Разработка урока "Рыбы"
план-конспект урока по биологии

разработки урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рыбы117 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбы

Урок-путешествие

Станция «Загадочная»

1. Разгадайте загадки. К каким классам относятся рыбы, о которых в них идет речь?

Ерш
Ерш
Лещ
Лещ
Cазан
Cазан
Сом
Сом
Щука
Щука

(За каждый правильный ответ– 1 балл.)

Драчун и забияка живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерш.)

Не человек, не зверь, а с усами. (Сом.)

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – в котел попала. (
Щука.)

Мастер шубу себе сшил, 
А иголки вынуть забыл. (
Ерш.)

Он в самом омуте живет – 
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.  (
Сом.)

С зубастой трехметровой рыбкой 
Знакомство было бы ошибкой. (
Акула.)

(Сом, ерш, щука – представители класса костных рыб. Акула относится к классу хрящевых рыб.)

2. Определите, какие виды рыб здесь зашифрованы. Вместо звездочек вставьте буквы. Какие из этих рыб обитают в пресных, а какие в соленых водоемах?

(Ф*****, С*******, Т*****, Н*****, Щ***, Т****, Г******, Ч*****, М*****.)

(Форель, стерлядь, треска, навага, щука, тунец, горбуша, чавыча, минтай. Форель, щука и стерлядь живут в пресных водоемах, все остальные – в соленых.)

Станция «Экологическая»

(За каждое задание – 5 баллов.)

1. Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?

(Пленка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоем.)

2. В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

(Форель обитает в ручьях и реках с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилось, что и привело к гибели форели.)

3. Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?

(Хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания: водные растения или зоопланктон -->растительноядные рыбы и мальки --> хищные рыбы.)

Станция «Литературная»

1. О какой рыбе говорит поэт? Почему она получила такое название? Каково ее происхождение?

(За правильный ответ – 5 баллов.)

Закованный в бронзу с боков, 
Он плыл в темноте колеи,
 
Мигая в лесах тростников
 
Копейками чешуи.

Э.Багрицкий

(О карпе. Греческое слово «карпос» означает «плод». Название указывает на большую плодовитость и скорость роста рыбы. Карп – культурная форма сазана. Выведены следующие породы карпа: чешуйчатые – все тело покрыто чешуйками; зеркальные –вдоль тела тянутся три ряда блестящих больших зеркальных чешуй; голые – тело лишено чешуи; рамчатые – чешуя по краям тела.

2. К каким отрядам относятся рыбы, упомянутые в стихотворении?

(За правильный ответ – 2 балла.)

Сколько всякой на палубе рыбы! 
Трепет камбал – глубинниц морей,
 
И зубаток пятнистые глыбы
В красной груде больших окуней!

Н.Рубцов

(Камбала – отряд камбалообразных, зубатка и окунь – отряд окунеообразных. )

3. Каким персонажам принадлежат слова, приведенные ниже? Какая рыба называлась лабарданом?

(За правильный ответ – 5 баллов.)

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
– Лабардан-с».

Н.Гоголь. Ревизор

(Хлестакову и Землянике. Лабардан – треска. )

4. Закончите пословицы.

(За каждую пословицу – 1 балл.)

  • Была бы рыба, а ... (рыбак найдется). Будешь спать на берегу, не... (наловишь на уху).
  • Рыба в реке – еще... (не в руке).
  • Рыба мелка, да... (уха сладка).

Станция «Неизвестная»

(Каждое правильно выполненное задание – 5 баллов.)

1. В «черном ящике» находятся изображения двух видов рыб, которые фигурируют в одной из басен И.А. Крылова. Вспомните, что это за басня и какие рыбы в ней упоминаются. К каким семействам они относятся?

(«Демьянова уха». Лещ – семейство карповых, стерлядь – семейства осетровых.)

2. В «черном ящике» находятся изображения двух рыб, которых генетик Н.И. Николюкин использовал для получения межродового гибрида. Что это за рыбы? Как называется гибрид?

(Белуга и стерлядь – отряд осетрообразных. Бестер – межродовой гибрид, который получили скрещиванием самки белуги с самцом стерляди.)

3. В «Черном ящике» находится фотография рыбы, которая обитает в Мраморном и Средиземном морях. Длина ее тела – от 30 до 180 см. Аристотель отмечал, что эта рыба «заставляет цепенеть животных, которых она хочет поймать, пересиливая их силой удара, живущего у нее в теле». Какая рыба изображена на фотографии?

(Электрический скат – класс хрящевых рыб.)

Станция «Занимательная»

(Ответ на вопросы 1–6 оценивается 1 баллом, на вопросы 7–9 – 5 баллами каждый.)

1. Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, сом, сазан.)

2. Какая рыба используется для борьбы с малярией? (Гамбузия.)

3. Все ли рыбы откладывают икру? (Нет. Есть живородящие.)

4. Что такое ихтиология? (Раздел зоологии позвоночных, изучающий круглоротых и рыб.)

5. Какая рыба в Амазонке самая опасная? (Пиранья.)

6. В названиях каких рыб фигурирует оружие и инструменты? (Рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила.)

7. Название каких рыб состоит из трех букв? К каким отрядам относятся эти рыбы? (Лещ и язь – отряд карпообразных, сиг – лососеобразных, сом – сомообразных, хек – трескообразных.)

8. Некоторые рыбы поедают своих мальков. Как такое явление называется? Каков его биологический смысл? (Каннибализм. Есть водоемы, в которых живет только один вид рыб и мелкие беспозвоночные, которых взрослые крупные рыбы ловить не могут. Зато беспозвоночных едят мальки. А взрослые рыбы едят мальков, это для них единственный способ получить вещества и энергию, накопленные беспозвоночными. Уцелевшие мальки вырастают и сами начинают есть других мальков... Каннибализм может возникать и в других случаях – в связи с общим недостатком пищи или перенаселенностью.)

9. Все ли рыбы имеют зубы? Где они расположены? (Не имеют зубов осетровые, но личинки их зубастые. Зубы у рыб располагаются в ротовой полости – в глотке, а у щуки в ротовой полости, глотке и жаберных дужках.)

Литература

Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.

Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....