Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Наталья Викторовна Куркина

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolgiya_9_klass_chelovek.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Биология:

                Человек и его здоровье 9 класс разработана на основе нормативно – правовых документов:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Федерального переченя учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019 – 2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

      Рабочая программа разработана в соответствии:

ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ».

            Цель изучения курса

          Изучение биологии «Человек и его здоровье» в 9 классе в основной школе направлено на формирование  научного представления о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы  и взаимодействия человека с окружающей средой.

          Задачи:

1. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Описание места учебного предмета

Учебный план на изучение биологии в основной школе отводит 2 – учебных часа в неделю или 68 в год.

УМК

  • Рабочая программа – А.И.Никишов. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Биология Человек и его здоровье» учебно-методическое пособие/ Никишов А.И.,Богданов Н.А. ООО.: Владос, 2017. – 46 с.
  • Учебник – Никишов А.И., Богданов Н.А.: Биология.Человек и его здоровье:для уч-ся 9 кл. общеобразовательных организаций – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. -271с.: ил.
  • Электронное приложение к учебнику.

1.Планируемые результаты

1.1.Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  1. реализация установок здорового образа жизни;

  1. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

1.2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  1. умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  1. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

1.3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

 классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

 различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  1. В сфере физической деятельности:

 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

2. Содержание учебного предмета:

«Биология: Человек и его здоровье» 68 часов

1.Введение (2 часа)

 Двойственная биосоциальная  природа человека, родство человека с миром животных, отличительные особенности людей, предмет и методы наук: анатомия, физиология, психология, гигиена. Основные этапы развития анатомии, физиологии, гигиены. Гераклит, Аристотель, Гиппократ. Таксоны. Место человека в системе живых существ. Доказательства эволюции животных и человека. Рудименты, атавизмы. Экологические условия перехода предков человека к прямохождению. Австралопитеки, кроманьонцы

2.Общий обзор организма человека(4 часа)

 Строение и функция клеточных органоидов, химический состав клетки, понятия «обмен веществ», «гомеостаз», «раздражимость», «возбудимость», «ферменты».Понятия «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество». Основные типы тканей.

3.Нервная система(5часов)

     Потребности, активность, субъективное отражение. Значение нервной системы, роль психики. Центральная и периферическая нервная система, серое и белое вещество, строение и функции спинного мозга, рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Большие полушария головного мозга, желудочки мозга, строение и функции продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка.  Строение и функции промежуточного мозга, коры больших полушарий. Старая и новая кора. Блуждающий нерв, гипоталамус. Соматический и вегетативный отделы нервной системы, симпатический и парасимпатический подотделы автономного рассказа.

Демонстрация модели головного мозга человека

4.Гуморальная регуляция функций организма(2часа)

     Железы внутренней, внешней и смешанной секреции, свойства гормонов, взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Акромегалия, сахарный диабет, микседема. Функции гипофиза, надпочечников, половых желез, щитовидной и поджелудочной железы.

Демонстрация модели гортани с щитовидной железой

5.Опорно-двигательный аппарат(6часов)

     Значение скелета и мышц. Химический состав, макро- и микростроение костей, их классификация. Надкостница, компактное и губчатое вещество. Строение и функции частей скелета, сравнение его со скелетом млекопитающих, особенности скелета, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.Типы соединения костей.Типы мышечной ткани, особенности поперечнополосатой мышечной ткани. Брюшко мышцы, сухожилие.Двигательная единица, механизмы, регулирующие силу мышечного сокращения, энергетика мышечного сокращения, мышцы- антагонисты, утомление и его симптомы.Методы самоконтроля и коррекции осанки. Последствия нарушения осанки и плоскостопия. Остеохондроз, сколиоз.Сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них. Синяк, шина, растяжение связок.

6.Кровь(4часа)

        Гомеостаз, функции плазмы и форменных элементов крови., Понятия «фагоцитоз» , «антигены», «антитела». Механизм свертывания крови. Анализ крови. Лимфа, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит. Барьеры, защищающие организм от инфекции. Экологическая защита от патогенных микроорганизмов. Иммунитет и его виды. Органы иммунной системы. Воспаление и общее заболевание. Антигены, антитела. Иммунология. История открытия вакцинации. Роль вакцин и  лечебной сыворотки. Аллергия. Резус-фактор

7.Кровообращение(6часов)

      Артерии, вены, капилляры, аорта. Общий план строения сердца человека. Движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Клапаны вен. Связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл. Автоматизм сердечной деятельности. Регуляция работы сердца. Причины движения крови по сосудам, изменение скорости движения крови, принцип измерения артериального давления, гипертония, гипотония, инсульт. Регуляция кровоснабжения. Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Влияние гиподинамии, курения, алкоголя на сердце и сосуды, болезни сердца и их профилактика. Электрокардиограмма. Типы кровотечений и способы их остановки. Обработка ран и уход за ними.

8.Дыхание(5часов)

     Значение биологического окисления. Строение функции дыхательных путей. Голосообразование. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит. Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения. «Ворота лёгких», диффузия. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Защитные рефлексы. Вред курения, загрязнение воздушной среды. Плевральная полость, диафрагма. Флюорография, туберкулез, рак, биологическая и клиническая смерть. Приемы первой помощи при повреждении органов дыхательной системы. Приемы реанимации.  

Демонстрация модели гортани, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.

9.Пищеварение(4часа)

       Значение пищеварения, пластическая и энергетическая функция пищи. Органы пищеварения и их эволюция. Пластический и энергетический обмен. Значение вкусовых рецепторов. Строение ротовой полости, расположение слюнных желез. Строение зубов, их типы. Заболевания зубов и их профилактика.  Основные свойства ферментов. Расщепление пищи в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке.  Ферменты и условия их функционирования, изменение пищевых веществ в пищеварительном тракте. Строение и функции толстого и тонкого кишечника, механизм всасывания, барьерная роль печени, функции аппендикса и аппендицит. Фистула, мнимое кормление. История открытия безусловных и условных рефлексов, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения. Ботулизм, холера, дизентерия, гельминтозы. Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость, правила гигиены питания.

10.Выделение(2часа)

       Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды. Механизм мочеобразования, работа нефрона, заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

11.Обмен веществ и превращение энергии в организме(4часа)

      Понятия: «обмен веществ», «пластический» «энергетический» обмен. Стадии обмена, в организме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Микро- и макроэлементы.  Значение витаминов, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Основной и общий обмен, нормы питания, энергетическая емкость питательных веществ, энергозатраты, роль питания в поддержании здоровья.

12.Кожа(3часа)

     Эпидермис, дерма, гиподерма. Строение и функции кожи, волос, ногтей. Гигиена кожи, использование моющих средств, болезни кожи, особенности подростковой кожи, первая помощь при ожогах и обморожениях. Профилактика угревой сыпи, чесотки, лишая. Механизмы терморегуляции. Тепловой и солнечный удар.

13.Органы чувств. Анализаторы.(5часов)

       Понятия «анализатор» «орган чувств», механизм обработки информации корой больших полушарий, достоверность получаемой информации, иллюзии.  Строение, значение, функционирование зрительного анализатора. Проектирование изображения на сетчатке глаза, бинокулярное зрение. Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость. Причины глазных инфекций их предупреждение, травмы глаза, причины возникновения дальнозоркости, близорукости, косоглазия, катаракты, бельма. Эволюция слухового анализатора, строение и функции слухового анализатора, работа слуховых рецепторов, заболевания слухового аппарата, гигиена слуха. Воспаление среднего уха, тугоухость. Вестибулярный аппарат, вибрационное чувство. Механизм работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, их взаимодействие.

14.Высшая нервная деятельность человека(поведение и психика) (8 часов)

         Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова ,А.А.Ухтомского в развитии учения о ВНД и психологии, безусловные и условные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение, доминанты. Инстинкты, эмоции, навыки, привычки. Биологические ритмы. Природа сна и сновидений, фазы сна.Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция .Аффект, стресс, рассеянность, значение эмоций, произвольное и непроизвольное внимание.

15.Размножение и развитие человека(4 часа)

      Половое и бесполое размножение, мужская и женская половая система, образование и развитие зародыша, менструации и поллюции. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера. Онтогенез, филогенез, эмбриональные приспособления к внутриутробной жизни, режим беременности и рода. Наследственные и врожденные болезни, СПИД, гепатит В, венерические болезни. Физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, изменения мужского и женского организма в пубертантном периоде. Темперамент, характер, способности, личность.

16.Заключение(1час)

Здоровье: физическое, психическое. Вредные привычки и болезни: курение, алкоголизм, наркомания.

Резервное время— 3 ч.

3.Тематическое планирование

Название раздела, тем

Количество часов

Ведение

2

1

Науки, изучающие строение и жизнедеятельность человека

1

2

Место человека в системе органического мира. Особенности человека как социального существа.

1

Общий обзор организма человека

4

3

Строение и химический состав клетки

1

4

Жизнедеятельность клетки

1

5

Ткани организма человека

1

6

Органы и системы органов тела человека

1

Нервная система

5

7

Значение, строение и рефлекторная деятельность нервной системы

1

8

Строение и функции спинного мозга

1

9

Строение и функции стволовой части головного мозга

1

10

Передний мозг

1

11

Вегетативная, или автономная, нервная система

1

Гуморальная регуляция функций организма

2

12

Железы внутренней секреции

1

13

Гормоны желез смешанной секреции

1

Опорно-двигательный аппарат

6

14

Строение скелета человека

1

15

Химический состав, строение и рост костей

1

16

Возможные повреждения скелета и первая помощь пострадавшему человеку

1

17

Скелетные мышцы, их строение и  функции

1

18

Работа мышц. Утомление

1

19

Значение физических упражнений и культуры труда в формировании скелета и мускулатуры

1

Кровь

4

20

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови

1

21

Форменные элементы крови

1

22

Иммунитет

1

23

Тканевая совместимость. Переливание крови

1

Кровообращение

6

24

Строение  и функции кровеносной системы

1

25

Строение и работа сердца

1

26

Регуляция работы сердца

1

27

Давление крови в сосудах. Движение крови по сосудам

1

28

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

1

29

Первая помощь при кровотечениях

1

Дыхание

5

30

Значение дыхания. Строение и функции органов и дыхания

1

31

Газообмен в лёгких и тканях

1

32

Дыхательные движения и их регуляция

1

33

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания

1

34

Первая помощь при обморожении органов дыхания

1

Пищеварение

4

35

Органы пищеварения. Переваривание пищи в ротовой полости

1

36

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

37

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

1

38

Профилактика нарушений работы пищеварительной системы

1

Выделение

2

39

Строение и функции почек

1

40

Мочеиспускание и его регуляция. Предупреждение заболеваний почек

1

Обмен веществ и превращение энергии в организме

4

41

Пластический и энергетический обмены

1

42

Виды обмена веществ

1

43

Витамины

1

44

Нормы питания

1

Кожа

3

45

Строение и значение кожи

1

46

Терморегуляция организма

1

47

Закаливание организма. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Укусах ядовитых змей и клещей, при ужаливании пчёлами

1

Органы чувств. Анализаторы

5

48

Органы чувств и их значение. Строение органа зрения

1

49

Нарушения зрения и их предупреждение

1

50

Орган слуха

1

51

Органы равновесия и мышечного чувства

1

52

Органы осязания. Обоняния и вкуса

1

Высшая нервная деятельность человека (поведение и психика)

8

53

Высшая нервная деятельность животных и человека

1

54

Мышление, речь и внимание

1

55

Память

1

56

Эмоции и чувства человека

1

57

Сон и сновидения

1

58

Темперамент и характер

1

59

Способности и одаренность

1

60

Межличностные отношения

1

Размножение и развитие человека

4

61

Половая система человека. Оплодотворение

1

62

Внутриутробное развитие человека. Роды

1

63

Инфекции. Передающиеся половым путём. Наследственные заболевания

1

64

Развитие человека после рождения

1

Заключение

1

65

Здоровый образ жизни

1

Приложение1

Календарно тематическое планирование

Биология 9 класс

№ раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание причина корректировки

Введение 1.

2

1

1.1

Науки, изучающие строение и жизнедеятельность человека

1

2

1.2

Место человека в системе органического мира. Особенности человека как социального существа.

Общий обзор организма человека 2.

4

3

2.1

Строение и химический состав клетки

1

4

2.2

Жизнедеятельность клетки

1

5

2.3

Ткани организма человека

1

6

2.4

Органы и системы органов тела человека

1

Нервная система 3.

5

7

3.1

Значение, строение и рефлекторная деятельность нервной системы

1

8

3.2

Строение и функции спинного мозга

1

9

3.3

Строение и функции стволовой части головного мозга

1

10

3.4

Передний мозг

1

11

3.5

Вегетативная, или автономная, нервная система

1

Гуморальная регуляция функций организма 4.

2

12

4.1

Железы внутренней секреции

1

13

4.2

Гормоны желез смешанной секреции

1

Опорно-двигательный аппарат 5.

6

14

5.1

Строение скелета человека

1

15

5.2

Химический состав, строение и рост костей

1

16

5.3

Возможные повреждения скелета и первая помощь пострадавшему человеку

1

17

5.4

Скелетные мышцы, их строение и  функции

1

18

5.5

Работа мышц. Утомление

1

19

5.6

Значение физических упражнений и культуры труда в формировании скелета и мускулатуры

1

Кровь 6.

4

20

6.1

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови

1

21

6.2

Форменные элементы крови

1

22

6.3

Иммунитет

1

23

6.4

Тканевая совместимость. Переливание крови

1

Кровообращение 7.

6

24

7.1

Строение  и функции кровеносной системы

1

25

7.2

Строение и работа сердца

1

26

7.3

Регуляция работы сердца

1

27

7.4

Давление крови в сосудах. Движение крови по сосудам

1

28

7.5

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

1

29

7.6

Первая помощь при кровотечениях

1

Дыхание 8.

5

30

8.1

Значение дыхания. Строение и функции органов и дыхания

1

31

8.2

Газообмен в лёгких и тканях

1

32

8.3

Дыхательные движения и их регуляция

1

33

8.4

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания

1

34

8.5

Первая помощь при обморожении органов дыхания

1

Пищеварение 9.

4

35

9.1

Органы пищеварения. Переваривание пищи в ротовой полости

1

36

9.2

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

37

9.3

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

1

38

9.4

Профилактика нарушений работы пищеварительной системы

1

Выделение 10.

2

39

10.1

Строение и функции почек

40

10.2

Мочеиспускание и его регуляция. Предупреждение заболеваний почек

Обмен веществ и превращение энергии в организме 11.

4

41

11.1

Пластический и энергетический обмены

1

42

11.2

Виды обмена веществ

1

43

11.3

Витамины

1

44

11.4

Нормы питания

1

Кожа 12.

3

45

12.1

Строение и значение кожи

1

46

12.2

Терморегуляция организма

1

47

12.3

Закаливание организма. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Укусах ядовитых змей и клещей, при ужаливании пчёлами

1

Органы чувств. Анализаторы 13.

5

48

13.1

Органы чувств и их значение. Строение органа зрения

1

49

13.2

Нарушения зрения и их предупреждение

1

50

13.3

Орган слуха

1

51

13.4

Органы равновесия и мышечного чувства

1

52

13.5

Органы осязания. Обоняния и вкуса

1

Высшая нервная деятельность человека (поведение и психика) 14.

8

53

14.1

Высшая нервная деятельность животных и человека

1

54

14.2

Мышление, речь и внимание

1

55

14.3

Память

1

56

14.5

Эмоции и чувства человека

1

57

14.6

Сон и сновидения

1

58

14.7

Темперамент и характер

1

59

14.8

Способности и одаренность

1

60

14.9

Межличностные отношения

1

Размножение и развитие человека 15

4

61

15.1

Половая система человека. Оплодотворение

1

62

15.2

Внутриутробное развитие человека. Роды

1

63

15.3

Инфекции. Передающиеся половым путём. Наследственные заболевания

1

64

15.4

Развитие человека после рождения

1

Заключение 16

1

65

16.1

Здоровый образ жизни

В резерве 3 часа

3

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...