Методическая разработка урока по теме: "Ракообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Карплюк Татьяна Иосифовна

Урок разработан в соответствии с концентрическим курсом биологии Сонина. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Проводится лабораторная работа по изучению строения речного рака

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №9 УКМО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАКООБРАЗЫЕ»

Автор:

Карплюк Татьяна Иосифовна,

учитель биологии МОУ СОШ №9

УСТЬ-КУТ

2012

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ (2 часа)

Цели и задачи:

Выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных, познакомиться с их многообразием и значением, продолжить формирование умения работать с микроскопом и лабораторным оборудованием и умения работать с различными источниками и формами информации и преобразовывать ее, развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование: 

Электронное учебное издание «Биология. Многообразие живых организмов», мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Дрофа 2011, мультимедийная презентация «Определи класс членистоногих», микропрепараты «циклоп», «дафния», таблица «Строение речного рака», чучело «лангуст», «хитиновый панцирь», вареные речные раки на каждую парту, раздаточные лотки и лупы.

Ход урока

Учитель

Ученики

I. Орг. Момент. Д/З П. Ракообразные прочитать, задания  № 102, 103,105 в печатной тетради письменно или http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/klass_rakoobraznye/0-126

прочитать 2 лекции, просмотреть видеофрагменты, выполнить задания к урокам

Записывают

II. Проверка д/з

Фронтальная

1.Назовите классы типа Членистоногие и их признаки

- Схема на CD







2. Письменная проверочная работа. Определите принадлежность того или иного представителя к классу типа Членистоногие. (Презентация «Определи класс членистоногих», презентация заимствована из Интернета)


К какому типу они относятся все эти животные, что их всех объединяет?








3. Индивидуальная работа

Индивидуально для уч-ся, интересующихся биологией – решение задач на карточке (обсуждение коллекции с кивсяком и сколопендрой)

У членистоногих от 3 до 150 пар ног. Какие из них более древние, и от каких животных они произошли?



Называют классы и их признаки

Ракообразные – много ног, 2 пары усиков

Паукообразные – 4 пары ног, нет усиков

Насекомые – 3 пары ног и 1 пара усиков


Письменно на листочках








Называют признаки Членистоногих:

Членистые конечности, сегментированное тело, хитиновый покров, незамкнутая кровеносная система, мышцы в виде отдельных пучков, фасеточные глаза

Отвечают: Боле древние – многоногие, которые похожи на кольчатых многощетинковых червей.

III. Изучение новой темы

1. Внешнее строение ракообразных на примере речного рака. Лабораторная работа

Видеофрагмент «Строение ракообразного»

А) Отделы тела (до.00.18сек) – головогрудь и брюшко

Б) Конечности (до 01.30)

В) Линька, хитиновый покров (до 02.26)


Г) Регенерация – после просмотра фрагмента – назовите этот процесс.


Функции конечностей – фрагмент «Камчатский краб»

Длит-ть 00.46


Работаем с печатной тетрадью

№ 100, 101, 104 -


№100 Отделы тела – письменно

№ 101 Конечности – письменно

№ 104 Линька – устно


Отвечают регенерация



Дополняют № 101

Челюсти – измельчение пищи,

Ногочелюсти – подают пищу

Клешни – оборона, удерживание добычи, отрывают куски.

2. Внутренне строение речного рака. CD-диск


Нервная система и органы чувств (фрагмент 3).

Органы чувств – ЗВУК!!!



Выделительная и половая системы (фрагмент)

включить фрагмент по времени 00.34 без звука

или посмотреть на диске по зоологии



Кровеносная и дыхательная системы (фрагмент)

Кровеносная – без звука. Есть сердце. Незамкнутая. Гемолимфа. Синусы – участки полости тела, не имеющие собственных стенок.

Дыхательная – биол. задача про мокрицу. Если не решать, то фрагмент-ответ и ЗВУК!!!


Питание и пищеварительная система (фрагмент 5)– д/з прочитать с/с

Смотрят


Дополняют №101

Антеннулы – обоняние,

антенны - осязание


На кадре рассматривают изображение самки с рачатами на ножках. Дополняют №101

Брюшные ножки – плавание, носят икру и рачат. У самца – 4пары, у самки – 5 пар






3. Многообразие ракообразных. Презентация «Многообразие ракообразных» и CD-диск

По числу конечностей ракообразные делятся на высших, например десятиногих раков – омаров, лангустов.

Десятиногие раки (фрагмент 10)

Сухопутные раки (фрагмент 11)

И Низших, у которых может не быть брюшных ножек.

Усоногие ракообразные (фрагмент 9) время 00.22 – морские желуди и морские уточки.

Существует мнение, что балянусы (морские желуди) отчасти виноваты в поражении русской эскадры в Цусимском сражении. Наши корабли совершили длительный поход из Балтики в Тихий океан, и днища кораблей обросли морскими желудями, что снизило скорость кораблей.

Рачки – бокоплавы, эндемики Байкала – эпишура и макрогектопус – очищают воду

Планктонные организмы (фрагмент 8) 01.01   – циклопы и дафнии, которых мы рассмотрим в микроскоп.


Смотрят презентацию, видео, передают натуральный экспонат














Работают с микроскопами

4. Значение ракообразных (фрагмент 13) длит-ть 00.40

Планктонные рачки – корм рыб

Речной рак – санитарное

Омар, лангуст, краб, речной рак – пища для человека


Добавьте свои примеры

Креветки – корм животных, человека

Эпишура – корм рыб

Макрогектопус – биофильтратор

Циклоп – промежуточный хозяин широкого лентеца

Балянусы мешают судоходству

Смотрят, заполняют №105

Выводы: Приспособленность рака к жизни в воде

Ракообразные – исключительно водные животные. Тело их состоит из головы, груди или головогруди и брюшка. Имеется большое множество конечностей, которые выполняют различные функции. Органы дыхания – жабры. Кровеносная система незамкнутого типа. Имеются сложные фасеточные глаза. Выделение осуществляется зелёными железами. Раздельнополы. Низшие раки – корм для морских животных. Высшие раки являются санитарами водоёмов, многие используются в пищу человеком.  

Подводят итоги. Работают с раздаточным листом для Лабораторной работы

Лабораторная работа № 1. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА

Класс Ракообразные относится к типу членистоногих. Членистоногие – двусторонне-симметричные животные с сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина и членистые конечности. У ракообразных хитиновый покров пропитан известковыми солями и представляет собой прочный панцирь, который служит наружным скелетом. С внутренней стороны к хитиновому покрову прикрепляются мышцы. Большинство представителей ракообразных обитают в воде и имеют жабры.

Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите отделы тела. Запишите их названия. ______________________________

2. Какие органы расположены на головогруди? _________________________________

Какое строение имеют глаза и каково значение подвижности глаз в жизни речного рака? ______________________________________________________________________

3. Какое строение имеет брюшко и какие органы на нем расположены? ____________________________________________________________

4. Какое строение имеют конечности и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.

Названия конечностей

Выполняемая функция

5. Почему речной рак относится к десятиногим ракам?________________________________________

6. Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака? ________________________________

Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте?____________

7. Сделайте подписи к рисунку.

Выводы:

1. Почему речного рака относят к типу членистоногих? ______________________________________

2. Какие особенности строения речного рака позволяют ему жить в воде, отыскивать и захватывать добычу, защищаться от врагов? __________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные слова.

У десятиногих раков глаза находятся на особых __________. Речные раки имеют _______ ходильных ног. Самки откладывают ___________. Молодых рачат самки вынашивают на __________.

Проблемные задачи

1. Какое значение в жизни речного рака имеет его способность восстанавливать утраченные части тела? Как называется эта способность? ____________________________________________________

2. В чем проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно свидетельствует? _________________________________________

Проверка знаний

 Заполните схему, распределяя указанные ниже признаки, характерные для типа и класса:
Признаки типа_____________            Признаки класса_______________
Признаки:

а) отделы тела – головогрудь и брюшко;
б) хитиновый покров;
в) членистые конечности;
г) 2 пары усиков;
д) 1 пара глаз;
е) 5 пар ног, расположенных на грудной части головогруди.


Вывод. Речной рак является представителем типа________________, так как ____________________.
Речной рак является представителем класса_____________________, так как ____________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...