Обобщение опыта работы.
учебно-методический материал по биологии на тему

Гоконаева Лара Хадзиретовна

Обобщение опыта по технологии проектного метода работы по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_rabot1.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Технология проектного метода

             Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Один из них технология проектного обучения.

                        Еще в  1928 году американский учёный Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: её общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищён интеллектуальной смелостью советских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент. Главное – это ценности и идеалы учителя и школы. Это ещё раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребёнка.

     В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов - практиков к технологии проектного обучения.

              В чём же суть проектного обучения?

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

•        Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

•        учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

•        приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

•        развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

•        развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

•        в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

•        образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

•        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

•        комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

•        глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

      Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению                

      Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объекты. Можно выделить по времени три вида учебных проектов которые я применяю в своей работе: 1. краткосрочные (2-6 часов); 2. среднесрочные (12-15 часов); 3. долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

1.        Краткосрочные - это написание  рефератов с использованием дополнительной литературы, интернет и т.д

2.        Среднесрочные  это изучение строения, места обитания, питания и значения разных объектов в окрестностях села и в других источниках «Грибы, произрастающие в окрестностях с. Новый Урух»

3.         Долгосрочные «Изготовление гербарий», «Разнообразие плодов», «Разнообразие листьев», «Сложные листья», «Простые листья»,  «Скелет птицы», «Влияние подкормки, прищипки на рост и созревание помидоров », «Палеонтологические находки в окрестностях с. Новый Урух

     Все материалы подготовленные   учащимися используются на разных этапах

уроков: при опросе, при изучении нового материала, при закреплении, при проведении  лабораторных и практических  работ. Например: при проведении лабораторной работы по теме «Скелет птицы» используются кости птиц приготовленные особым образом учащимися. Этот материал дает прочно усвоить  строение скелета птиц, его особенности, сравнивать со строением костей   хордовых.

    Изучая «Влияние подкормки на рост и созревание  помидоров», дети  приобретали коммуникативные умения,  работая в различных  группах, развивали у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  А вот палеонтологические находки в окрестностях с.Новый Урух формирует системное мышление, обобщать .

   Долгосрочные работы  как изготовление гербариев с большим удовольствием выполняли те учащиеся, которые на  обычных уроках не могли раскрыться, т.е.  происходила самореализация  слабого ученика.

    За последние годы, учащиеся чаще стали использовать при выполнении проектных работ информационные технологии.

   Подобные  работы  позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета,  формировать общее мировоззрение на современном уровне, поднимать самооценку ученика.      

    Работа по данной методике дает мне  возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...