Разработка урока по биологии 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Чупрова Наталья Валерьевна

Сценарий урока разработан в технологии деятельностьног метода в соответсвии с требованиями ФГОС. Иеются двсе необходимые материалы для проведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пробное действие Задание № 1 Распредели организмы по средам обитания: А . водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 1. журавль 2. медведь 3. акула 4. клещи 5. крабы 6. антилопа 7. ряска 8. клопы 9. дождевые черви 10. землеройки 11. лягушки 12. жабы 13. дуб 14. кувшинки 15. ласточка 16. комары 17. печеночный сосальщик 18. зебра 19. медуза Образец: А. водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 3,5,7,8,11, 12,14,19 1 ,2,6,8,13,15, 16?, 18 8,9,10

Слайд 2

Пробное действие Задание № 1 Распредели организмы по средам обитания: А . водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 1. журавль 2. медведь 3. акула 4. клещи 5. крабы 6. антилопа 7. ряска 8. клопы 9. дождевые черви 10. землеройки 11. лягушки 12. жабы 13. дуб 14. кувшинки 15. ласточка 16. комары 17. печеночный сосальщик 18. зебра 19. медуза Образец: А. водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 3,5,7,8,11, 12,14,19 1 ,2,6,8,13,15, 16?, 18 8,9,10

Слайд 3

Правила работы в паре. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо .

Слайд 4

Эталон. «Особенности организменной среды обитания» 1.Относительное постоянство условий внутренней среды (влажности, температуры, химического состава); 2. Обильная и легкодоступная пища; 3. Среда обитания ограничена как во времени (жизнью хозяина), так и в пространстве; 4. Недостаток кислорода, света; 5. Защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, в том числе от врагов. 6. Плотная среда

Слайд 5

Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека. Пример: повилика — паразит растений; блоха , лентец — паразит животных; палочка Коха, вошь, аскарида — паразиты человека.

Слайд 7

Эталон. Приспособления паразитов к своей среде обитания У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу или к удержанию внутри тела хозяина (присоски, крючья и т.д.). Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата; веществ, снижающих чувствительность, увеличение вместимости пищеварительной системы. У некоторых паразитов происходит изменение ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, у других паразитов нет органов передвижения и органов чувств. Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая плодовитость, сложные циклы развития.

Слайд 8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: животные паразиты приспособления к паразитическому образу жизни взаимоотношения паразит-хозяин

Слайд 9

Карточка для рефлексии. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания Я могу определять животных паразитов В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я понял причину своих ошибок (если они были). Я сегодня был активным на уроке. Я сегодня был внимательным на уроке. Я выполнял правила работы в паре. Я выполнил правила работы в группе. Я выполнял правила эталона учебное общение. Я сам открыл новое знание. Я доволен своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

8. Включение в систему знаний и повторение.

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8. Включение в систему знаний и повторение.

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8. Включение в систему знаний и повторение.

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8. Включение в систему знаний и повторение.

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.



Предварительный просмотр:

8 этап      Включение в систему знаний и повторение.         Задание № 2

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8 этап      Включение в систему знаний и повторение.       Задание № 2

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8 этап      Включение в систему знаний и повторение.         Задание № 2

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

8 этап      Включение в систему знаний и повторение.         Задание № 2

Включение в систему знаний и повторение.

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

  1. Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
  3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
  4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
  5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Правила работы в парах.

  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Если не понял, переспроси.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пробное действие Задание № 1 Распредели организмы по средам обитания: А . водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 1. журавль 2. медведь 3. акула 4. клещи 5. крабы 6. антилопа 7. ряска 8. клопы 9. дождевые черви 10. землеройки 11. лягушки 12. жабы 13. дуб 14. кувшинки 15. ласточка 16. комары 17. печеночный сосальщик 18. зебра 19. медуза Образец: А. водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 3,5,7,8,11, 12,14,19 1 ,2,6,8,13,15, 16?, 18 8,9,10

Слайд 2

Пробное действие Задание № 1 Распредели организмы по средам обитания: А . водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 1. журавль 2. медведь 3. акула 4. клещи 5. крабы 6. антилопа 7. ряска 8. клопы 9. дождевые черви 10. землеройки 11. лягушки 12. жабы 13. дуб 14. кувшинки 15. ласточка 16. комары 17. печеночный сосальщик 18. зебра 19. медуза Образец: А. водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 3,5,7,8,11, 12,14,19 1 ,2,6,8,13,15, 16?, 18 8,9,10

Слайд 3

Правила работы в паре. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо .

Слайд 4

Эталон. «Особенности организменной среды обитания» 1.Относительное постоянство условий внутренней среды (влажности, температуры, химического состава); 2. Обильная и легкодоступная пища; 3. Среда обитания ограничена как во времени (жизнью хозяина), так и в пространстве; 4. Недостаток кислорода, света; 5. Защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, в том числе от врагов. 6. Плотная среда

Слайд 5

Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека. Пример: повилика — паразит растений; блоха , лентец — паразит животных; палочка Коха, вошь, аскарида — паразиты человека.

Слайд 7

Эталон. Приспособления паразитов к своей среде обитания У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу или к удержанию внутри тела хозяина (присоски, крючья и т.д.). Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата; веществ, снижающих чувствительность, увеличение вместимости пищеварительной системы. У некоторых паразитов происходит изменение ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, у других паразитов нет органов передвижения и органов чувств. Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая плодовитость, сложные циклы развития.

Слайд 8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: животные паразиты приспособления к паразитическому образу жизни взаимоотношения паразит-хозяин

Слайд 9

Карточка для рефлексии. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания Я могу определять животных паразитов В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я понял причину своих ошибок (если они были). Я сегодня был активным на уроке. Я сегодня был внимательным на уроке. Я выполнял правила работы в паре. Я выполнил правила работы в группе. Я выполнял правила эталона учебное общение. Я сам открыл новое знание. Я доволен своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

Пробное действие                                                                              Задание № 1

  • Распредели организмы по средам обитания:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 
1. журавль  2. медведь  3. акула  4. клещи  5. крабы  6. антилопа 7. ряска  8.  клопы    9. дождевые черви   10.  землеройки   11. лягушки  12. жабы   13. дуб  14. кувшинки   15. ласточка    16. комары  17. печеночный сосальщик      18. зебра    19. медуза    Образец:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 

3,..

Пробное действие                                                                              Задание № 1

  • Распредели организмы по средам обитания:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 
1. журавль  2. медведь  3. акула  4. клещи  5. крабы  6. антилопа 7. ряска  8.  клопы    9. дождевые черви   10.  землеройки   11. лягушки  12. жабы   13. дуб  14. кувшинки   15. ласточка    16. комары  17. печеночный сосальщик      18. зебра    19. медуза    Образец:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 

3,..

Пробное действие                                                                              Задание № 1

  • Распредели организмы по средам обитания:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 
1. журавль  2. медведь  3. акула  4. клещи  5. крабы  6. антилопа 7. ряска  8.  клопы    9. дождевые черви   10.  землеройки   11. лягушки  12. жабы   13. дуб  14. кувшинки   15. ласточка    16. комары  17. печеночный сосальщик      18. зебра    19. медуза    Образец:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 

3,..

Пробное действие                                                                              Задание № 1

  • Распредели организмы по средам обитания:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 
1. журавль  2. медведь  3. акула  4. клещи  5. крабы  6. антилопа 7. ряска  8.  клопы    9. дождевые черви   10.  землеройки   11. лягушки  12. жабы   13. дуб  14. кувшинки   15. ласточка    16. комары  17. печеночный сосальщик      18. зебра    19. медуза    Образец:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 

3,..

Пробное действие                                                                              Задание № 1

  • Распредели организмы по средам обитания:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 
1. журавль  2. медведь  3. акула  4. клещи  5. крабы  6. антилопа 7. ряска  8.  клопы    9. дождевые черви   10.  землеройки   11. лягушки  12. жабы   13. дуб  14. кувшинки   15. ласточка    16. комары  17. печеночный сосальщик      18. зебра    19. медуза    Образец:

А. водная   

Б. наземно-воздушная  

В. почвенная 

3,..



Предварительный просмотр:

Рефлексия учебной деятельности.

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания
  2. Я могу определять животных паразитов
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я выполнил правила работы в группе.
  9. Я выполнял правила эталона учебное общение.
  10. Я сам открыл новое знание.
  11. Я доволен своей работой на уроке.

Рефлексия учебной деятельности.

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания
  2. Я могу определять животных паразитов
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я выполнил правила работы в группе.
  9. Я выполнял правила эталона учебное общение.
  10. Я сам открыл новое знание.
  11. Я доволен своей работой на уроке.

Рефлексия учебной деятельности.

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания
  2. Я могу определять животных паразитов
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я выполнил правила работы в группе.
  9. Я выполнял правила эталона учебное общение.
  10. Я сам открыл новое знание.
  11. Я доволен своей работой на уроке.

         Рефлексия учебной деятельности.

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания
  2. Я могу определять животных паразитов
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я выполнил правила работы в группе.
  9. Я выполнял правила эталона учебное общение.
  10. Я сам открыл новое знание.
  11. Я доволен своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                    7 этап

Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания?

Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также  воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска:

1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки.

2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами  диска:

  1. животные паразиты
  2. приспособления к паразитическому образу жизни
  3. взаимоотношения паразит-хозяин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                 7 этап

Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания?

Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также  воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска:

1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки.

2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами  диска:

А. животные паразиты

Б. приспособления к паразитическому образу жизни

В. взаимоотношения паразит-хозяин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                    7 этап

Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания?

Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также  воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска:

1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки.

2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами  диска:

  1. животные паразиты
  2. приспособления к паразитическому образу жизни
  3. взаимоотношения паразит-хозяин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.             7 этап

Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания?

Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также  воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска:

1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки.

2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами  диска:

А. животные паразиты

Б. приспособления к паразитическому образу жизни

В. взаимоотношения паразит-хозяин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                  7 этап

Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания?

Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также  воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска:

1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки.

2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами  диска:

А. животные паразиты

Б. приспособления к паразитическому образу жизни

В. взаимоотношения паразит-хозяин



Предварительный просмотр:

Эталон.

«Особенности организменной среды обитания»

1.Относительное постоянство условий внутренней среды (влажности, температуры, химического состава);

2. Обильная и легкодоступная пища;

3. Среда обитания ограничена как во времени (жизнью хозяина), так и в пространстве;

4. Недостаток кислорода, света;

5. Защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, в том числе от врагов.

6. Плотная среда

 



Предварительный просмотр:

Эталон.  Приспособления  паразитов к своей среде обитания

Паразиты, как и свободноживущие виды, обладают сложной системой приспособлений к своей среде обитания.

  • У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу или к удержанию внутри тела хозяина (присоски, крючья и т.д.).
  • Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата; веществ, снижающих чувствительность, увеличение вместимости пищеварительной системы (например, у клещей).
  • У некоторых паразитов происходит изменение ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, у других паразитов нет органов передвижения и органов чувств.
  • Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая   плодовитость, сложные циклы развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...