квадратичной функции).

-Учащиеся 8 класса ещё не знают квадратичную функцию, но, я думаю, будут активно работать вместе с 9 классом.

(за парту садимся по ученику 8 и 9 класса)

Приложение 2.  Актуализация знаний.

- Вспомним определение функции. Какая переменная зависимая, а какая независимая? Прочитать записи: у(х) = 2х+2; у(х )= хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif- х +6. Найти у(0), у(2), у(-1).

Приложение 3. Создание проблемы.

  1. Мама купила 5 килограммов яблок по цене х руб. Составить формулу зависимости стоимости  у от цены х. Дать определение функции. Что является графиком этой функции?

  1. У папы было 120 руб. Он купил х кг. яблок. Сколько стоит 1 кг яблок?

Формула, определение функции, график. Какое значение не может принимать х?

  1. Найти площадь квадрата со стороной Х сантиметров. Формула, график.
  2. У мамы было 700 рублей. Она купила Х книг по цене 100 рублей. Сколько денег у неё осталось? Формула, определение функции, график. Найти допустимые значения Х.
  3. Одно число больше другого на 4. Произведение этих чисел У. Найти эти числа. Составить уравнение. Формула, определение функции, график.

Приложение 4. Повторение.

- Способы задания функции?  (1 способ -  формулой, что мы сейчас и делали)

2 способ - таблицей

х

2

3

-1

0

4

-9

5

у

-4

-6

2

0

-8

18

-10

Задайте эту функцию формулой. (у=-2х) Как называется такая функциональная зависимость?

3 способ - графиком (график спроецировать на экран)

http://textarchive.ru/images/659/1316531/27a96e5c.pngНайти по графику у(2), у(12), у(16). При каких значениях Х значение функции равно -6, 0, 2?

Приложение 5.

Среди всех функций, данных на экране, выбрать формулы:  линейных функций, обратную пропорциональность, квадратичные функции и назвать коэффициенты.

1) у = 2х+4;  2) у = 2х;  3) у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/m6bbad9cb.gif; 4) у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-5х + 6;  5) у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/47f44f5a.gif+5;  6) у=5;

7) у = 5хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-3;  8) у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/m227ef002.gif  9) у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/m1e7eb3db.gif+3;  10) у = 4хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-8х

а) линейная у=кх+в. Графиком будет прямая. Сколько точек надо знать, чтобы построить прямую?

у=2х+4

х

0

-2

у

4

0

Строим график на координатной плоскости.

б) обратная пропорциональность у=http://textarchive.ru/images/659/1316531/52d2082e.gif. Графиком будет гипербола. Сколько точек надо знать, чтобы построить гиперболу?

У=http://textarchive.ru/images/659/1316531/m227ef002.gif

х

1

2

3

6

-1

-2

-3

-6

у

6

3

2

1

-6

-3

-2

-1

Строим график на другой координатной плоскости.

в) квадратичная у = ахhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif+ вх+ с  у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-6х+8. Графиком будет парабола.

Сколько точек надо взять в таблицу, чтобы построить параболу? х =http://textarchive.ru/images/659/1316531/5fa13bf.gif х =http://textarchive.ru/images/659/1316531/73fb63d8.gif=3

х

0

1

2

3

4

5

6

у

8

3

0

-1

0

3

8

Строим график квадратичной функции.

1 )Принадлежит ли графику функции у = 2х+4 точка А(-3;-2), графику функции у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/68bfeb64.gif точка В(3;3), графику функции у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-5х+6 точка С(-1;2)? (найти графически и аналитически)

2)назвать несколько значений Х, при которых Уhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/49591c4f.gif 0; У http://textarchive.ru/images/659/1316531/36e0bac9.gif 0.

а) Функция у = кх+в - линейная. Какой будет функция, если в=0?

Построить график функции у = 2х на той же координатной плоскости, где построен график линейной функции. Чем он отличается от графика функции у =2х+4?

(сдвинут по оси ОУ на 4 единицы)

б) Построить график функции у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/m49b216ea.gif на той же координатной плоскости, где график обратной пропорциональности. Чем он отличается от графика функции у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/68bfeb64.gif? (сдвинут вправо по оси ОХ на 3 единицы)

Построить график функции у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/68bfeb64.gif-4. Чем он отличается от графика функции у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/68bfeb64.gif?

(сдвинут вниз по оси ОУ на 4 единицы)

в) Построить график функции у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif+2. Чем он отличается от графика функции у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif? (поднят вверх по оси ОУ на 2 единицы)

Построить график функции у = (х-3)http://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif. Чем он отличается от графика функции у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif? (сдвинут вправо по оси ОХ на 3 единицы)

Приложение 6.  Вывод

- Какой вывод мы можем сделать? (Графики линейной функции, обратной пропорциональности и квадратичной функции можно получить с помощью прямой, гиперболы и параболы сдвигом вдоль координатных осей).

Приложение 7. Домашнее задание

8 класс 1) с помощью шаблона у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/5cb8afaf.gif построить графики у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/5cb8afaf.gif-2; у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/2212695e.gif; у =http://textarchive.ru/images/659/1316531/2212695e.gif-2

2) построить на одной координатной плоскости графики у = 2х; у = 2х+3; у = 2х-4

3)  привести примеры из жизни, где используются данные функции.

9 класс 1) задания 1, 2 из 8 класса 2) с помощью шаблона у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gifПостроить графики функций у = хhttp://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-2;  у = (х+1)http://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif; у = (х+1)http://textarchive.ru/images/659/1316531/40677a82.gif-2.

3) привести примеры из жизни, где используются данные функции.

Приложение8. Подведение итогов урока.

- Итак, что нового узнали ребята 8 класса? (что кроме линейной функции и обратной пропорциональности есть ещё и квадратичная функция и способ её изучения такой же, как и способ изучения линейной функции и обратной пропорциональности, т.е. изучение математики, идет «по спирали»,  каждый виток на более высоком уровне).

- А что нового узнали ребята 9 класса? (повторили тему «функции и графики», вспомнили, что построение графиков сдвигом вдоль осей координат возможно для всех функций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры в 7 классе Тема: Одночлен и его стандартный вид.Презентация к уроку.

Урок с использованием ЭОР в 7 классе на тему: "Одночлен и его стандартный вид". Презентация к уроку с анимацией....

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

Конспект урока алгебры в 7 классе. Тема урока “Применение различных способов разложения на множители”

Цель: сформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения.Задачи:Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в применении...

Конспект урока по математике 5-6УО класс-комплект

Данны конспект предназнаяен для класса-комплекта 5-6 для детей с умственной отсталостью. Основная проблема работы с классом-комплектом заклюается в том, что необходимо объяснять и проверять работу сра...

Конспект урока по математике 5-6УО класс-комплект

Данны конспект предназнаяен для класса-комплекта 5-6 для детей с умственной отсталостью. Основная проблема работы с классом-комплектом заклюается в том, что необходимо объяснять и проверять работу сра...