Иррациональные уравнения
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Тедеева Фатима Игнатовна

Закрепление пройденного материала уравнениями,самостоятельной работой и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Алгебра и начала анализа, 10 класс.

Учитель

Тедеева Фатима Игнатовна

УМК

Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.

Тема урока

 Иррациональные уравнения

Место и роль урока в изучаемой теме

Заключительный урок по теме «Иррациональные уравнения». Формировать умения решения уравнений различными способами, выбирая самостоятельно метод.

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Обобщение знаний и умений, использовать их при решении иррациональных уравнений различными способами. Повторить изученный материал, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Повторение и закрепление графического способа, способа возведения в одну и ту же степень с проверкой и способа равносильных преобразований решения иррациональных уравнений.

2. Повторение и закрепление метода умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения  новой переменной.

3. Знакомство с новым способом -  замены переменной и сведения к решению рационального уравнения.

1. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.

2. Развитие навыков самообразования, самоорганизации, стремление к расширению математических знаний.

3.Способствование   возможности успешного продолжения образования.

1.Воспитание  и формирование самостоятельной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира.

2. Формирование стремления в необходимости расширения знаний и умений, получаемых на уроках математики, способности к преодолению трудностей.

3. Воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

4. Способствование воспитанию ответственного отношения к учению, аккуратности, формированию усидчивости и внимательности при выполнении самостоятельной работы,  формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Применяемые оборудование и инструментарий (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.п.)

Мультимедийный проектор, сборники (профильный уровень, типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.В.Ященко)  

Этапы урока

Этапы урока

Формируемые умения и навыки

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределе-

ние  к деятельности. Постановка учебной задачи. Организационный момент

 

Формируются умения:

-систематизировать информацию;

- планировать собственную деятельность.

Сообщает эпиграф  к уроку для мотивации деятельности обучающихся.

 «Я бы почувствовал настоящее 
удовлетворение лишь в том случае, 
если бы смог передать ученику гибкость ума, которая дала бы ему в дальнейшем возможность самостоятельно решать задачи».
 У.У. Сойер.

 Подводит обучающихся к формулировке целей урока. 

Мотивация на позитивный настрой.

 (Лестница позитива)

Ставят цель:

Научиться решать иррациональные уравнения различными методами.

Поднимаются по лестнице позитива.

2. Математическая разминка, подготовка к ЕГЭ

Формируются умения:

- устного счета (применение свойств корней).

Проводит математическую разминку (по заданиям № 2 из открытого банка подготовки к ЕГЭ, базовый уровень).

     10

     20

     9

     7

Учитель контролирует деятельность обучающихся.

Выполняют математическую разминку.

Отрабатывают навыки устного счета - умножения иррациональных чисел.

3. Актуализация знаний

 Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону 

Графический метод. (Выполнение задач стандартного типа).

Формируются умения:

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

- определять содержание своей учебной деятельности;

 - самостоятельно работать;

- быть корректным к мнению других.

Перед учащимися ставится новое задание с проблемной ситуацией:

Задание 1.

 а)придумать вопросы к рисункам и ответить на них;

б) используя графический метод, определить, сколько корней имеют уравнения:

1). Фронтально

               Ответ: 1.

 2). Индивидуально по вариантам

В – 1                  Ответ: 2.

В – 2                       Ответ: 1.  

Работают в парах, составляют вопросы по рисунку и отвечают на них.

Выполняют задания стандартного типа отрабатывают графический метод решения иррациональных уравнений.

По желанию представители от каждого варианта выполняют задание у доски.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или метод равносильных преобразований по выбору.

2. Метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения новой переменной.

(Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа)

Формируются умения:

- решения иррациональных уравнений (способ возведения в одну и ту же степень с проверкой и способ равносильных преобразований);

- решения иррациональных уравнений (метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной);

- сравнивать и анализировать решения;

- приобретается опыт выбора метода.

 Задание 2:

а) решить иррациональное уравнение методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или методом равносильных преобразований.

Какое уравнение легче решается при возведении обеих частей в квадрат?

                          

Ответ: 5.

«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать различные три-четыре задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт». 

У.У. Сойер.

Решите иррациональное уравнение используя:

1) метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель;

 2)методом  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения новой переменной.      

Выполняют задания реконструктивно-вариативного типа, выбирая метод самостоятельно.

  - легче считать.

Отрабатывают метод  возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или метод равносильных преобразований. Делают вывод. Выполняют задание  другим методом по выбору, анализируют методы, сравнивают, высказывают свои мнения. 

Анализируют выбранный метод:

метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель заменяет возведение в квадрат выражений содержащих знак радикала на решение системы рациональных уравнений способом сложения. Удобен, если под корнем многочлен, содержащий более двух слагаемых.

Метод сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной упрощает вычислительную часть. Считать рациональные

выражения легче.

5.Физкультминутка.

Формируются умения:

- снятия напряжения во время занятия.

Отвели свой взгляд направо.

Отвели свой взгляд налево.

Оглядели потолок.

Посмотрели все вперед.

Раз – согнуться - разогнуться.

Два – согнуться - подтянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

Пять и шесть и тихо сесть.

Принимают участие в физкультминутке. Снимают напряженность.

6. Фронтальная работа.

Устно. Формулировка выводов о неразрешимости уравнений.

Формируются умения:

- анализировать условие, сравнивать и отстаивать свою точку зрения;

-  продолжить и развить мысль собеседника.

Решите пять уравнений.

Подсказка: данные уравнения равносильны.

Можно ли, не решая уравнений, сделать вывод о неразрешимости предложенных уравнений:

а). http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312257/image383.gif

б).   ;

 в).  ;

 г).  ;

 д). +2=0. 

Нет решений.

Делают вывод о неразрешимости каждого уравнения.

Самостоятельная работа (базовый уровень).

 

Формируются умения:

-  выбора деятельности;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

-  выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-  продолжить и развить мысль собеседника.

Самостоятельная работа задания из открытого банка подготовки к ЕГЭ сборник 36 вариантов под ред. И.В. Ященко № 5, № 9 для базового уровня, В-34, В-35.

Вариант 1

Решить уравнения:

1) hello_html_m638fce24.gif = 3

2) hello_html_36c2900f.gif = х

Вариант 2

Решить уравнения:

1) hello_html_m31bf1f67.gif = 1,2

2) hello_html_m3dbec388.gif = х

Слушают, конспектируют, задают вопросы докладчику.

Решают иррациональные уравнения базового уровня.

8. Рефлексия деятельности 

(итог урока)

Домашнее задание:

- умение работать в коллективе, умение комментировать свой ответ;

- формируются умение контроля и самоконтроля, умение анализировать свою работу, ставить новые цели при обучении предмета.

Подводит итог урока, задает вопросы:

1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

2. Чему новому вы научились?

3. Где могут пригодиться знания по данной теме?

4. Какие были затруднения?

5. Достигнуты ли цели урока?

ДЗ:  №159,№163(4), №187(2,4).

 Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Подводят итог – выполнена ли цель урока или нет.

                                                                 Карточки к уроку:

Карточка 1

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = 9

б) hello_html_m57d2a193.gif = 2

в) hello_html_3d3c52a4.gif = х

г) hello_html_51961b21.gif = hello_html_2ca3b50.gif

Карточка 2

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = hello_html_m51a5f23e.gif

б) hello_html_3387d55.gif = 0,5

в) hello_html_203de38c.gif = х

г) hello_html_m72a01357.gif = х + 1

Карточка 3

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = 4

б) hello_html_m638fce24.gif = 3

в) hello_html_36c2900f.gif = х

г) hello_html_m71d21cc0.gif = hello_html_4ad8faa3.gif

Карточка 4

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = hello_html_6e1ec67b.gif

б) hello_html_m31bf1f67.gif = 1,2

в) hello_html_m3dbec388.gif = х

г) hello_html_249f8013.gif = 1 – х

д) hello_html_37c5a96d.gif = 2

Карточка 5

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = 9

б) hello_html_m57d2a193.gif = 2

в) hello_html_3d3c52a4.gif = х

г) hello_html_51961b21.gif = hello_html_2ca3b50.gif

д) hello_html_m62e96314.gif = х – 1

З) hello_html_69f0fbf7.gif = 3

Карточка 6

Решить иррациональные уравнения:

а) hello_html_11ca43fe.gif = hello_html_m51a5f23e.gif

б) hello_html_3387d55.gif = 0,5

в) hello_html_203de38c.gif = х

г) hello_html_m72a01357.gif = х + 1

д)hello_html_2f83640a.gif = 4

з) hello_html_a271075.gif *hello_html_2ca3b50.gif = 2hello_html_m1e7bfb7a.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.

Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс

   Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...

Рабочая программа «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства»

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...

N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2

Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения"  N2,N4, N6...