Урок-обобщение по теме "Моллюски"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Афанасьева Наталья Александровна

Обобщение по теме "Моллюски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_po_teme_mollyuski.pptx134.18 КБ
Файл urok.docx20.77 КБ
Файл testik.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-обобщение по теме «Моллюски»

Слайд 2

« Чем можно объяснить причины такой высокой численности моллюсков? »

Слайд 3

Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка) Нервная система Кровеносная система Пищеварительная система Дыхательная система Выделительная система Половая система А) удаление жидких продуктов распада Б) газообмен между организмом и окружающей средой В) переваривание пищи Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое Д) воспроизведение потомства Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами

Слайд 4

Найдите в тексте биологическую ошибку. 1. У сидячих и малоподвижных форм моллюсков отсутствует нога. 2. Активно плавающие моллюски потеряли раковину. 3. Моллюски, обитающие в воде, дышат легкими, наземные формы дышат жабрами. 4. Кровеносная система моллюсков полностью замкнутая. 5. Нервная система у моллюсков – брюшная нервная цепочка.

Слайд 5

6. Некоторые виды моллюсков имеют глаза. 7. У моллюсков в глотке есть орган – терка, которая измельчает пищу. 8. У моллюсков появляются пищеварительные железы: печень и слюнные железы. 9. У моллюсков появляются почки, протоки которых открываются в мантийную полость.

Слайд 6

10. Среди моллюсков нет паразитических форм. 11. К брюхоногим моллюскам относятся беззубка, аргонавт, слизень, прудовик, устрица, наутилус 12. К классу Головоногих моллюсков относятся каракатица, кальмар, осьминог, наутилус, аргонавт. катушка 13. Тело большинства моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. 14. Брюхоногие моллюски встречаются только на суше, в отличие от головоногих и двустворчатых.

Слайд 7

Дайте определения терминам Малакология Биссус Радула Глохидия

Слайд 8

Малакология (наука о моллюсках). Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатого моллюска) Радула (язык с теркой в ротовой полости) Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)

Слайд 9

План ответа «Характеристика класса» Внешнее строение Образ жизни Нервная система Кровеносная система Пищеварительная система Дыхательная система Выделительная система Органы чувств Размножение Знаете ли вы, что…

Слайд 10

Физкультминутка Звуки природы - Шум моря и Музыка1.mp3 Руки за спину, головки назад . (Закрыть глаза, расслабиться) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх) Головки опустим - на парту гляди. (Вниз) И снова наверх - где там муха летит? (Вверх) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам) И снова читаем. Немного еще .

Слайд 11

Физкультминутка Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево , затем слева-направо . Упражнение 2 . 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх . Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо . Упражнение 4. То же самое, но справа-налево . Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Слайд 12

Проверочная работа 1 вариант №1 А,Б №2 Класс Брюхоногие №3 1,2 2 вариант №1 В,Г №2 Класс Двустворчатые №3 3,4 3 вариант №1 Д,Е №2 Класс Головоногие №3 5,6

Слайд 13

№ 1. А. Двустороннюю. Б. Наземную. Водную. В. Голова. Туловище. Нога. Г. Не сегментировано. Д. Мантией. Е. Малоподвижный. №2. Брюхоногие – А,Б, В, З, К Двустворчатые – Б, Г, Д, Е, Ж, Л. Головоногие – Г, Е, И, К. №3 1.Б. 2. Б. 3. Г. 4. В. 5. А. 6. В.

Слайд 14

« Чем можно объяснить причины такой высокой численности моллюсков? »

Слайд 15

Причины высокой численности моллюсков

Слайд 16

Причины высокой численности моллюсков Раковина, мантия, органы движения – мускулистая нога или ноги-щупальца. У головоногих реактивное движение 15-60 км/ч, сложные органы дыхания – легкие и жабры, сложная нервная система и поведение.

Слайд 17

Причины высокой численности моллюсков Наблюдается усложнение в кровеносной системе – 2-х или 3-х камерное сердце, в крови переносчики кислорода являются пигменты – гемоглобин, гемоэритрин (красные пигменты) гемоцианин (синие пигменты).

Слайд 18

Причины высокой численности моллюсков В пищеварительной системе появляется «язык» с «теркой» или радула, а у некоторых морских моллюсков в слюнной железе содержится серная кислота высокой концентрации. Кислота настолько сильна, что, попадая на мрамор, шипит и пузырится. Кислый секрет служит этим хищникам для местного растворения раковины других моллюсков или панцирей иглоко­жих, которыми они питаются». Укус некоторых морских хищных улиток да­же ядовит.

Слайд 19

Причины высокой численности моллюсков сложный процесс размножения и развития, т.е. у мало подвижных моллюсков наблюдается свободноплавающая личинка ( трохофора-рапана ), даже может вести паразитический образ жизни первые два месяца ( глохидия-перловицы ).

Слайд 20

Звуки природы - Шум моря и Музыка1.mp3



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Моллюски»

Цели:

  1. систематизировать и прокорректировать знания по теме “Моллюски”, проверить уровень сформированности основных понятий темы:
  2. воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, доверия; умение организовать себя на выполнение поставленных задач; бережное отношение к природе;
  3. формировать умения обсуждать вопросы на уроке, развивать творческие способности, смекалку учащихся: развивать умение работать с дополнительной литературой, способствовать развитию монологической речи.

Ожидаемые результаты. 

К окончанию урока учащиеся должны:

  1. владеть информацией о многообразии моллюсков;
  2. понимать необходимость бережного отношения к природе;
  3. иметь навыки:
  4.  сотрудничества при выполнении общего задания;
  5.  исследования различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего;
  6.  точной формулировки ответа                                                                                                                                Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: 500-600 млн. лет назад в древнем океане жили разнообразные кольчатые черви. Одни из них были хищниками, другие питались водорослями, третьи органическими остатками, четвёртые были фильтраторами. И вот среди этих червей выделилась небольшая группа, у которой на покровах тела стали появляться защитные образования в виде простых известковых игл. Со временем эти образования усложнялись, так, в конце концов, получилось то, что сегодня мы называем моллюсками.

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков.

Тема урока: Сегодня на уроке мы познакомимся обобщим знания по теме «Моллюски» и ответим на вопрос : « Чем можно объяснить причины такой высокой их численности?»

3.Работа с презентацией. Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка)

4. Работа с презентацией. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.                              5.Работа группой.   Создайте  характеристику  классов  «Моллюски»                                                           6. Физкультминутка                                                                                                                                  7.Индивидуальная работа  тестовая работа с проверкой на доске                                                                    8.Викторина                                                                                                                                                          9.Подведение итогов, обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос.                                                             10. Оценки    

11.Рефлексия



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Моллюски»

№1. Вставьте пропущенное слово.  Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Моллюски имеют ... симметрию.

Б. Представители типа моллюсков заняли среды обитания – ..., ...

B. Тело моллюсков делится на отделы: ..., ..., ...

Г. В отличие от кольчатых червей их тело ... ...

Д. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – ...

Е. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ... образ жизни.

№2. Найдите соответствие. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I вариант Брюхоногие (или улитки)  II  вариант  – Двустворчатые   III вариант – Головоногие

A. Спирально-закрученная раковина

Б. Гермафродиты

B. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну-две пары щупалец

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворенный в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

3. Дыхание легочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

№3. Выберите правильный ответ.  

1. Большой прудовик имеет:

A. Жабры

Б. Легкое

B. Не имеет органов дыхания

Г. Трахеи

2. Мантия – это:

A. Вещество, из которого состоит раковина

Б. Кожная складка, расположенная под раковиной

B. Орган передвижения

Г. Орган пищеварения

3. Моллюски обитают:

A. Только в морях

Б. Только в пресных водоемах

B. Только на суше

Г. В море, пресных водоемах, на суше

4. К двустворчатым моллюскам относят:

A. Осьминога

Б. Большого прудовика

B. Беззубку

Г. Виноградную улитку

5. К органам выделения виноградной улитки относят:

А. Почку

Б. Желудок

В. Печень

Г. Кишечник

6. Чернильная железа имеется у:

А. Всех моллюсков

Б. Двустворчатых

В. Головоногих

Г. Брюхоногих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...