Разработка урока
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Хертек Шончалай Владимировна

-сформировать у учащихся понятие о строении и взаимосвязи частей цветка;

- раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка; дать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии 6 класса

 по теме « Строение цветка»

 Цель урока: -сформировать у уч-ся понятие о строении и взаимосвязи частей цветка;

раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка; дать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях;

 Образовательная задача –  продолжить формировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.

Развивающая- формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.

развитие внимания, памяти, мышления, речи учащихся;

Воспитательная- воспитание бережного отношения к природе, растениям, экологической культуры учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблицы с изображением  строения цветка.

Тип урока: изучение новой темы

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Ход урока

  1. Организационный момент ( приветствие и психологический настрой учащихся
  2. Изучение новой темы

Учитель  предлагает учащимся отгадать загадку

Из нарядной, яркой чашки

Угощаются букашки  ( цветы)

Учитель: Как вы думаете, ребята, какую тему мы будем изучать на данном уроке? Учащиеся формулируют тему урока.

Растения  играют большую роль в нашей жизни, какую? Ответ в следующей загадке:

        Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленеют, круглый год цветут (растения)

Как называются растения, которые цветут? (цветковые)

        Учащиеся отгадывают загадки о цветковых растениях:

  1. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит   (колокольчик)

Вертится Антошка на одной ножке,

Где солнце стоит, туда и глядит (подсолнечник)

  1. Вырос он под солнцем жгучим,

Толстым, жгучим и колючим (кактус)

  1. Белым шарфиком пушистым

Я красуюсь в поле чистом

Дунул легкий ветерок

И остался стебелек (одуванчик)

Как видим, цветковых растений  много и у каждого растения цветы имеют разную  форму,  окраску. Несмотря на это все они имеют единый план строения.

Просит одного из учеников нарисовать на доске цветок и назвать его части. Учащиеся называют части цветка - лепесток, чашелистик.

Проблемная задача - Кроме лепестков и чашелистиков, какие еще части цветка вам известны? Учащиеся называют тычинки и пестик.

Какие части цветка главные и почему? (высказывания и предположения учащихся)

Учитель - главные части цветка – тычинки и пестик, т.к. с помощью их образуются плоды и семена.

Цветок – это орган семенного размножения (запись в тетрадь)

В тетрадь записывается схема строения цветка

  Цветок

Околоцветник                                       Главные части цветка

простой                        двойной                        пестик        ♀                тычинка ♂

( венчик)                        (венчик+чашечка)                 (завязь,                        ( пыльник,

                                                                 столбик,              тычиночная нить)

                                                                  рыльце)

Тычинка - мужская часть цветка, которая состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом «марса»♂ .

Внутри пыльника развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

По форме пылинки можно определить растение, которому оно принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльца крупная и клейкая, а у ветроопыляемых- мелкая и сухая.

Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной части цветка. Верхняя часть пестика - рыльце, который удерживает пыльцу. Средняя часть- столбик и нижняя- завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом «зеркалом Венеры»♀

Для того, чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых оно напоминает «ершик» для мытья посуды. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец).

                                                   Цветок

                                                                             (побег)

                         

                              Стеблевая часть               листовая  часть

                               а) цветоножка                      а) чашечка        

                               б) цветоложе                        б)венчик

                                                                              в) тычинки

                                                                              г) пестики  

 В тетрадь: Цветоложе- это осевая часть цветка, на которой расположены остальные его части.

     Оно может быть выпуклым (лютик),плоским(пион),вогнутым(манжетка)

Цветки

                       Обоеполые                                                Однополые

        Тычинки и пестики в одном цветке        В цветке только пестики или тычинки

                ( вишня)                                        (огурец)

Растения раздельнополые

                Однодомные                                                        Двудомные

На одном растении- раздельнополые цветки        Раздельнополые цветки

( тыква, огурец, кабачок)        на разных растениях

                   ( тополь)

    Цветок

                                                                             (побег)

                         

                              Стеблевая часть               листовая  часть

                               а) цветоножка                      а) чашечка        

                               б) цветоложе                        б)венчик

                                                                              в) тычинки

                                                                              г) пестики  

Вывод: цветок - видоизмененный побег    

Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза).  У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит дляпривлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:

  -  кисть (ландыш)  -  головка (клевер)  - початок (кукуруза)  -  колос (подорожник)

  -  зонтик (примула)

   Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

  -  метелка (сирень)  -  зонтик (укроп)  -  колос  (пшеница)

  1. Закрепление знаний- учащиеся отвечают на тест
  1. Главные части цветка- это

А) венчик и чашечка

Б) цветоножка и венчик

В) пестик и тычинки

Г) цветоножка и чашечка

2)  Цветки с простым околоцветником имеют

        А) только венчик

        Б) только чашечки

        В) ни то, ни другое, все листочки одинаковые

3) Чашелистик- это

        А) внутренние листочки листа

        Б) наружные листочки цветка

        В) наружные и внутренние листочки цветка

4) Пестик у цветкового растения расположен на

        А) цветоложе

        Б) цветоножке и чашечке

        В) цветоножке

        Г) цветоложе и цветоножке

5) Раздельнополые цветки у растения имеют:

        А) только пестики

        Б) тычинки и пестики

        В) только тычинки

        Г) тычинки или пестики

6) Женскими цветками называют у растения цветки:

        А) пестичные

        Б) пестичные и тычиночные

        В) тычиночные

        Г) пестичные или тычиночные

7) Двудомными называют растения, у которых развиваются цветки:

        А) обоеполые на одном растении

        Б) обоеполы на разных растениях

        В) раздельнополые на разных растениях

        Г) раздельнополые на разных растениях

8) Тычинки и пестики бываю

        А) в каждом цветке

        Б) не в каждом цветке: иногда бывают цветки без тычинок и пестиков

        В) не в каждом цветке: имеются только пестичные или только тычиночные цветки

9) Белые цветки у травянистых растений елового леса- приспособление к:

        А) самоопылению

        Б) опылению ветром

        В) опылению цветками

        Г) опылению насекомыми

10) К ветроопыляемым растениям относятся:

        А) горох и орешник

        Б) рожь и ольха

        В) орешник и фасоль

        Г) береза и фасоль

  Рефлексия: Составьте синквейн по нашей теме

 Составить по схеме:                                                                                                                      Ответ:    

  • Название темы – одно существительное                Цветок
  • Описание темы -  два прилагательных                   Красивый, благоухающий                            
  • Описание действия – три глагола                            Украшает, пахнет, плодоносит                                              
  • Отношение к теме – четыре слова                  Венчик, чашечка, тычинки, пестики                                                          

Теперь давайте подведем итог нашего урока. Ответь на вопрос – Что я узнал нового?

Учитель: Большое спасибо за продуктивную работу.

Запишите домашнее задание. 1. Сообщения про лекарственных цветках

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...